Экономический суверенитет России — это золотой рубль плюс реиндустриализация.

На перепутье

В настоящее время Россия столкнулась с беспрецедентными вызовами в финансово-экономической сфере со стороны Западного альянса. Наш ответ очевиден – необходимо добиться экономической самодостаточности страны, что, по сути, означает необходимость проведения повторной индустриализации (реиндустриализации), сродни советской индустриализации 20-30-х годов прошлого века. Реализуемые в настоящее время индустриальные проекты по импортозамещению, наверное, уже можно признать первым этапом такой реиндустриализации. Однако успешно реализовать столь масштабный план проблематично в условиях волатильности национальной валюты и ограничений в доступе к международным рынкам инвестиций. В своё время, организаторы советской индустриализации умело воспользовались Великой депрессией в странах Запада, привлекая для возведения промышленных объектов зарубежную технику, технологии, высококвалифицированные кадры. В настоящее время нет мировой депрессии, зато есть проблемы с гегемонией доллара, как мировой расчетной валюты, чем мы можем воспользоваться в деле привлечения инвестиций на реиндустриализацию. Очевидно, что доллар во многом утратил функцию средства сбережения капитала, так как уже 50 лет (со времени отказа США от золотого стандарта) находится в состоянии перманентной инфляции, а его эмиссия обеспечена лишь спросом, которому, в свою очередь, способствует отсутствие надёжной валютной альтернативы. Устойчивость доллара зиждется на грамотно выстроенной глобальной финансовой системе, в которую «встроены» (в той или иной степени) банковские, страховые, биржевые структуры большинства стран. «Вашингтонский обком» использует регуляторные рычаги этой системы в качестве «дубинки» для давления на нелояльных субъектов (физических лиц, стран, организаций) по всему миру. Попытки выстроить альтернативную доллару систему взаиморасчетов в национальных валютах не дают должного эффекта, так как многие валюты подвержены волатильности, либо привязаны к доллару и, значит, подвержены возможным рестрикциям. Таким образом, отвязаться от доллара и заместить его иной резервной  валютой вряд ли получится без создания альтернативной финансовой системы и выпуска новой резервной валюты. В современном мире РФ является, пожалуй, единственной страной, которая способна выпускать твердую резервную валюту, обеспеченную высоколиквидными энергетическими и минерально-сырьевыми товарами (углеводороды, благородные и цветные металлы, удобрения и т.д.). При этом, мы являемся ведущим экспортёром этих товаров на мировые рынки, не имея конкурентов по обширности номенклатуры поставляемых товаров. Как конвертировать этот потенциал в создание твёрдой национальной валюты и привлечь необходимые инвестиционные ресурсы для модернизации и реиндустриализации будет представлено ниже.

Мобилизация ресурсов

С учётом вышеназванных факторов, нам придётся формировать национальную финансово-экономическую модель, основанную на привлечении инвестиций за счёт мобилизации внутренних ресурсов и ресурсов Восточных партнёров, заинтересованных в реализации совместных индустриальных проектов. Добровольно-принудительные меры мобилизации ресурсов времён советской индустриализации повторить невозможно ввиду отсутствия организатора в лице компартии и идеологически вооруженных карательных органов. Поэтому необходимо создать систему, основанную на принципах взаимной заинтересованности государства и бизнеса в реализации прорывных индустриальных проектов. Действующими субъектами этой системы станут госструктуры (административный ресурс), корпоративный бизнес (компетенции) и частные инвесторы (деньги), а в качестве системообразующей структуры выступит специальный Фонд модернизации и развития (ФМР), организованный на принципах частно-государственного партнерства. Учредителями ФМР станут ведущие компании российской экономики (в основном это вертикально-интегрированные компании минерально-сырьевого сектора). Этим компаниям отводится роль «локомотивов» масштабной реиндустриализации, они возьмут на себя бремя модернизации либо создания с нуля промышленных предприятий, технологических цепочек, научно-технологических центров. Других драйверов развития, обладающих высококвалифицированным кадровым ресурсом и способных привлекать необходимых специалистов и технологии из-за рубежа, в стране просто нет. Помогать «локомотивам» тянуть воз реиндустриализации будет государство административно-правовыми мерами и ФМР путём мобилизации инвестиционных ресурсов. В результате в стране может образоваться 15-20 промышленных комплексов, которые станут столпами экономического суверенитета России. Похожий сценарий в своё время был реализован в Южной Корее, где экономика держится на высокотехнологичных промышленных конгломератах – чеболи.

