Александр Гапоненко: Советская нация. Реванш троцкистов и реставрация старой этнической иерархии

Продолжаем публикацию серии статей об истории советской нации (См.: А.Гапоненко. Русская нация: создание этнической иерархии. А.Гапоненко Сталинская корректировка этнической иерархии).

Смерть И. Сталина в марте 1953 г. нарушила баланс власти в верхушке ВКП(б). После «ленинградского дела» влияние национал-большевиков было ослаблено. Это дало возможность интернационалистам и национал-коммунистам шанс вернуть, утраченное влияние.

Восстановление троцкистами этнической иерархии советской нации
В начале 1953 г. на ведущие позиции в партии выдвинулись интернационалисты Г. Маленков, Н. Хрущев и национал-коммунист Л. Берия. Они образовали триумвират, который стал искать поддержку в среде национал-коммунистов в союзных и автономных республиках. Наиболее сильные позиции были у Л. Берии, который опирался на своих ставленников в министерстве внутренних дел.

В ходе борьбы за личную власть Н. Хрущев обыграл Л. Берию, опираясь на русских военачальников. Всемогущего министра арестовали, судили и расстреляли. Его сторонников также убрали из власти. Однако от поддержки национал-коммунистов Н.Хрущев не отказался. Последним было разрешено продолжить политику коренизации, инициированную Л Берией.

Для того, чтобы получить поддержку влиятельной украинской национал-коммунистической группировки Н. Хрущев вывел из состава РСФСР и передал в состав Украинской ССР Крымскую область.

В мае 1954 г. была проведена обширная амнистия лиц, осужденных по статьям о контрреволюционной деятельности. Под амнистию попали в первую очередь троцкисты и представители этнических элит, репрессированные в 30-е гг.

В сентябре 1955 г. были амнистированы латыши, литовцы, эстонцы, западные украинцы, западные белорусы, молдаване, сотрудничавшие с немецкими оккупантами в годы войны. Срок назначенных им судами наказаний за совершенные преступления в годы войны к этому времени не истек. Всем амнистированным разрешили вернуться жить в свои республики.

Показательна в этом отношении поддержка Н. Хрущевым, занимавшим в это время пост первого секретаря ЦК КПСС, украинских национал-коммунистов. 17 сентября 1955 г. Президиум Верховного Совета СССР, по инициативе Н. Хрущева, в честь 10-летия Победы, издает указ «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Реабилитированы были все лица вне зависимости от их национальной принадлежности, обвиняемые в коллаборационизме. Восьмой пункт этого постановления гласил: «Поручить СМ СССР принять меры к облегчению въезда в СССР советским гражданам, находящимся за границей, а также членам их семей, независимо от гражданства, и их трудоустройству в Советском Союзе».

Этот пункт открывал дорогу для возвращения в СССР оуновцев и других украинских националистов, которые в это время скрывались на Западе. Амнистированные национальные буржуазные элиты легко смогли пройти политическую «натурализацию». Многие из них впоследствии стали коммунистами и продвинулись в руководстве Украинской ССР. Естественно, возвращаясь в СССР, эта группа лиц несла с собой сильный антисоветский ценностный заряд. В Украинской ССР после принятия рассматриваемого постановления начинается скрытное восстановление структур ОУН.

В других союзных республиках массового возврата бежавших за рубеж нацистских преступников не происходило.

В феврале 1956 г. прошел ХХ съезд КПСС. На нем Н. Хрущев сделал доклад, в котором осудил репрессивную политику И. Сталина против троцкистов и национал-коммунистов. Представлено это было, как осуждение репрессивной политики вообще и переход к эпохе демократизации. Это позволило существенно ослабить позиции национал-большевиков в партии. После этого троцкисты активировали формирование своей социальной и этнической базы.

В 1957-1958 гг. троцкисты разрешили репрессированным народам вернуться на территории, с которых они были депортированы за полтора десятилетия до этого. Автономии «репрессированных народов» восстановили. Так вновь появилась Чечено-Ингушская АССР. От Ставропольского края в эту автономию передали три района, населенных русскими. Пригородный район остался в составе Северо-Осетинской АССР. Калмыкам статус «автономно-республиканский» народ заменили статусом «автономно-областной «народ. Вместо Калмыкской АССР учредили Калмыкскую АО. Калмыкам не вернули два населенных русскими района, а оставили их в составе Астраханской области. Балкарцам вернули статус «автономно-республиканского» народа и после их возвращения на родину Кабардинская АССР была переименована в Кабардино-Балкарскую АССР. Карачаевцам вернули статус «автономно-областного» народа и после их возвращения Черкесская АО была преименована в Карачаево-Черкесскую АО.

Автономии поволжских немцев и крымских татар восстановлены не были. Этим двум народам не разрешили вернуться на историческую родину и им не вернули статус «автономно-республиканских» народов.. То есть эти народы, даже в представлении правящих троцкистских элит остались виновными в совершении преступлений против советской нации.

