Будущее это когда под ногами нет пустоты, но есть ясная цель.

Немногие из людей имеют дар предощущения времени и пространства, но им несомненно обладает Александр Андреевич Проханов. Статья «Новосибирск, тебе слово» аккуратно совпала с нашим обсуждением вопроса о Новой культурной стратегии Сибири на рабочем совещании в Министерстве региональной политики Новосибирской области.

В своем ответном слове, я поясню почему Александр Андреевич прав на все 100 в отношении Сибири, ведь Сибирь — это точно, не только грибы и ягоды… Что там говорить, даже автор известного труда «Закат Европы» известный философ Освальд Шпенглер в 1918 году писал, что: «не петровский Петербург, а «азиатская» Москва с дремлющими в ней силами — вот будущая культура, девятая в обозримой истории. Шпенглер называл ее «русско-сибирской» культурой.

Действительно Сибирь — уникальное место на планете. От научных прогнозов до предсказаний, все в один голос утверждают, что в период катаклизмов на Земле, Сибирь непременно устоит. Так что уже есть повод приехать — Добро пожаловать!

Русская Сибирь — территория, вдвое превышающая европейский материк и составляющая немногим меньше 10% поверхности суши земного шара. Её вхождение в состав России произошло по воле сильного и дальновидного правителя Царя Иоанна Грозного, отправившего в 1581 году на освоение Сибири казачьего атамана Ермака. Вполне неслучайно, что уже тогда, без малого 450 лет назад, на его доспех блистала символика нашего государства — двуглавый российский орел. Вместе с русскими первопроходцами на сибирскую землю пришла и Русская Церковь, передавшая православную веру местным народам.

Именно вблизи современного Новосибирска состоялось Ирменское сражение, повлекшее окончательный разгром войск хана Кучума — пришлого захватчика изрядно терроризировавшего местное население, после чего коренные народы Сибири были освобождены от гнета чужеродных племен.

Осознание значимости присоединения Сибири, как важнейшего исторического и геополитического события для России, произошло при императоре Александре III, и ознаменовалось в 1881 году празднованием 300-летия присоединения Сибири, после чего праздник ежегодно пышно отмечался по всей России в течении четырех десятилетий, вплоть до 1920 г. Его второе наименование — День благодарения Сибири.

Немало усилий в освоении этого обширного края было приложено Царем Петром I, активно развивающим исследование природных богатств, разработку полезных ископаемых и создание горнодобывающих производств в Сибири. Как и мастеровой Урал, вскоре Сибирь начала напрягать свои стальные мускулы и стала укреплять матушку Россию. Кто у нас в стране не слышал о Демидовских заводах и серебре из Сибири, достигшем 90 % объема выплавки всего этого драгоценного металла в России?

«Российское могущество прирастать будет Сибирью…» — так пророчески откликнулся на будущее этой необъятной земли, наш великий русский ученый Михаил Ломоносов.

Но главное в Сибири это не природные богатства — главное в Сибири люди! Особые условия Сибири, её удаленность от центра государства, способствовали формированию особых человеческих отношений. В Сибири не было развито крепостное право. При этом сама государственная власть, в лице Екатерины II, а затем Павла I, всячески поддерживала зарождающийся новый вид социально-экономических отношений «крестьянских обществ», получивших в коллективное владение землю и выборное самоуправление: «Свободное, окраинное крестьянство мыслилось в качестве правительственной опоры для решительной, но постепенной отмены дворянского землевладения в центре страны <…> ставилась задача через правовую поддержку государством принципов общественного самоуправления в среде «низов», воспитать сознательных граждан из свободных крестьян — базу регулярной армии и следовательно опору монархии, именно эта сила должна была противостоять корпоративному эгоизму дворянства».

Такой подход, заложенный государственной властью более двух веков назад, специфические социальные и природные условия, крепкая православная вера, сыграли ключевую роль в формировании особого характера сибиряков, ставших надежной опорой в деле защиты и строительства государства на все времена. Не раз в истории, Сибирякам приходилось проявлять свою стойкость и мужество в деле защиты Отечества и веры.

Вот что писали генералы царской армии в своих воспоминаниях о сибиряках, участвующих в Первой мировой войне: «Сибирские полки принесли с собой силу и мощный дух необъятной Сибири. Они несли крепость сибирского крестьянина, его положительность и опыт Японской войны», «Я помню, как эти остроглазые и гордые бородачи ходили в атаку с почерневшими дедовскими иконами поверх шинели…», а вот другое воспоминание, офицера австрийской армии: «Мы узнавали сибиряков по песням — перед боем сибиряки пели молитвы, и потом спокойно и уверенно поднимались в атаку…»

Стоит вспомнить, что именно здесь в Сибири, из Ново-Николаевска и Томска, началось вооруженное сопротивление русского народа безбожной власти большевиков. Отсюда начала набирать обороты гражданская война в России, как организованное противостояние народа той власти, которая попрала традиционные устои тысячелетней Руси.