Какие ресурсы у нас есть?

Известно, что основной ресурсный капитал российской экономики находится в топливно-энергетическом и горно-металлургическом секторах промышленности, которые формируют большую часть доходов бюджета страны. На мировом рынке углеводородов, цветных и благородных металлов российские производители, как правило, находятся в тройке стран-лидеров. Геологические извлекаемые запасы сырья только по углеводородам и золоту по состоянию на 2020 г. составляют по нефти – 19 млрд т; природному газу – 47 трлн. куб м; золоту – 6,7 тыс. т., что оценивается экспертами в сумму около 10 трлн. $ (1) Эти запасы, по большей части, находятся в оперативном управлении сырьевых компаний, которые обладают инвестиционным и кадровым ресурсом, позволяющим им в настоящее время сохранять конкурентоспособность на мировом рынке. При этом, их зарубежные оппоненты из развитых стран интенсивно вкладывают финансовые и интеллектуальные ресурсы в диверсификацию бизнеса и технологическое перевооружение производства, используя доступность инвестиционного финансирования и государственный протекционизм. Если игнорировать этот тренд развития, то в недалёком будущем российские компании рискуют утратить свои позиции на мировых рынках энергетического и минерального сырья, а государство лишится «дойной коровы» национального бюджета. Для достойного ответа на подобные экономические вызовы у государства и бизнеса есть ресурсы для создания специализированной инвестиционной структуры в виде ФМР. Как это сделать? Учредителями и членами ФМР станут как государственные, так и негосударственные организации (компании), а голоса в управляющем совете распределятся в соответствии с размером взносов. Чтобы конвертировать ресурсный потенциал ФМР в инвестиционный капитал, необходимо будет наделить Фонд полномочиями по эмиссии специальной инвестиционной валюты, обеспеченной высоколиквидными активами. Наша страна стабильно поставляет на мировой рынок высоколиквидные товары топливной и металлургической промышленности на сумму от 300 до 350 млрд. $ в год согласно усреднённым показателям за период с 2009 по 2019гг.. (2) Причём стабильность экспортных поставок гарантирована наличием доказанных запасов полезных ископаемых на десятилетия вперёд. Из этого следует, что товарное обеспечение эмиссии твёрдой валюты может потенциально составить не менее 300 млрд. $. Такого объёма эмиссии не хватит для полномасштабной денежной реформы, однако выпуск специального инвестиционного рубля (ИР) на сумму эквивалентную около 20 триллионов рублей позволит запустить инвестиционную программу сопоставимую с программой перевооружения вооружённых сил. Полезно напомнить, что выпуск параллельной твёрдой валюты неоднократно осуществлялся в истории нашей страны для решения государственных финансово-экономических проблем. Остаётся разработать архитектуру и механизм функционирования параллельной кредитно-денежной системы, где расчётной единицей будет национальная твёрдая валюта.

Методический подход для валютной эмиссии

Учредители ФМР принимают решение о формировании первоначальных резервов за счёт членских взносов в виде товарных и денежных активов, которые размещаются по трём «корзинам»: 1 – благородные металлы; 2 – углеводороды; 3 – валютные резервы. Первая корзина послужит обеспечением эмиссии золотого рубля (ЗР), призванного заменить доллар в качестве расчётной единицы в первую очередь на рынке энергоносителей, а вторая – эмиссии инвестиционного рубля (ИР). Номинал ЗР приравнивается к 1 г золота. Единица ИР приравнивается к 1 ЗР. ФМР выделяет каждой организации-участнику определённый объём ИР (аналог специальных прав заимствования МВФ) пропорционально квоте в фонде. Размер квоты утверждается ежегодно и напрямую зависит от обязательств членов Фонда по объёмам товарных поставок, номинированных в ЗР. При этом члены ФМР обязуются принимать ИР в обмен на золото, ЗР и другие свободно конвертируемые валюты. Выпуск ИР обусловлен тем, что начальный объём обеспечительной корзины ЗР слишком мал, кроме того безналичный ИР не влияет на рост инфляции и минимизирует коррупционные риски. Резервы ФМР формируются как в товарном, так и в денежном виде. Квотируемые объёмы товаров реализует ФМР или сами производители по котировкам на сырьевые цены в ЗР, которые Фонд обновляет ежедневно, а расчёты могут производиться как в ЗР, так и в ИР. Известно, что за последние 20 лет золото подорожало с 10-15$ до 50-60$ за 1 грамм. (4) Такой тренд позволяет прогнозировать рост курса ЗР к доллару в ближайшие 20 лет, на сопоставимую величину. Этот фактор станет мощным стимулом для инвестиционных вложений в зоне обращения ЗР. ЗР может выпускаться, как в безналичном, так и в наличном виде.

