Пекинский форум «Пояс и путь» вряд ли открыл новую главу в истории человечества. Он стал скорее новой страницей сразу в двух важных книгах — двухтысячелетней истории Великого шелкового пути и четырехсотлетней летописи российско-китайских отношений. Главные записи были сделаны самим хозяином международной встречи Си Цзиньпином и главным гостем — Владимиром Путиным. Они не первый год вместе трудятся над созданием нового мирового порядка, несущими конструкциями которого служат как двусторонние связи Москвы с Пекином, так и взаимодействие в международных проектах масштаба «Пояса и пути», БРИКС, ШОС.
Саммит в Пекине стал 42-й встречей Владимира Путина и Си Цзиньпина за 10 лет. Многие из них имели мировое значение. Уже первая, в марте 2013 года, обозначила конец участия Китая в американской политике «сдерживания» России, которой с 1989 года следовали Дэн Сяопин и его наследники. На следующий, 2014 год Си Цзиньпин на фоне событий в Киеве и Крыму приехал на Олимпийские игры в Сочи вопреки бойкоту стран Запада. В 2015 году оба лидера подписали Соглашение о сопряжении «Пояса и пути» с ЕАЭС, положив тем самым конец попыткам вбить клин между Москвой и Пекином под предлогом «вторжения Китая в сферу влияния России». В 2022 году Путин демонстративно приехал в Пекин на зимние Олимпийские игры в условиях бойкота странами Запада теперь уже КНР. В марте 2023 года Путин и Си 4 часа с глазу на глаз и еще столько же в присутствии министров и советников обсуждали новый этап взаимодействия двух стран. Уровень враждебности Запада к России и Китаю почти сравнялся, и сложились два фронта глобальной «холодной войны» — западный и восточный. Возникла необходимость начать новый этап стратегической координации, «чтоб не пропасть поодиночке». По аналогии с событиями специальной военной операции я называю этот этап «боевое слаживание». Последовавшие одна за другой встречи глав правительств, министров обороны, кураторов служб безопасности, лидеров парламента, гигантов делового мира стали наполнять договоренности конкретным содержанием.
Нынешняя поездка президента Путина тоже стала очередным примером взаимной солидарности. Руководителям стран НАТО из Вашингтона запретили ехать на форум. Сильное давление оказали на руководителей других стран мира. В этих условиях приезд Президента России стал сигналом — Пекин не одинок. Его примеру последовали более двух десятков глав государств и правительств, а всего было представлено 152 страны и 30 международных организаций.
Успех «Пояса и пути» вызывает на Западе скрежет зубовный. Это проявляется не только в попытках дипломатической блокады или информационных накатов. За последние годы выдвигались программы-конкуренты. Евросоюз потерпел провал со своим собственным планом «Шелковый путь». Пару лет назад американцы придумали альтернативную программу Build Back Better и тоже провалились. Совсем недавно, на форуме «Большой двадцатки» в Дели Байден придумал проложить торговый коридор из Индии до Европы через страны Ближнего Востока. Но тут начался очередной израильско-палестинский конфликт…
Ветшающий на глазах старый мировой порядок и его несущие конструкции уже не смогут «запретить» выдвинутую в сентябре 2013 года инициативу Си Цзиньпина. Даже затормозить ее развитие тоже не смогут — «кольчужка коротка». За 10 лет «Пояс и путь» стал одной из геоэкономических осей мира. В той или иной степени к ней примыкают три четверти стран мира. По данным китайской «Белой книги», инициатива обеспечила инвестиции в 1 триллион долларов, создала 420 тысяч рабочих мест и вырвала из нищеты 40 миллионов человек. Со времени предыдущего форума «Пояс и путь» в 2019 году прошли четыре года и одна пандемия. Нынешний форум стал своеобразной «инвентаризацией» всей инициативы. Изменились глобальные и региональные условия, экономика планеты движется по нисходящей, разорваны многие торговые цепочки, экономика самого Китая показывает неплохие результаты, но до прежних темпов развития далековато. От Си Цзиньпина в его речи на открытии ждали новых идей и предложений. Он действительно сказал весьма важные вещи.
Подтверждено финансирование от двух главных китайских банков развития по 47,8 миллиарда долларов каждый. Для улучшения координации и ускорения процесса принятия решений создается постоянно действующий секретариат. Приоритетным назван логистический коридор через Европу в Азию. Создается Зона электронной коммерции Шелкового пути с большим количеством соглашений о свободной торговле и инвестициях. Усиливается стимулирование экологического развития. Принимаются обязательства по научному развитию и исследованиям искусственного интеллекта. Расширяются культурные обмены и контакты между людьми стран «Пояса и пути», включая создание туристического альянса.
