Сколько уже было сказано про нелепость и неестественность «Дня России», который до 2002 года назывался Днём принятия декларации о государственном суверенитете или, неофициально, Днем независимости. Какой независимости? От кого? День независимости Англии и Франции от своих империй – и то выглядел бы менее странно, ведь земли этих империй были разбросаны по всему свету, а не представляли собой сплошной территориальный комплекс.
Борьба Ельцина с союзным центром и его коалиция с национал-сепаратистами из других республик была даже не продолжением лозунга «за нашу и вашу свободу» времен солидарности российских революционеров с польскими повстанцами, а чем-то вроде прихода лидера Американской Нацистской партии Джорджа Рокуэлла на съезд негритянской организации «Нация ислама». Рокуэлл считал, что у черных и белых радикалов одна цель – разделение США на районы, принадлежащие только тем и только другим, назло вашингтонскому федеральному центру; правда, он видел в этом крайнюю меру: «Негры хотят получить кусок Америки, а я бы предпочёл отправить их в Африку». Но то, что в американском случае стало лишь мимолетным занятным фактом истории, у нас оказалось реальным и плодотворным объединением ради развала.
Не говорю уже о том, что Ельцин руководствовался не интересами России, пускай и преступно неправильно понятыми, а лишь логикой борьбы за личную власть и против личного недруга – Горбачева. Предлагали ведь умные люди в военно-силовых структурах сделать Ельцина вместо Горбачева президентом СССР, чтобы он со своей звериной волей и вкусом к власти уже не расшатывал, а пытался спасти страну, ведь целый Союз как вотчина привлекательнее одной РСФСР-РФ. Кстати, уже после августовского путча сам Ельцин и некоторые члены его окружения подумывали над перезамыканием обновленного Союза с надреспубликанского горбачевского центра конкретно на Россию либо хотя бы на возвращение многочисленных русских земель Украины и Казахстана. Но возобладала инерция разрушения и нигилизма.
Российская Федерация, суверенная и независимая прежде всего от рассудка, предавшая саму себя и десятки миллионов русских за пределами своих беловежских границ, попала в положение, которое лучше всего описывать в медицинских терминах. И еще литературно-кинематографических – классический сюжет, когда герой после тяжелых травм потерял память и весь фильм и книгу мучительно вспоминает, кто он. Очевидно, что кто-то, что позади долгая насыщенная жизнь, но какая, чья, с кем? Память возвращается тяжело, урывками ощущений, эмоций, портретов родных и близких, профессиональных навыков, иногда остающихся на высоком уровне. В одних произведениях память возвращается полностью, в других человек так и умирает физически под новым именем и в окружении новой семьи. Объем сохраненной РФ памяти иллюстрирует знаменитая фраза Дмитрия Медведева в новогоднем президентском обращении 31 декабря 2010 года: «Россия – молодая страна, в наступающем году ей исполнится всего двадцать лет».
Почему граница РФ с Белоруссией, Украиной и Казахстаном отделяет друг от друга населенные пункты, не различающиеся ни одной черточкой архитектуры, быта и внешности жителей? Почему православные верующие Белгорода молятся в храмах РПЦ, а соседнего Харькова – некоей полунезависимой УПЦ МП, которую хотят заменить совсем уж независимой «автокефальной» УПЦ? Почему русские солдаты могут умирать за Грозный, Цхинвал и мир в Таджикистане (при всем почтении к участникам этих конфликтов и особом преклонении перед теми, кто пал в Грозном), но должны безучастно смотреть на укронацистские «поезда дружбы», идущие в Крым, и патрули «скажи паляниця» на улицах городов Новороссии?
Почему 7 ноября у нас не отмечают как день революции, но и не отменяют совсем, а превращают в громоздкий День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции? Почему российские правители боятся одновременно мавзолея и его сноса, к 9-му мая драпируя сооружение и выступая со специальной примыкающей трибуны? Удивительно, кстати, но во второй половине девяностых Ельцин принимал Парад либо на мавзолее с деликатно закрытым словом «Ленин», либо на трибуне рядом, но без драпировки, а в 1996-м и ЕБН был на мавзолее, и слово в открытом виде.