При возвращении «репрессированных народов» на места их прежнего проживания они стали силой выселять русских и других не титульных жителей, переселенных туда по решению национал-большевиков. Русские вынуждены были бежать из восстановленных национальных автономий. Вышло, что русские подверглись репрессиям. Русские, из числа терских и семиречинских казаков не были реабилитированы, им не разрешили вернуться на прежние места проживания.

Таким образом троцкисты отказались от репрессивной политики по отношению к этническим меньшинствам, которые выступали с оружием в руках против других членов советской нации, восстановили большую часть их государственных образований, вернули им право создавать свои социальные инструменты и институты, получать бюджетное финансирование. В отношении русских ни реабилитации, ни предоставления права на создание своих социальных инструментов и институтов не было сделано.

Таким образом троцкисты практически полностью восстановили этническую иерархию, которую достаточно сильно откорректировали сталинисты. На этом они не остановились.

В качестве одного из инструментов привлечения национал-коммунистических элит на свою сторону Н. Хрущева выбрал предоставление им большей самостоятельности в распоряжении экономическими ресурсами. Для этого в феврале 1957 г. было принято правительственное постановление, в соответствии с которым разрушалась система отраслевого управления промышленностью и создавались территориальные органы управления народным хозяйством — совнархозы. Руководство союзных и автономных республики получали в результате этой реформы в свое распоряжение основную массу промышленных предприятий, находившихся на их территории. Соответствующим образом возрастала их налоговая база, росли средства, которые направлялись на развития титульных этносов.

Разрушение министерской системы управления промышленностью вызвало опасения национал-большевистской группировки в полной потере власти. Именно поэтому руководители национал-большевиков В. Молотов и Л. Каганович в июне 1957 г. попытались снять главу партии с его поста. Они даже получили поддержку интернационалиста Г. Маленкова. Однако ЦК партии, в котором уже преобладали сторонники Н. Хрущева, их не поддержал.

Границы совнархозов на первом этапе реформы полностью совпадали с границами автономных республик, но союзные республики были разбиты на отдельные хозрасчетные регионы. Поэтому троцкистами в 1960 г. было принято решение об укрупнении совнархозов и создании управленческих органов на уровне союзных республик. Тем самым экономическая власть передавалась уже национал-коммунистам не только в автономных, но и в союзных республиках..Внедрение совнархозов сопровождалось разделением партийных органов на промышленные и сельскохозяйственные, что вносило хаос в сложившуюся систему партийного управления народным хозяйством.

Все это сопровождалось развитием сепаратистских настроений в рядах национал-комунистов. Национал-большевики и интернационалисты объединились перед лицом общей угрозы и в октябре 1964 г. Н. Хрущев был снят с поста руководителя партии.

Консенсус элит и консервация этнической иерархии — застой

После смещения Н. Хрущева с поста руководителя компартии национал-большевики и интернационалисты начали медленное оттеснение от власти национал-коммунистов. Однако массовой чистки национал-коммуниство они не предприняли и в конце концов установилось равновесие сил между тремя основными группировками в рядах КПСС. Это равновесие поддерживалось весь период нахождения у власти первых руководителей партии — Леонида Брежнева, Юрия Андропова и Константина Черненко.

В условиях равновесия сил и отказа от любого рода репрессий национал-коммунисты интенсифицировали свои попытки завершить строительство собственных народов и переключиться на превращение их в нации. Делалось это различными способами.

Вот как, например, шло строительство самостоятельной еврейской нации. Переезжать в созданную для них в Сибири автономную область евреи не хотели. Несмотря на отказ основной массы евреев от исторического языка иврита и успешного освоения советизированного языка идиш, несмотря на полное включение еврейской элиты в состав советской элиты, в их среде развивались буржуазные национальные настроения. Эти настроения выражали не еврейские национал-коммунисты, а еврейские буржуазные элиты — сионисты. Власти пытались путем преследования активистов-сионистов ослабить эти настроения, но под давлением сильного международного лобби, вынуждены разрешить еврейскую эмиграцию.

В 1965 г. советские власти повысили ежегодную квоту на эмиграцию евреев в Израиль в три раза — до 1500 человек в год. Затем эта квота увеличивалась еще несколько раз. В период 1970-1988 гг. в эмиграцию уехало около 283 тыс. советских евреев.

Размах еврейской эмиграции коммунисты первоначально пытались сбить введением немалых сборов за полученное образование в СССР при разрешении эмиграии, публичным осуждением выезжавших по месту работы, изгнанием с ответственных постов и исключением из партии руководящих работников еврейского происхождения. Однако это не давало предполагаемых результатов. Налицо был явный провал политика советизации одного из самых влиятельных этнических меньшинств.

Неудачи в процессе советизации стали проявляться в изменении этнической структуры советской нации. Доля русских, которых удавалось в наибольшей степени советизировать в общей численности населения СССР стала стремительно сокращаться.

