Александр Гапоненко: Советская нация. Создание этнической иерархии

Главной целью англосаксов в развернувшейся на территории Украины полномасштабной войне является расчленение российской нации на отдельные этносы, а самой России на небольшие этнические государства. Над государствами новоделами США и Великобритания планируют установить внешнее управление и эксплуатировать их природные ресурсы. Русских при реализации этих планов ожидает порабощение и ассимиляция, как, впрочем, ожидает это и всех малых этносов, входящих в состав российской нации.

На реализацию поставленной цели англосаксы выделили огромные финансовые средства и наняли на них большое число исполнителей, как в самой России, так и за ее пределами. Это не только т. н. либеральная политическая оппозиция, но и социально близкие им артисты, музыканты, журналисты, писатели.

Доктрина разрушения российской нации англосаксами выработана на основании анализа успешно реализованного ими проекта разрушения советской нации. По своей актуальности угроза разрушения российской нации давно вышла на первое место среди всех обществоведческих проблем. Однако российские исследователи до сих пор не осмыслили причин распада советской нации и мало что могут сказать о природе и тенденциях развития российской нации. Видимо потому, что последние тридцать лет существовали в основном на западные гранты. Означенные проблемы остаются предметом интереса в основном патриотически настроенных публицистов и писателей.

Предлагаем читателям сначала свое видение природы советской нации. О ее трансформации будет рассказано в других статьях.

«Красный» проект и его этническая составляющая

В октябре 1917 г. к власти в Российской республике пришли большевистские элиты. Они предложили массам населения «красный» проект выхода из поразившего страну социально-экономического кризиса. Этот проект состоял из двух основных частей.

Первая — экономическая часть предполагала конфискацию у правящего буржуазно-дворянского класса всех средств производства и распределение их между трудящимися. Для того, чтобы обеспечить равный доступ к конфискованным средствам производства они передавались в государственную собственность, а все трудящиеся становиться наемными рабочими у этого государства. Трудящиеся контролировали использование принадлежавших им средств производства через избираемые советы народных депутатов. Большевистская партия при этом контролировала все общественные процессы, не допускала возрождения частной собственности и частных собственников.

Вторая — социальная часть «красного» проекта предполагала конфискацию материальных и социальных ресурсов у уже построенной в значительной степени русской нации и передачу их малым народам, народностям и племенам, жившим на территории Российской республики. Сама русская нация низводилась при этом до уровня народа. После этого все этносы должны были вместе строить советскую нацию, которую теоретики большевизма ошибочно именовали сначала «советский народ», а потом «многонациональный советский народ».

Вторая часть «красного» проекта нужна была большевикам для того, чтобы мобилизовать на свою поддержку элиты этнических меньшинств и с их помощью подавить сопротивление буржуазно-дворянских элит, которые были преимущественно русскими по своему этническому происхождению.

В ходе реализации социальной части «красного» проекта внутри большевистской партии выявилось три основные группировки: интернационалисты, национал-большевики и национал-коммунисты.

Интернационалисты предлагали силой подчинять себе все этносы, проживавшие на подконтрольной им территории, навязать им коммунистическую веру и свою — внеэтническую культуру. Особенно активно они выступали за разрушение, уже практически сформировавшейся русской нации и за использование ее ресурсов для укрепления своей власти. В случае крайней нужды, интернационалисты считали возможным проводить физическое уничтожение русских элит, да и части русского населения в целом.

Национал-большевики соглашались с идеей ослабления русской нации и низведения ее до статуса народ, но считали возможным использование его в качестве одного из закладных камней, на котором можно строить советскую нацию. Постепенно они пришли к выводу о необходимости широко использовать наработанные русскими социальные инструменты и институты.

Национал-коммунисты были готовы участвовать в «красном» проекте, но только для того, чтобы обеспечить преимущественное развитие своего этноса за счет других этносов. Чужие этносы они рассматривали не как равные, а всего лишь, как материал для собственного национального строительства.

У каждой из этих трех конкурирующих групп большевистской номенклатуры появились свои лидеры. У интернационалистов на первое место выдвинулся Лев Троцкий, у национал-большевиков — Иосиф Сталин. Группировки со временем кристаллизовались в троцкистскую и сталинистскую партийные фракции. Владимир Ленин, который при жизни выступал в роли главы всех большевиков, старался балансировать интересы этих двух основных фракций и принимал решения в зависимости от текущей ситуации, но больше тяготел по своим взглядам к интернационалистам. У национал-коммунистов тоже были свои лидеры. Например, у татарских национал-коммунистов это был Мерсаид Султан-Галиев, у казахских — Турал Рыскулов.