Почему, снимая кассовые фильмы про военные, разведывательные, спортивные, культурные и космические успехи СССР из-за дефицита современных, приходится всячески показывать, что они достигнуты не благодаря государству, а едва ли не вопреки ему? Почему нашей главной и центральной национальной идеей признаны «достаток и комфорт», и чем такая идея отличается, например, от брунейской и конголезской? Чем страстная мечта российских элит об интеграции в «мировое цивилизованное сообщество» отличается от такой же мечты остальных экс-советских республик, кроме как желанием старшего по званию в рассыпавшейся перед лицом противника части сдаться в плен «по статусу» и попасть в офицерский барак с питанием получше? На все эти вопросы под девизом «Россия – молодое государство» ответов нет и быть не может.
Иногда впавший в беспамятство человек сталкивается с агрессивно настроенным врагом из «прошлой жизни» и вынужден защищаться, даже не понимая толком, почему и за что на него напали. Российская военная спецоперация на Украине, глубоко вынужденная и невероятно запоздавшая, сродни такой защите. Российское руководство, начиная операцию и проводя её, на ходу и по ходу постоянно перебирало обоснования этого проведения: денацификация, демилитаризация и демократизация Украины, «территориальная декоммунизация», помощь всей Украины в преодолении нацизма, помощь только Юго-Востоку, помощь конкретно Донбассу, борьба с угрозами НАТО, биологическим и возможным ядерным оружием киевского режима.
Внятная иерархия этих аргументов и угроз, большинство из которых сами по себе правильны — а некоторые, как помощь Донбассу, и вовсе подтверждены обильно пролитой кровью – не сложилось до сих пор. Но взамен мозаике приходит целостная картина, включающая все главное и, как любое целое, превосходящая сумму частностей. Мы нащупываем точки опоры для ратного подвига и тылового быта в лучшем из нашего исторического опыта, от Крещения Руси, «Русской Правды», Куликовской битвы, Ледового побоища и Брусиловского прорыва до 9 Мая, полета Гагарина и «великих строек коммунизма». В послесоветском, кстати, тоже – кошмарные реалии украинского плена заставляют вспомнить подвиги Евгения Родионова и Магомеда Нурбагандова. Одновременно СВО начинает находить обоснования уже в самой себе. В сегодняшнем героизме наших воинов, страданиях мирных жителей Донбасса от террористических обстрелов, в зверствах противника, в радости населения освобожденных областей нашей армии и нашей администрации не только как носителям тысячелетних славных традиций, но и как символам порядка и нормальности здесь и сейчас.
К героизму прошлого добавляется новый героизм, новые образы, былины, слова, новые, как принято говорить, мемы, столь важные для информационной эпохи. Государство еще толком не умеет работать с ними. Доказательство – случай с переименованием площади возле посольства США. Святую тему Донбасса решили низвести до мимолетного троллинга американцев, да и то – вместо Площади Защитников Донбасса или Площади Героя России Владимира Жоги выбрали более безликую Площадь ДНР (в абсолютную «народность» голосования на сайте «Активный гражданин» я верю не до конца). Учитывая противоречивость самого троллинга, может, и к лучшему. Общество правильному пониманию и воплощению новой героики учится активно и успешно. Дай Бог, и государство, научившись, найдет лучшее применение высокому.
Шанс, что научится, появился, пусть и теплится пока очень робко. Наша политическая система, казавшаяся совершенно безнадежной с точки зрения развития страны и отстаивания ее, а не управляющих семей интересов, начала подавать некоторые разрозненные признаки укоренения в родной почве. Иногда весьма символичные: то самый Дмитрий Медведев, некогда провозгласивший Россию «молодым государством», несколькими короткими запоминающимися фраза на тему противостояния России и ее исторических соперников пересказал «Россию и Европу» Данилевского и пушкинское «Клеветникам России».
Обретая почву и прошлое, мы обретаем настоящее и будущее вместо невнятного тумана обрывочных воспоминаний и головной боли от них. У нас появилась возможность идти дальше и творить продолжение великой истории, а не уйти от фантомных болей и вспышек бессознательного в могилу, на которой напишут чужое, придуманное кем-то имя или вообще номер, присваиваемый безымянным покойникам.
Разрывая оковы беловежского позора, от эпохи которого нам достался нынешний «День России», мы идем к новому, настоящему Дню Россию. Некоторые предлагают сделать им 24 февраля, день начала СВО, совместив заодно с Днем защитника Отечества. Думаю, лучше будет назначить его на День нашей новой Победы. Настоящей, а не какого-нибудь пораженческого «договорняка», назначенного «победой» теми, кто желает оставить Россию «молодым государством» без прошлого и будущего.