Перед самыми новогодними праздниками премьер Мишустин подписал постановление правительства, вводящее с 15 февраля по 30 июня 2022 года тарифную квоту на экспорт зерна в размере 8 млн.т. пшеницы и 3 млн.т. кукурузы, ячменя и ржи.
В прошлом году общая квота экспорта зерновых была в 1,6 раза больше и составляла 17,5 млн.т.; кроме того, пшеница не выделялась, а шла в общем ряду.
Кроме того, в качестве дополнительной регулирующей меры продолжит действовать меняющаяся еженедельно плавающая экспортная пошлина, введенная в прошлом году, а контроль за реализацией зерновых будет автоматизирован.
Ограничение экспорта носит мягкий, индикативный характер и является вполне рыночной мерой. Понятно, что оно увеличивает предложение на внутреннем рынке и, соответственно, способствует сдерживанию цен на нём.
Квотирование экспорта и гибкая вывозная пошлина дополнены выделением правительством Мишустина более 10 млрд.руб. на поддержку производителей зерновых для предотвращения «импорта инфляции». Эти средства разделены между 62 регионами пропорционально объему производства (правда, мукомолы и хлебопеки лишились субсидий, которые они получили в минувшем году).
Реакция премьера Мишустина представляется абсолютно верной на фоне как снижения сбора зерна в России (вызванного прежде всего продолжением либеральной политики вымаривания страны искусственно созданным денежным голодом, произволом монополий и разрушением единого экономического пространства под предлогом коронавируса), так и надвигающегося глобального продовольственного кризиса.
Последний вызван как разрушением глобальной логистики, приобретшем собственную динамику (продолжать говорить о ее «кризисе» уже просто неловко), так и вполне конкретной проблемой, связанной с резким сокращением производства азотных удобрений в Европе.
Резкое подорожание природного газа, вызванное превращением климатического мошенничества (наряду с мошенничеством медицинским) в ключевой фактор европейской стратегии, привело среди прочего к остановке ряда производств удобрений. Учитывая, что почвы значительной степени Западной Европы давно лишились естественного плодородия и растениеводство на них является разновидностью гидропоники, это грозит превращением Европы в значимого импортера зерна. (Стоит отметить, что и без этого в силу коронабесия и изменения климата урожай пшеницы 2021 года в Европе и Северной Америки стал едва ли не минимальным с 60-х годов, что и привело к скачку цен на зерно во втором полугодии, компенсированном лишь зерном Южной Америки и Австралии.)
В силу её высокой покупательной способности это зерно не попадет в более бедные регионы мира (например, Северную Африку, в которой необдуманное прекращение экспорта зерна президентом Медведевым в 2010 году стало одним из факторов «арабской весны» в 2011), что вызовет новые бедствия, усиление миграционного и террористического давления, в том числе на относительно благополучные страны Запада.
Разумное решение премьера Мишустина существенно снижает потенциальное влияние ожидаемой дестабилизации на Россию, укрепляет нашу продовольственную безопасность и при этом содействует развитию нормальных рыночных механизмов регулирования и цифровизации (так как в наступившем году заработает Федеральная информсистема прослеживаемости зерна и продуктов переработки, которая качественно расширит возможности госконтроля, включая ограничение произвола монополий и оперативное, в том числе опережающее реагирование на угрозу возникновения локальных дефицитов или переизбытков).
Разумеется, система защиты национального рынка зерна будет трансформироваться по мере развития ситуации и конкретизации (или, наоборот, ослабления) намечающихся угроз. Однако ключевой шаг правительством Мишустина сделан вовремя, и существенное снижение экспортной квоты, какое бы недовольство агрохолдингов и зерновых олигархов оно бы ни вызывало, является признаком адекватного понимания как глобальных, так и локальных перспектив.