Во исполнение указа президента Путина «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» премьер Мишустин оперативно утвердил перечень компаний, с которыми (и с подконтрольными которым компаниями) российским юридическим и физическим лицам запрещены какие бы то ни было финансовые операции и поставки каких бы то ни было товаров. В списке пока 31 предприятие, включая польского оператора газопровода «Ямал-Европа», обеспечивающую поставки трубопроводного газа России в Германию, Англию, страны Бенилюкс, Венгрию и Болгарию торговую группу, подземные газохранилища Германии, выведенные Западом из-под контроля «Газпрома» торговые предприятия во Франции, Италии, Австрии, Чехии, Румынии, США и Сингапуре.
Этот внятный, жесткий и при этом демонстративно обдуманный и пока весьма ограниченный ответ в наиболее чувствительной для стран-агрессоров газовой сфере свидетельствует не только о способности России к самозащите, но и о готовности нанесения новых ответных ударов как в газовой, так и в других чувствительных для Запада сферах – отнюдь не сразу, а лишь по мере прояснения его деструктивной позиции.
Не менее существенным, хотя и символическим проявлением решимости России отстаивать свои национальные интересы стало исключение премьером Мишустиным бывшего художественного руководителя театра Вахтангова русофоба Туминаса из числа получивших госпремию в области культуры. (В беседе с пранкерами тот выразил готовность поставить спектакль «Мой друг Бандера», устроить диверсии в театре Вахтангова и заявил о необходимости «стереть из памяти» русских артистов).
Ранее статусные русофобы от культуры выглядели принципиально неприкосновенными, и даже констатация самоочевидного права государства не тратить бюджетные деньги на антигосударственные и антинародные «культурные» мероприятия сама по себе считалась чем-то непристойным и совершенно недопустимым.
Решение председателя правительства, создав надежду на нормализацию культурной политики России, серьёзно подкрепило его действия, направленные на обеспечение суверенитета и развития в экономической сфере.
Масштабы этих действий беспрецедентны: финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных планом только первоочередных действий правительства Мишустина, превышает 5 трлн.руб.. Общий же размер планируемого бюджетного стимула в текущем году оценивается в 8 трлн.руб., что станет основным фактором стабилизации социально-экономической сферы.
Разумеется, эта колоссальная величина предусматривает поддержку и населения, и регионов, и бизнеса (включая субсидирование программ льготного кредитования, гранты, государственные гарантии и инвестиции).
В частности, уже приняты решения об обнулении ввозных пошлин на технологическое оборудование, комплектующие, сырье и материалы для крупных инвестиционных проектов, прежде всего в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте и IT.
При этом правительство Мишустина учитывает специфику не только отраслей, но и регионов: так, для превентивного противодействия кризисным явлениям на Северном Кавказе оно дополнительно выделило на кредитно-гарантийную поддержку малого и среднего бизнеса федерального округа более 1,1 млрд.руб..
Но основное значение имеют, конечно, универсальные, общефедеральные меры.
Один лишь мораторий на проверки за год сэкономит бизнесу более 60 млрд.руб. в год в виде расходов на оплату отвлекаемых проверками от своих повседневных обязанностей работников.
Отсрочка по уплате страховых взносов за II квартал текущего года до мая 2023 коснется до 52 млн. работников – более двух третей всей рабочей силы России!
Вместе с тем невозможно игнорировать самоочевидную необходимость комплексного освобождения отечественной элиты, — причем не только государственной и финансовой, но и культурной, и образовательной, — от явных и скрытых представителей Запада, органически враждебных России или, как минимум, не способных даже представить себе самой возможности самостоятельного развития России и ее суверенитета.
В свете этой объективной задачи лишение Туминаса статуса лауреата госпремии России представляется не менее значимым событием, чем триллионы, буднично, без шумихи, в рабочем порядке направляемые на поддержку нашей экономики.