Механизм конвертации сырьевого потенциала в инвестиционный капитал

Концептуально ФМР представляет собой условный гибрид МВФ, ФРС и ВБ, поэтому разработка его структуры, а также регламентирующих и регулирующих документов не потребует много времени для компетентных исполнителей. ФМР учреждается компаниями-производителями энергоносителей и благородных металлов, а также Росрезервом и Гохраном, которые должны быть наделены функциями стабилизаторов цен в ЗР на товары из обеспечительных корзин путём регулирования объёмов своих товарных резервов. ФМР будет наделён правом эмитировать ЗР и ИР под реальные объёмы золота и энергоносителей, предназначенных к реализации по фиксингу цен ФМР, так как именно регулирование цен на товары из обеспечительных «корзин» гарантирует стабильность ЗР как мировой резервной валюты. Другим источником роста капитала ФМР станут привлеченные долгосрочные ценные бумаги, выпускаемые под обязательство их погашения в ЗР. Привлечённые пассивы от физических и юридических лиц, будут использоваться для закупки благородных металлов в обеспечительную «корзину», а также на формирование валютных резервов. Для запуска товарных расчётов в ЗР понадобятся государственные преференции, которые могут заключаться в следующих мерах. Первое. Государство поэтапно в течение 10 лет снижает уровень налогообложения энергетических товаров (моторное топливо, нефть, газ, электроэнергия) в зоне расчётов ЗР и ИР, что позволит устанавливать привлекательные цены на эти товары и стимулировать интерес инвесторов к новым валютам, при этом налоговые сборы могут уплачиваться в ЗР и ИР. Государство сможет компенсировать недобор налогов за счёт займов в ФМР и за счёт роста налогооблагаемой базы от реализации инвестиционных проектов. Второе. Фонд получает первоочередное право на покупку всего производимого в стране золота. Либерализация законодательства в области добычи и обращения драгметаллов, а также низкие цены в зоне расчетов ЗР позволит довести годовое производство с 350 до 500 тонн.(3) Третье. Доходы от прямых иностранных инвестиционных вложений в проекты ФМР разрешается конвертировать в ЗР и ИР. Такие меры позволят за 10 лет сформировать золотой запас ФМР в размере, как минимум 5 тысяч тонн (500 т х 10 лет), что соответствует 250-300 млрд $ (при нынешней цене 50-60 $ за грамм), а после обретения доверия инвесторов к новой валюте ФМР сможет проводить кредитную эмиссию ЗР под обеспечение геологическими ресурсами золота, которые на сегодня составляют 12,8 тыс. т и оцениваются в сумму около 550-600 млрд $. (1) Обеспечительная товарная «корзина» ИР может также пополняться и за счёт других высоколиквидных экспортных товаров: электроэнергии, цветных металлов, зерна и т.п., если производители этих товаров будут согласны с политикой ценообразования регулятора в зоне расчётов ЗР и станут членами ФМР. Кроме того, на начальном этапе своего развития ФМР вводит фиксированный обменный курс ЗР, который обновляется синхронно с фиксингом цен на товары из обеспечительных «корзин». Это позволит избежать нездоровых манипуляций в зоне расчётов ЗР. Позиционирование новых валют может начаться с внутренней эмиссии ЗР для учредителей под поставки товаров по регулируемым ценам между собой, а Росрезерв и Гохран организуют госзакупки у производителей энергетических товаров и благородных металлов с расчётами в ЗР и ИР. Кроме того, целевую эмиссию ЗР, в том числе в виде монет из благородных металлов можно использовать на скупку этих металлов у населения. Ведь по оценкам экспертов только накопления золота у населения в виде ювелирных изделий, монет и слитков составляют от 3 до 4 тыс. тонн. Если при этом взимать комиссию в виде металла, то это станет дополнительным источником пополнения золотого запаса ФМР. Мотивацией населения к конвертации металла в ЗР будет преимущество монетарного золота в ликвидности и низкие товарные цены в зоне обращения ЗР. Начальным капиталом для операций ФМР с монетарным золотом может стать заём металла в слитках у ЦБ или Гохрана, что не потребует бюджетных затрат и позволит ввести в оборот обеспеченных золотом рублей на десятки миллиардов долларов, что стимулирует рост доверия к новой валюте. Для репатриации выведенного за рубеж капитала ФМР эмитирует инвестиционные ценные бумаги, номинированные в ЗР со сроком погашения в 5-10 лет, а катализатором спроса могло бы стать приобретение ценных бумаг ФНБ и ЦБ РФ.