Создание троцкистами этнической иерархии в РСФСР

В январе 1918 г. большевики, приняв Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, превратили унитарную Российскую республику в федерацию Советских национальных республик.

В июле 1918 г. была принята конституция и федерации получила название Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР). Это было решение всей, во многом еще не дифференцированной партии большевиков — ВКП(б).

Затем вверх в партии взяли интернационалисты. Они стали создавать внутри федерации национально-государственные образования для этнических меньшинств.

Для относительно многочисленных этносов, которые в своем развитии достигли стадии народность в РСФСР были учреждены: Башкирская АССР(1919), Автономная Татарская ССР(1920), Киргизская АССР(1920) (выделяется из состава Туркестанской АССР), Дагестанская АССР(1920), Крымская АССР(1921), Якутская АССР(1922), Бурятская АССР(1923), Карельская АССР(1923), АССР Немцев Поволжья(1923), Чувашская АССР(1925), Казакская АССР (переименована из Киргизской АССР)(1926), Каракалпакская АССР(1932), Мордовская АССР(1930), Удмуртская АССР(1934), Калмыкская АССР(1935), Кабардино-Балкарская АССР(1936), Коми АССР(1936), Марийская АССР (1936), Северо-Осетинская АССР(1936), Чечено-Ингушская АССР (1936).

Таким образом башкиры, татары, киргизы, дагестанцы, крымские татары, якуты, буряты, карелы. немцы Поволжья, чуваши, казахи, каракалпаки, мордва, удмурты, калмыки, кабардинцы, балкары, коми, марийцы, осетины, чеченцы, ингуши получили полноценную государственностью. Она включала в себя право создавать органы власти и управления, наделять гражданством, сочинять конституцию, принимать законы. Назначенные титульными этносы получали полный набор социальных инструментов, прежде всего флаг, герб, гимн. Они наделялись также правом тратить часть собираемых бюджетных средств на финансирование своих собственных социальных институтов и обеспечивать с их помощью занятость своей собственной интеллигенции.

Всего этого было достаточно для того, чтобы данные титульные этносы могли развиваться в самостоятельные народы.

Все большевиками молчаливо предполагали, что процесс советизации этнических меньшинств будет идти быстрее, чем процесс их превращения в самостоятельные нации и, за счет разницы в скоростях этих двух этногенетических процессов, удастся благополучно построить новую — советскую нацию.

Для менее многочисленных этносов, находившихся на уровне социального развития народность или племя троцкисты учреждают национальные области и округа. Эти этносы также получили право создавать свои органы власти и управления, наделялись своими социальными инструментами, включая флаг, герб, гимн. Они писали свои конституции или уставы, издавали свои законы. Троцкисты наделили их также правом тратить часть собираемых в бюджет средств на финансирование собственных социальных институтов и на обеспечение с их помощью занятости своей интеллигенции.

Всего этого, по мнению троцкистов, было достаточно для того, чтобы этносы, назначенные титульными в соответствующих областях и округах, могли развиваться в самостоятельные народности, а потом и в народы.

Статус «областных» титульных этносов получили первоначально чеченцы, ингуши, чуваши, кабардинцы, балкары, калмыки, кара-киргизы, коми, марийцы, осетины, удмурты, тувинцы, каракалпаки. Затем уровень всех этих этносов был поднят до «автономно-республиканского» уровня, то есть они получили право на создание автономной республики.

«Областными» титульными народами остались только адыгейцы, алтайцы, евреи, карачаевцы, черкесы, хакасы.

«Окружными» титульными народами троцкисты назначили чукчей, ханты, манси, ненцев, бурят-монголов, эвенков, коми-пермяков, коряков, народы жившие на полуострове Таймыр.

Следующим изобретением троцкистов были национальные районы, волости и сельсоветы. Список народов и народностей, входящих в эту категорию титульных этносов обширен и включал в себя, например, болгар, греков, евреев, корейцев, немцев, поляков, эстонцев. Эти образования создавались внутри республик, областей, округов. Они имели свои органы административного управления, могли тратить средства на поддержание своей идентичности.

Русские своей национально-государственной автономии на территории РСФСР не получили. Русских не наделили собственной республикой, конституцией, правом издавать законы, иметь собственные флаг, герб, гимн, создавать собственные социальные институты, которые бы воспроизводили их этническую идентичность, хотя бы на уровне народа. Например, при троцкистах ожесточенному преследованию подверглась Русская православная церковь, тогда как церкви мусульман, буддистов, католиков, протестантов, иудеев продолжали беспрепятственно функционировать. У русских не было возможности распоряжаться собранными налогами и тратить их на содержание собственных социальных институтов, обеспечивать занятость в них собственной интеллигенции.

