Михаил Геннадьевич, турецкий телеканал A Haber сообщил, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе телефонных переговоров с Владимиром Путиным заявил о возможности использования российского рубля в торговле. Насколько это сейчас выгодно для России?

— На данный момент наше экономическое состояние очень трудное и неопределенное. Цены подскочили безумно, потому что государство никак не ограничивает произвол монополий, не борется с искусственно создаваемым ажиотажем. Во-первых, любой производитель думает, что не надо продавать товар сегодня, если можно завтра продать дороже, придерживая товар в каждой точке. Во-вторых, разрываются договора. В-третьих, поскольку большая неопределённость, большая часть бизнеса мыслит в долларах, задирают цены вслед за курсом валюты. Даже если они никак не связаны с импортом, они все равно мыслят в валюте.

Что касается торговли в рублях с Турцией, обсудить возможность — это не значит начать торговать. Но в принципе эта идея достаточно давно высказывается, на моей памяти еще с 1988-го года. Это здравая идея. В Турции, когда был развит туризм, в некоторых местах можно было расплачиваться рублем, по нехорошему курсу, но все же была такая возможность. Это может быть нам сейчас выгодно учитывая падение лиры, рубли могут быть для турков более приемлемым вариантом. Но с турками очень сложные переговоры, с ними всегда трудно договариваться.

— По кому в первую очередь бьют введенные против России санкции?

— Эти санкции бьют по производству – это самое главное. Одичалые либеральные реформаторы за минувшие 15 лет практически уничтожили систему производства комплектующих в России. В результате чего мы критически зависим от Запада по самым простым вещам, деталям, аппаратам. И переориентироваться сейчас на Китай очень небыстро и очень сложно. Поэтому у нас производства сейчас встали не потому, что нет денег, а потому что нужны расходные материалы. И как их получать не очень понятно, ещё и при полном бардаке финансовой системы.

— Многие в России и на Западе забывают, что санкции рикошетом отражаются и бьют и по тем, кто их вводит. Как уже отразилось это на Европе и США?

— К сожалению, мы по Западу целенаправленно не бьём. А западная современная демократия такова, что им совершенно плевать на то, что происходит с людьми, как и украинским элитам. Весна и лето в Европе будут холодными, осень — голодной. Очень надеюсь, что мы не будем поставлять им ни зерна, ни минеральных удобрений. Но не нужно думать, что это их остановит без наших дополнительных мер. Пока не остановлена прокачка газа в Европу по всем трубопроводам, кроме «Северного потока-2», они скушают и 4 тысячи за кубометр газа. Поругаются, потерпят, но скушают. В Германии в два раза уже выросла цена на дизельное топливо, потому что немцы скупают его для отопления, и цена уже дороже бензина. Но это мы еще даже не начали отвечать. И без дополнительных мер и воздействия этого может не хватить с нашей стороны.

— Есть информация, что режим закрытого неба для России уже доводит европейские авиакомпании до банкротства.

— Нужно учитывать, что банкротство на Западе и в России – это разные вещи. Процедура банкротства на Западе ориентирована на сохранение рабочих мест, а не на физическое уничтожение предприятий, как у нас. Да, кредиторы теряют деньги, но Европейский центральный банк еще напечатает, а люди будут летать экономом. При нынешнем уровне жизни европейцам скоро будет особо некуда летать и не за чем. Но это все не те потери, которые являются критичными, которые заставят их включить голову и отказаться от идеи нас уничтожить.

— А какие меры с нашей стороны могут оказаться критичными? Как нам нужно отвечать?

— Мы должны предпринимать специальные мероприятия, торговые, финансовые, технологические. Я предлагал просто не платить долги странам-агрессорам. Президент России подписал указ о том, что можно платить в рублях долги на специальном счёте. Например, предприятие или заёмщик расплатились, а если кредитору нужны деньги, то пусть обращается в Центральный банк РФ. Секретарь Генерального совета партии «Единая Россия» Андрей Турчак выдвинул идею, что если фирма начинает уходить из России, то можно национализировать имущество этой фирмы. Наверное, имеется в виду выкуп, но я считаю, что это было бы пошло и аморально. Нужно просто конфисковывать. Но какие-то поползновения к разуму у наших наблюдаются. Нам грозятся прекращением поставок полупроводников.

Мы в ответ должны остановить поставки сапфировых подложек (это пластины из искусственного камня, применяются в микроэлектронике для наращивания слоёв из различных материалов, например, кремния), без которых эти полупроводники невозможны. Мы должны остановить поставки палладия, без которых также невозможно делать полупроводники. Уже остановили поставки неона, который также нужен для полупроводников. И поставлять нужно только то, что нужно нам и Китаю. А все остальные пусть выковыривают старые полупроводники. Сапфировые подложки – это тот критически важный товар, которым можем держать за горло всех.

ИсточникAurora.network
Михаил Делягин
Делягин Михаил Геннадьевич (р. 1968) – известный отечественный экономист, аналитик, общественный и политический деятель. Академик РАЕН. Директор Института проблем глобализации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...