Три пятилетки реиндустриализации

1-я пятилетка. Параллельно с формированием ФМР, государство формирует программу реализации приоритетных индустриальных проектов. Целеполаганием этой программы станет достижение самодостаточности национальной экономики. В рамках программы, членам Фонда будут предлагаться к реализации конкретные проекты обеспеченные кредитной линией в ИР. Эти компании, по сути, станут генподрядчиками госзаказа, ведь им придётся привлекать к проекту субподрядчиков и компаньонов. Подобным образом в 2015 г. Роснефть возглавила консорциум инвесторов по реконструкции суперверфи «Звезда». В то же время члены ФМР могут получать кредиты в ИР на реализацию собственных инвестпроектов. Банки получат разрешение на ведение валютно обменных операций с ЗР. ФМР, используя монопольное право на скупку золота, приступит к формированию обеспечительной корзины ЗР на средства от выпуска 5-10-летних ценных бумаг номинированных в свободно конвертируемых валютах с правом конверсии в ЗР при погашении. На следующих этапах долгосрочность заемных бумаг будет увеличена до 15-20 лет, что позволит увеличивать объём обеспечительной корзины ЗР, не смотря на погашение краткосрочных золотых займов. 2-я пятилетка. Страны и компании ЕАЭС получат возможность вступать в ФМР и получать кредиты в ИР на реализацию инвестиционных проектов. Курс рубля привязывается к ЗР, что позволит устранить порочную практику решения бюджетных проблем за счёт девальвации из-за чего с 1995 по 2022гг. курс рубля к доллару снизился примерно в 15 раз. К концу 2-й пятилетки объём накопленных инвестиций в ЗР составит 250-300 млрд $ (5000 т Au). Практика показывает, что на 1$ гарантированных государством инвестиций можно привлечь ещё 3-4$ от сторонних инвесторов. Таким образом, общий объём инвестиций в реиндустриализацию за 2 пятилетки составит, как минимум, 1 трлн. $. Поэтапно вводится в платежный оборот ЗР, что в конечном итоге приведёт его к статусу единственного платежного средства в стране, что стимулирует импорт высококвалифицированного человеческого капитала в Россию. 3-я пятилетка. Организации из союзных стран дальнего зарубежья получат возможность вступить в ФМР. Фонд приступит к выпуску долгосрочных (15-20 лет) заёмных бумаг, номинированных в ЗР под обеспечение прогнозных ресурсов золота, которые в сегодняшних ценах оценивается в 550-600 млрд $. Таким образом, за три пятилетки только обеспеченные золотом прямые инвестиции ФМР составят 800 млрд $, а вместе с привлечёнными ресурсами – 3-3,5 трлн $.

Фонд для мегапроектов

Для стимулирования масштабной реиндустриализации, государству необходимо инициировать соответствующие инфраструктурные проекты. Очевидно, что у России есть все предпосылки для того чтобы стать первой страной, перешедшей на газовую доминанту в энергообеспечении экономики. С этой целью ФМР предложит к реализации мегапроект по созданию в стране полномасштабной газозаправочной инфраструктуры для автомобильного, ж/д, авиационного и судового транспорта. Такой проект задаст стимул для инновационных разработок газомоторных двигателей и газомоторного топлива. Переход на газовую доминанту позволит государству исключить нефтянку из числа стратегически важных отраслей и продать свою долю в нефтяном бизнесе, а полученные средства направить на инфраструктурные транспортные мегапроекты: аэропортовую сеть для малой авиации; высокоскоростную ж/д от Балтики до Тихого океана. Первый проект стимулирует авиастроение, второй в разы повысит мобильность населения, а также разгрузит Транссиб для увеличения объемов грузоперевозок по Евро – Азиатскому ж/д коридору. По сути, новый трансконтинентальный ж/д путепровод образует зону притяжения для инвестиций в строительство новых промышленных и научно-технологических центров, а также логистических хабов. Подобного рода мегапроекты создадут инфраструктурный базис для реиндустриализации, что в конечном итоге позволит реализовать цель построения самодостаточной конкурентоспособной экономики России.