Лишение русских механизма обеспечения воспроизводства идентичности низводило их на низшую ступень советской этнической иерархии. Это позволяло проводить беспрепятственную советизацию русских.

Троцкисты создавали автономные республики, области, округа, районы, волости и сельсоветы для того, чтобы привлечь на свою сторону правящие элиты назначенных титульными этносов. Эти элиты в упрощенном порядке принимали в ВКП(б) и пополняли ряды национал-коммунистов. А национал-коммунисты уже создавали возможности для развития собственной интеллигенции, вытесняли с подконтрольных им территорий всех инородцев, прежде всего русских. Этот процесс получил название коренизация кадров.

Еще одним средством подкупа троцкистами элит назначаемых титульными этносов была передача в их распоряжение «инородцев», прежде всего русских, вместе с территорией на которой они проживали.

Возьмем, например, историю создания Башкирской АССР. В начале 1918 г., интернационалисты передали башкирским национал-коммунистам частично заселенную башкирами территорию, которую назвали Малой Башкирией. В августе 1920 г. к Малой Башкирии было приписан Стерлитамакский уезд Уфимской губернии, населенный преимущественно русскими. В мае 1922 г. уже вся Уфимская губерния, также преимущественно населенная русскими, была приписана к Малой Башкирии и последняя превратилась в Большую Башкирию.

В 1920 г. в Малой Башкирии жило только 14,1% башкир, а в Большой Башкирии в 1926 г. перепись населения насчитала 23,5% представителей титульного этноса. Основной прирост численности титульного этноса дало приписывание к нему стучетчиками проводившими перепись малого этноса тептяри. Удельный вес русских и украинцев, совместно, в Малой Башкирии составлял 37,4%, в Большой Башкирии — 42,8%

Распространение троцкистами созданной этнической иерархии на СССР

После создания СССР большевики распространили на вошедшие в него народы ту этническую иерархию, которую они создали для РСФСР.

Первоначально большевистское руководство предполагало, что на национальных окраинах, отделившихся от РСФСР, силами местных коммунистов, будут созданы революционные правительства и образованы автономии, которые затем войдут в состав РСФСР.

В развитие этой установки, в конце 1917 г. — начале 1918 г. местные национал-коммунисты учреждают: Финляндскую Социалистическую Рабочую Республику (ФСРР), Латвийскую советскую социалистическую республику (ЛССР) и Эстонскую советскую социалистическую республику (ЭССР). Однако эти образования падают под натиском немцев и буржуазных элит и вместо них Москва решает создавать на окраинах РСФСР независимые национальные государства, которые бы поддерживали связи с Москвой через находящиеся в них во власти национал-коммунистические правительства. Этим новым национальным государствам отводится роль буферных образований, которые могут защитить РСФСР от внешних врагов. Этот план проваливается и тогда большевики идут на признание в 1920 г. буржуазных Финской республики, Латвийской республики и Эстонской республики. Делается это в обмен на помощь или нейтралитет их правящих элит в ходе продолжавшейся гражданской войны в РСФСР с белогвардейцами. В награду за услуги эти буржуазные правительства получают для своих этносов обширные территории, населенные русскими.

Аналогичная ситуация складывается с созданной в январе 1919 г. Советской Социалистической республикой Белоруссия (ССРБ). Вначале она создается, как автономия в составе РСФСР и ей передаются Витебская, Гродненская, Могилёвская, Минская и Смоленская губернии, населенные русскими. Через месяц ССРБ объявляет себя суверенной республикой. Тут же она объединяется с созданной незадолго до этого Социалистической Советской Республикой Литва (ССРЛ). Возникает гибридная Социалистическая Советскую Республику Литвы и Белоруссии (ССРЛБ). В июле 1920 г. это гибридное государство падает под ударами польской армии и самоликвидируется. В июле 1920 г. РСФСР заключает мирный договор с буржуазным правительством вновь созданной Литовской Республики. ССРБ остается независимым государством.

В декабре 1917 г. большевики провозглашают создание Украинской Народной Республики Советов (УНСР), которая объявляет о том, что будет автономией в составе РСФСР. В это же время украинская буржуазия создает Украинскую народную республику(УНР), берущую курс на обретение полной независимости.

В марте 1918 г. УНСР объединяется с Донецко-Криворожской советской республикой и Одесской советской республикой. Таким образом создается Украинская Советская Республика (УСР). Она становится автономией в рамках РСФСР, однако скоро падает под ударами немцев.