При общем росте населения СССР с 208,8 млн. человек в 1959 г. до 286,7 млн. человек в 1989 г. удельный вес русских сократился с 54,7 % до 50,7%. Удельный вес русских вместе с украинцами и белорусами также уменьшился. Если в 1959 г. русские, украинцы и белорусы составляли вместе 76,3% населения страны, то в 1989 г. уже только 69,7%.

Доля русских в РСФСР уменьшилась за период с 1959 по 1989 гг. с 83,3% до 80,9%, в Украинской ССР — возросла с 13,2% до 21,9%, в Белорусской ССР возросла с 7,5% до 12,8%. Русские уезжали из РСФСР в другие союзные республики или вымирали, их место занимали выходцы из других союзных республик, естественный прирост у приезжих был выше, чем у русских.

В Казахской ССР доля представителей титульной нации поднялась 30,0% в 1959 г. до 39,6% в 1989 году, в Узбекской ССР — с 62,1 % до 71,2%, в Таджикской ССР — с 53,1 % до 62,0, в Киргизской ССР — с 40,5 % до 52,3%, в Туркменской ССР с 60,9 % до 71,4%. Произошло все это как за счет бурного демографического роста титульной части населения, так и за счет отъезда не титульного населения. В том числе на постоянное место жительства в РСФСР, Украинскую ССР и в Белорусскую ССР возвращалось эвакуированное во время войны или депортированное русское население. Правящие национал-коммунистические элиты в рассматриваемом регионе активно содействовали этим миграционным процессам.

Доля титульного населения в это же время в Азербайджане возросла с 67,4% в 1959 до 82,8% в 1989 гг., в Армении с 88,0% до 93,3%, в Грузии с 65,0% до 68,5 %. То есть, в Закавказье наблюдался бурный процесс создания этнически чистых республик и шел он в первую очередь за счет вытеснения из них инородного населения.

В республиках Прибалтики и в Молдавской ССР наблюдались разнонаправленные процессы. В Латвийской ССР доля титульного населения упала с 61,7% в 1959 г. до 51,6% в 1989 г., в Эстонской ССР с 74,7% до 61,5%, в Литовской ССР возросла с 79,3% до 79,5%, в Молдавской ССР упала с 65,1 % до 64,4%. В Латвии и Эстонии доля титульного населения падала за счет приезда большого числа русских, белорусов и украинцев на фоне низкого естественного прироста титульного населения и индустриализации, требовавшей дополнительных рабочих рук. В Литве и Молдавии национал-коммунистическое руководство, мерами скрытого контроля, ограничивало въезд инородцев и за счет этого поддерживало сложившуюся этническую структуру населения.

Руководство КПСС процесс стремительного сокращение удельного веса русских в общем составе населения старалось не замечать, хотя они и были источником социальной и экономической поддержки этнических меньшинств. Все партийные форумы проходили под идеологический шум об укреплении «многонационального советского народа».

Не осмеливались поднимать «русский вопрос» и маститые ученые обществоведы. В своих трудах они предпочитали не выходить за рамки партийных установок о том, что в обществе происходит стирание различий между отдельными этносами в процессе построения единой советской нации.

Однако большую опасность для советской нации представляли не процессы депопуляции русского народа, а трансформация самих большевистских элит в буржуазные элиты. В РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР руководство КПСС эти процессы еще контролировало. В республиках Средней Азии, Закавказья, во многих автономных республиках национал-коммунисты использовали свое высокое положение во власти для личного обогащения, шли на сращивание с подпольными предпринимателями, втягивали в свой союз правоохранителей.

Характерно в этом отношении «хлопковое дело». Факты хищения и присвоения очень большого объема государственных средств в отрасли выращивания и переработки хлопка в Узбекской ССР были выявлены еще в 1975 г. Однако уголовному преследованию узбекских чиновников и хозяйственников хода не дали по причине их тесных связей с высшим руководством страны. Начатое было уголовное преследование фигурантов «хлопкового» дела прекратили.

«Хлопковое дело» возбудили вновь только в 1983 г., когда на посту руководителя партии Л. Брежнева сменил Ю. Андропов. Уголовному наказанию подверглась большая группа высших партийных, советских и хозяйственных руководителей республики. Однако смысл возобновления «хлопкового дела при Ю. Андропове был не столько в репрессиях против узбекских национал-коммунистов, сколько в репрессиях против оставленных Л. Брежневым фигур во власти.

Высшее политическое руководство боялось, что массовое преследование национал-коммунистических элит может пошатнуть сложившийся баланс политических сил, а главное подорвать этническую иерархию и разрушить советскую нацию.

В Латвийской ССР, Литовской ССР, Эстонской ССР национал-коммунисты во власти сосредоточили свои усилия не столько на личном обогащении, сколько на укреплении идентичности своих народов и на поддержке своей интеллигенции. Московское руководство их тоже не трогало, исходя из смысла известной народной пословицы «Не буди лихо, пока оно тихо». Однако буржуазное националистическое «лихо» не спало, а активно готовилось к захвату власти в стране.