— Михаил Геннадьевич, инфляция в Пензенской области с начала года превысила 8%. Это больше, чем в среднем по Поволжью и по России. Продуктовая инфляция ещё выше. Когда мы спрашиваем экспертов, почему это происходит, они поясняют нам, что в регионе плохо развита промышленность…
— Она у вас не неразвита, она у вас убита. Сначала промышленность уничтожалась политикой присоединения к ВТО, потом оставшиеся предприятия начали перерегистрировать в Москве, чтобы они платили налоги в столице. Поэтому судить регионы типа Пензенской области нельзя, они находятся в ситуации искусственно созданного денежного голода.
Кроме промышленности, есть много других способов заработка. В городе Мышкин сделали музей мыши. Он был мало кому интересен. Потому рядом с музеем мыши открыли музей водки с дегустацией. И всё стало хорошо. Посетив музей водки, музей мыши граждане проглатывают на раз. Город хорошо зарабатывает на туризме.
Позапрошлый губернатор Василий Бочкарев у вас лояльно относился к малому и среднему бизнесу, поэтому состояние предпринимательства сейчас удовлетворительное. Если бы Бочкарев относился к нему, как Александр Руцкой в Курской области в 90-е годы, то у вас сейчас было бы хуже, чем в Марий Эл.
У вас здесь оборонка уцелела, а оборонка всегда связана с изобретениями. У вас есть пустующие помещения технопарка, так создайте условия, чтобы там могли заниматься изобретениями. У вас очень сильная фармацевтика. В Москве пензенские лекарства котируются. Власти могут помочь региональному бизнесу раскрутиться, для этого, например, брать с собой на разные форумы.
Добейтесь, чтобы у вас был создан фармацевтический кластер, под такие идеи федеральный центр выделяет деньги, развивайте у себя фармацевтику.
Организуйте у себя производство настоек. Почему Мордовия забила весь буфет Администрации Президента своими «Чистыми росами», а Пенза этого не сделала? Ведь производство водки технически несложное.
— У нас сейчас губернатор выбивает инфраструктурные кредиты…
— Молодец ваш губернатор, потому что инфраструктура – это то, на чём потом начинает развиваться бизнес. Если это бюджетные кредиты, под 0 или 0,5% годовых, надо брать, пока дают, потом будете осваивать. А если ещё и своим местным строителям подряды отдавать…
— Система госзакупок не разрешает так делать, перед ней подрядчики из всех регионов равны.
— Вы правы, но есть же законные методы, практика правоприменения. В Брянской области все дороги были разбиты, потому что их строила местная этническая мафия. Так добавили пункт в госконтракт: 5-летнее обслуживание после строительства. И строить стали нормально. Бизнес по определению плохой, это машина по извлечению прибыли из чего угодно. Смысл государства ставить его в такие рамки, чтобы он приносил пользу.
— У нас бизнес активно впустили в систему ЖКХ, и теперь на коммунальщиков обижаются, что они мало вкладывают в коммуникации.
— Передача коммунальных сетей бизнесу, даже если речь идет о концессии, ведёт к завышению тарифов. Если концессия долголетняя, то за состоянием труб всё-таки следят, но всё равно тарифы повышают. Потому что бизнесу надо извлечь прибыль.
В чём проблема муниципального предприятия? В воровстве и раздолбайстве. Но муниципальному предприятию можно сказать: ребята, если вы соблюдаете технические нормативы, то всё, что сэкономили, будет ваше. А с бизнесом спорить тяжело, тем более, что сейчас в сфере ЖКХ образовались федеральные корпорации. Региональные власти с ними ничего сделать не могут. В любом суде федеральная корпорация победит региональную власть.
Бизнесу можно передавать те сферы, где есть конкуренция. Но я не могу подвести к своему дому два водопровода и две канализации. Значит, это естественная монополия, приводить сюда бизнес – это смерть для ЖКХ.
— А к общественному транспорту это правило относится? У нас, как и во многих городах, почти отказались от муниципальных автопарков. А частные перевозчики повышают цены и ФАС ничего с этим сделать не может.
— ФАС не имеет реальных полномочий. В Петрозаводске в казённом троллейбусном парке снизили цены в 1,5 раза. Мэр, правда, своей должности лишился, но убыточный троллейбусный парк стал прибыльным.
— У нас также периодически обсуждается судьба троллейбусного парка: пустить его на металлолом или оставить в живых.
— Если троллейбусы совсем старые, то дешевле от них избавиться. Частников тоже можно использовать, но для этого их нужно контролировать. Городская администрация должна проверять размер тарифа, количество маршруток. Это в идеале. Но на деле муниципалитеты часто аффилированы с этими, прости господи, бизнесменами-перевозчиками. Поэтому к контролю должна подключаться региональная власть и федеральные органы.
Завышение тарифов можно трактовать как мошенничество в составе организованной группы по предварительному сговору. Тут уже следственный комитет будет лапки потирать. А учитывая социальную значимость, к нему может присоединиться и ФСБ.
— Почему вы предупреждаете, что нужно забирать деньги из региональных банков?
— Я очень уважаю местные банки, они добрые и светлые на фоне наших финансовых гигантов. Но маленький банк — это всегда угроза. Еще на 20% снизится уровень жизни в регионах, и что будут делать региональные банки? Да, государство гарантирует возврат 1,4 млн рублей со вкладов, но граждане получают свои деньги не сразу, а через какое-то время. Банки-помойки нужно было уничтожить, я призывал к банковской санации 10 лет. Но не думал, что она будет осуществляться методами 1937 года.
— Как сегодня гражданам сохранить деньги?
— Делать вклады в крупные банки и покупать валюту.