Уже в первых комментариях на выступление китайского лидера эксперты обратили внимание на перенос центра тяжести с количества на качество. Не отказываясь от первоначальной цели стимулирования инфраструктурных проектов, председатель Си предлагает партнерам Китая совместно заняться созданием и внедрением новейших цифровых технологий, искусственного интеллекта, «зеленым развитием».
Главный гость, со своей стороны, не собирался затмевать хозяина форума по части глобальных проектов и сосредоточился на сопряжении России со странами «Пояса и пути». Президент Путин сообщил, что в Европейской части РФ создается международный торгово-транспортный коридор «Север — юг». Еще один коридор с севера на юг пройдет через Урал и Сибирь, что потребует модернизации центрального участка Транссибирской магистрали, включая Западно-Сибирскую железную дорогу. Новая Северо-Сибирская железнодорожная магистраль будет стыковаться с Транссибом и Байкало-Амурской магистралью. Одновременно Россией ведется прокладка железнодорожных путей из Центральной Сибири в сторону Китая, Монголии, портов Индийского и Тихого океанов. Планируется еще один транспортный коридор — от Арктики на юг: железнодорожная ветка проляжет от БАМа в Якутию, будут построены мосты через Лену и Амур. Одновременно будет вестись модернизация автомобильных трасс, создание глубоководных портов на восточном участке Северного морского пути. Эксперты обратили внимание также на приглашение иностранным партнерам принять участие в обустройстве этого перспективного транспортного коридора. Еще недавно Москва весьма сдержанно относилась к подобным предложениям…
Уровень доверия между Москвой и Пекином растет особенно быстро в условиях «боевого слаживания», начатого в марте нынешнего года. Тогда Си Цзиньпин и Путин пришли к выводу, что «в мире происходят грандиозные перемены, каких не было за 100 лет, и мы движим эти перемены». Сразу началось «слаживание» руководителей правительств двух стран, силовиков, парламентов, финансовых и промышленных гигантов. Си Цзиньпина в Москве сопровождали сотни высокопоставленных чиновников и предпринимателей. Премьера Мишустина в Пекине окружало около 1000 самых влиятельных деятелей политического и делового мира России. На этот раз с президентом Путиным в столицу Поднебесной тоже пожаловали ключевые фигуры правительства и «генералы» российской экономики.
Значение таких массовых «десантов» трудно переоценить. До недавнего времени наши элиты ориентировались только на Америку и Европу. Далеко не все имели представление о реальном Китае и его потенциале. «Разворот на Восток» пойдет быстрее после хотя бы краткого пребывания в Китае, знакомства с китайскими коллегами. То же самое относится и к китайцам, для которых почти 40 лет «свет из окна» был преимущественно американским. Наступило другое время, и оно не ждет.
В марте на встрече в Кремле были достигнуты договоренности об экономическом взаимодействии до 2030 года. В них восемь пунктов, которые прорабатывались и детализировались в Москве и Пекине с тех пор. Путин назвал план сотрудничества «очень хорошим», «конкретным» и «существенным». Президент подчеркнул, что план был разработан быстро, «с обеих сторон без раскачки и административных проволочек».
Само собой разумеется, на встрече двух мировых лидеров обсуждались вопросы и за рамками повестки дня форума «Пояс и путь». Неожиданно вспыхнул пожар на старом палестино-израильском «торфяном болоте». Запад продолжает натравливать киевский режим на Россию, а тайбэйский — на Китай. Накануне форума в США были озвучены планы ведения одновременной войны против России и Китая. Эту затею экспертов Конгресса США на днях фактически поддержал президент Байден. «За закрытыми дверями» Путин и Си Цзиньпин обменялись информацией и оценками кризисов и угроз. Драгоценные два часа беседы с глазу на глаз стали временем творчества лидеров с глобальным кругозором и колоссальными возможностями «двигать грандиозные перемены в мире». Результаты этого творчества мы скоро увидим и услышим в сообщениях мировых СМИ. Но еще до того, как закрылись двери переговорного помещения, Си Цзиньпин сделал заявление о том, что «Китай поддерживает Россию в следовании по пути национального возрождения и защиты национального суверенитета, безопасности и интересов».