В марте 1919 г. большевики провозглашают создание Украинской Социалистической Советской Республикой(Украинская ССР). Она учреждается не как российская автономия, а как суверенное государство.

Украинской ССР передают населенные русскими территории Новороссии, Донецкий и Таганрогский округа бывших Областей войска Донского, а также земли Курской губернии.

В ходе всех этих преобразований большевики постоянно жертвовали интересами русских.

Например, в ходе борьбы за власть они в дностороннем порядке вывели Российскую республику из Первой мировой войны. В феврале 1918 г. этот политический ход привел к наступлению немцев на восточном фронте и оккупации ряда западных губерний. Вмарте этого года большевики пошли на заключение с немцами Брестского договора. По этому договору Российская республика лишалась всех оккупированных немцами территорий, проживающего на них населения, значительного экономического потенциала и уплачивала большую контрибуцию. Расплачивались большевики с немцами русской территорией, русским населением, русскими капиталами и русским золотом.

В это момент большевики не сделали даже попытки ослабить гражданский конфликт с «белогвардейцами» ради совместной защиты территориальной целостности страны и сбережения проживающих на ее территории этносов. Проблема аннексий и контрибуции решилась только к ноябрю 1918 г., с капитуляцией Германии в первой мировой войне.

Вскоре после капитуляции немцев, в январе 1919 г., большевики послали части РККА в наступлении на Польшу. Перед военными ставилась цель захвата Варшавы и выхода к Германии для инициации в ней социалистической революции. РККА была разбита под Варшавой, к полякам по Рижскому договору отошли обширные территории западных российских губерний. Очень значительное число военных, в основном русских, попало в польский плен, где многие из них погибли.

Большевики никакой ответственности за понесенные территориальные и людские потери не понесли. Это был чужие для них территории и чужой для них — русский народ.

В ходе инициированной большевиками Гражданской войны были утрачены также другие земли, входившие ранее в состав Российской империи: Бессарабия, которую захватили Румыния, Закавказье, в котором образовались буржуазные республики Армения, Азербайджан и Грузия. Мы эти территориальные и людские потери подробнее не рассматриваем из-за ограниченности места и того, что на их территории проживало относительно небольшое число русских.

После окончания Гражданской войны большевики стали собирать вокруг РСФСР отделившиеся от Российской республики территории вместе с жившим на них населением. Объединение этих этносов в советскую нацию происходило в рамках красного проекта.

И. Сталин и его сторонники продвигали идею автономизации, то есть объединения республик без права выхода их в дальнейшем из союза, иными словами создание федерации. Однако с подачи В. Ленина, был принят проект интернационалистов, предполагавший объединение республик в форме конфедерации, с сохранением за ними права выхода из создаваемого союза. Он даже был определен вождем, как «Союз Советских Республик Европы и Азии», то есть союзом территорий, а не союзом народов и наций.

В декабре 1922 г. был подписан Договор об образовании СССР. В качестве учредителей конфедерации выступили РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика(ЗСФСР), включавшая в себя Грузию, Армению и Азербайджан на правах автономий.

В январе 1924 г. была принята Конституции СССР. В ней закрепили положение о том, что союзные республики имеют право выйти из состава союза. В Декларации к Конституции СССР было записано, что «новое союзное государство … послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».

То есть, СССР рассматривался в главном законе страны, всего лишь как ступень к построению мировой советской интернационалистской нации и мировой республики советов.

Позже, в декабре 1925 г. были объединены компартии союзных республик — учредителей СССР. Объединение получило название Всероссийская коммунистическая партия(большевиков) — ВКП(б). Характерно, что в составе ВКП(б) не была сохранена РКП(б), которая бы могла хоть как-то представлять интересы русского населения. Украинская, белорусская компартия сразу сохранили свою независимость. Три закавказские компартии получили самостоятельность позже, поскольку сразу в них были сильны даже не национал-коммунистические, а буржуазные элитные группировки.

Объединение союзных компартий позволяло создать политический механизм, который держал под контролем разнородное в этническом отношении население СССР. Большевики надеялись на то, что смогут достаточно быстро трансформировать это этнический конгломерат в единую советскую нацию и юридическая форма объединения не будет иметь при этом большого значения.

До завершения создания СССР руководство ВКП(б) не предпринимало резких шагов по решению этнических конфликтов в Средней Азии. Внутри РСФСР были учреждены, как мы отметили выше, населенные этническими меньшинствами автономные республики: Киргизская АССР, Туркестанская АССР, Бухарская НСР и Хорезмская НСР. Между тем, на территории Средней Азии шла стремительная консолидация населения под лозунгом объединения всех мусульман. Одной из ее форм была идея объединения всех тюрок в одном государстве — Великом Туране.