Что мы получим?

Первое. С созданием ФМР экономика получит частно-государственный механизм для финансирования мегапроектов, неподъёмных сегодня ни для государства, ни для бизнеса. Выпуск специальной инвестиционной валюты, обеспеченной высоколиквидными активами станет фактором стабильности для кредитно-денежной системы страны. Инвестиционные ценные бумаги ФМР, номинированные в ЗР, позволят привлечь в экономику накопления, сконцентрированные «под матрасом», в офшорах, а также от зарубежных инвесторов. Второе. Государство получит новые возможности для проведения независимой финансово-экономической политики, позволяющей, в кооперации с заинтересованными странами-производителями и потребителями углеводородов (Иран, Индия, Китай …) выстроить общий энергорынок с расчётами в ЗР, с перспективой создания альтернативной мировой денежной системы. Для власти ЗР станет весомым аргументом во внешней политике, который позволит перейти от реагирования на внешние вызовы к продуцированию собственных вызовов в отношении глобальных конкурентов, сопоставимых по значимости с гиперзвуковым оружием. Третье. Формирование резервов в твёрдой национальной валюте позволит в перспективе отказаться от практики ЦБ по резервированию иностранной валюты, а накопленные валютные резервы направить на финансирование институтов развития. Четвёртое. Сырьевые компании, участвуя в проектах реиндустриализации, преобразуются в промышленные корпорации, у которых сырьевые доходы будут играть второстепенную роль. Это и станет реальным избавлением страны от «нефтяной иглы».

Кто это «потянет»?

Скептики могут сказать, что предлагаемый институт развития слишком сложен, однако институциональное обеспечение Западной финансово-экономической модели (МВФ, ФРС, ВБ …) на порядок сложнее ФМР. Возможность продуктивного партнёрства бизнеса и власти также может восприниматься скептически. Ведь призывы власти к репатриации капиталов на родину и инвестированию в отечественные проекты пока не находят должного отклика. При этом бюрократия относится к бизнесу преимущественно, как к дойной корове, а бизнес продолжает прятать активы за бугром. Гарантировать равноправное партнёрство между государством и бизнесом в рамках ФМР можно только в виде специального закона, где будут прописаны права и обязанности сторон, примерно так, как регулируются отношения с ЦБ РФ. В качестве зарубежного примера институционального частно-государственного партнёрства можно привести ФРС, эта организация с помощью финансовых инструментов регулирует уровень занятости и инфляции в США.

Реализация новой индустриальной программы может вывести Россию в лидеры развития мировой экономики, если идеология этой программы будет сформулирована в парадигме решения глобальных экологических вызовов. Эта парадигма должна задать смену целеполагания: от приоритета экономического роста, к приоритету экономики качества, что на деле означает тренд на разработку и реализацию природо-подобных технологий. В сегодняшних исторических условиях, по мнению автора, поднять такой проект возможно лишь на условиях партнёрства ведущих промышленных компаний и государственных структур. Такое партнёрство будет  способствовать  мобилизации инвестиций со стороны граждан страны на общее дело. Опыт эпохи советской индустриализации показал, что значительная часть денежных средств на реализацию промышленных проектов привлекалась путём размещения заемных облигаций среди населения под гарантии государства.

Автор: Сергей Матвейчук – ведущий аналитик журнала «Недропользование XXI век»

Литература

  1. Государственный доклад о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2020 году, Москва 2021г.
  2. ИнфоТЭК: https://t.me/Infotek_Russia
  3. «Золотодобывающая промышленность России: текущее состояние и перспективы». М.И. Лесков — директор по развитию, Группа ИГТ; Баушев С.С. — директор по региональному развитию, Группа ИГТ. Журнал «Золото и технологии», февраль 2023 г.
  4. «Учетные цены на аффинированные драгоценные металлы», официальный сайт ЦБ РФ.