Для противодействия конкурирующему исламскому проекту большевики-интернационалисты выбирают в Средней Азии пять крупных народностей: киргиз-кайсаков(позже названных казахами), кара-киргизов(позже названных киргизами), узбеков, туркмен и таджиков. Эти народности назначаются титульными «союзно-республиканскими» и становятся узлами консолидации всех населявших территорию мелких этносов. Так появляются Узбекская ССР(1924), Туркменская ССР(1924), Таджикская ССР(1929), Киргизская ССР (1936) и Казахская ССР(1936).

Предоставление пяти среднеазиатским народностям возможности развиться до уровня народов и ассимилировать при этом в своем составе малые этносы крепко привязывает их этнические элиты к интернационалистам в Москве и разрушает планы сторонников Туранского проекта. Последний вынашивали феодальные и религиозные элиты этих пяти народностей.

Для создания этнического «противовеса» в новых союзных республиках интернационалистами были проведены привычные манипуляции с русским населением. Заселенные уральскими, оренбургскими, сибирскими, семиречинскими казаками, русскими по своему происхождению, территории передаются Казахской ССР. Так в ее составе оказываются Семипалатинские, Тургайские, Уральские, Акмолинские земли, часть земель Астраханской губернии, часть земель Закаспийской области, вся территория бывшей Оренбургской губернии.

Следует отметить, что предоставление статуса «союзно-республиканских» казахам, киргизам, туркменам, узбекам и таджикам сопровождалось повышением статуса их партийных организаций с областного до республиканского уровня. Делалось это поспешно, на основании этнического происхождения кандидатов, которых формально приписывали к батракам или наемным рабочим. Эти кадры зачастую не обладали элементарными навыками грамотности. При выборе кандидатов на руководящие посты из этого контингента выбирались более — менее образованные люди. Как правило, эта была национальная интеллигенция, которая отражала интересы местной феодальной и религиозно мусульманской верхушки.

Процесс создания самостоятельных компартий в Средней Азии иначе, чем попыткой не допустить самоорганизации русских национал-коммунистических группировок, первоначально преобладавших в регионе трудно расценить.

Во много схожие общественные процессы наблюдались в ходе создания СССР в Закавказье. В 1922 г. была создана ЗСФСР. Первоначально в нее входили Армянская ССР, Азербайджанская ССР, Грузинская ССР, а также Абхазская ССР. Однако в 1931 г. грузинам удалось понизить статус Абхазии с союзной республики до автономной республики.

В целом на момент принятия Конституции 1936 г. в СССР было образовано одиннадцать союзных республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР, Грузинская ССР, Казахская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР и Узбекская ССР.

Соответствующим образом украинцы, белорусы, армяне, азербайджанцы, грузины, казахи, киргизы, таджики, туркмены и узбеки получили статус «союзно-республиканских» титульных народов. Он был выше, чем статус «автономно-республиканских» титульных народов. Помимо полноценной государственностью, включавшей создание органов власти и управления, наделение гражданством, конституцией и правом издавать законы, помимо права на флаг, герб, гимн, другие социальные инструменты и институты, помимо права распоряжаться собственным бюджетом титульные «союзно-республиканские» народы получали право на выход их государственных образований из состава СССР. Кроме того, они получили право на создание своих республиканских компартий, что давало возможность отстаивать интересы титульных народов в ВКП(б). Все это потенциально позволяло «союзно-республиканским» титульным народом развиваться до статуса самостоятельных наций.

Хотя РСФСР и вошла в состав СССР, русские в ней не получили статус титульного «союзно-республиканского» народа и связанные с ним преимущества. Более того, РКП(б) не сохранилась, как отдельная компартия, а была разбита на областные партийные организации, которые напрямую входили в состав ВКП(б).

Если смотреть формально-логически, то над «союзно-республиканскими» народами возвышалась большевистская элита, которая была ядром советской нации. Она использовала русский язык в качестве lingua franca, применяла наработанные русскими социальные инструменты и институты, но вносили в них свое — советское содержание. Они старались также создать свою — советскую культуру, в которой бы оформлялись и овеществлялись коммунистические духовные идеалы.

При этом реальное этническое происхождение членов большевистской партии не имело существенного значения — главное для них было выполнение функций формирования советской нации.

В итоге активной работы троцкистов советская нация приобрела жесткий этно-иерархический характер. Русский народ в этой иерархии полностью потерял возможность к воспроизводству своей идентичности и стал быстро советизироваться.