И когда на нашу Родину тяжело вступил германский сапог, именно Сибирские полки, вместе с истекающей кровью Красной армией, остановили фашистов под Москвой и двинули их вспять. И все это произошло благодаря очень важному историческому событию — открытию, а затем мощному и стремительному развитию Сибири, которому предшествовало строительство Великого Сибирского Пути и образование главного города на этой магистрали — Ново-Николаевска, в последствии — Новосибирска.

Подписывая царский Указ о начале строительства самой большой в мире Сибирской железной магистрали, император Александр III наказал своему сыну — будущему царю Николаю II, осуществить этот великий проект: «во имя привнесения дела мира на Восток, заселения и промышленного развития Сибири».

Бурное освоение и развитие Сибири в начале XX века было прервано революцией, но утвержденное Николаем II место прокладки моста через реку Обь, предопределило появления на карте России, будущего крупнейшего промышленного и научного центра за Уралом.

Какую тайну хранит в себе город Новосибирск? Почему его имя до сих пор в тени на центральных каналах, при том, что Новосибирск является самым большим по численности населения муниципальным образованием в стране — юридически — самым большим городом России, поскольку Москва и Санкт-Петербург это субъекты Российской Федерации?

Прежде всего город Новосибирск хранит в себе имя последнего императора России –Царя Николая II. Свое первое, основополагающее имя, обретенное по настойчивой просьбе жителей — Ново-Николаевск, город носил в течении белее четверти века.

Уникальность истории Ново-Николаевска-Новосибирска и окружающей его обширной территории состоит в том, что до революции эта земля была личной собственностью императорской семьи Романовых, и потому история образования города Новосибирска — это история передачи фамильной царской земли в дар жителям поселения Ново-Николаевска от императора Николая II. Передав основную часть земли для образования города безвозмездно (усадебные участки под частную застройку передавались на выкуп с двадцатилетней рассрочкой) Николай II сделал для жителей Ново-Николаевска поистине царский подарок и потому сегодня и на века Новосибирск — это город на царской земле.

И это лишь начало его удивительной истории.

Можно не сомневаться, что Николай II, как глубоко верующий человек, православный монарх, на тот момент — глава Русской Церкви, хорошо знал культурное и духовное значение установки православных храмов и потому строительство города началось с постройки самого большого, на всем протяжении Сибирской железной дороги, православного Храма. Храм стал первым кирпичным зданием будущего города, при этом построенным по сути в чистом поле невдалеке от поселка мостостроителей. Он был воздвигнут в честь святого благоверного князя Александра Невского, в память об Александре III — основателе Великого Сибирского пути. Основные средства и землю для его строительства, выделил сам император Николай II.Так, строительством большого каменного собора задолго до образования города, Царь вместе с жителями поселения, заложил его духовную и культурную основу.

А вот какие последствия несёт такое духовное и культурное основание, может проиллюстрировать последующая история города.

Когда в Ново-Николаевске в 1909 году случился большой пожар и огнем было уничтожено без малого 800 домов, Николай II, для скорейшего восстановления города, в течение трех дней, дал распоряжение о выделении строевого леса принадлежащего Кабинету Его императорского Величества, а чуть позже предоставил дополнительно государственную ссуду. Отдавая должное прозорливости местной власти — она направила её на строительство двенадцати школ по проекту выдающегося русского архитектора Андрея Крячкова.

В городе начали активно создаваться другие образовательные учреждения, был создан мощный импульс к образовательному и культурному развитию. В результате в 1912 году, в Ново-Николаевске было введено всеобщее начальное образование и по этому показателю город занял первое место среди всех городов Российской Империи, включая Москву и Санкт-Петербург.

Может быть именно это обстоятельство, а также место расположения города сыграли свою роль в том, что в последующем, академик Лаврентьев выбрал для строительства научного центра именно Новосибирск.

Академгородок стал первым в стране крупным научным центром такого типа, получил общемировое признание и полностью подтвердил слова Михаила Ломоносова о том — чем будет являться Сибирь для России в будущем.

В итоге, самой «умной» улицей мира, попавшей в книгу рекордов Гиннеса, является проспект академика Лаврентьева расположенный вАкадемгородке. Здесь напротяжении чуть более двух километров, находятся два десятка крупных научно-исследовательских институтов.

Возвращаясь к истории стремительного роста города, стоит отметить, что его благоприятное расположение вблизи главных транспортных артерий Сибири и ряд других обстоятельств, привели к большому притоку населения и бурному развитию промышленности. Совсем не случайно, что молодой город, ещё в начале XIX века стали называть: «Сибирский Чикаго». Может быть поэтому, уже в наше время, Новосибирск вошёл в разряд рекордсменов, какодин из наиболее быстрорастущих городов двадцатого столетия. Количество его жителей менее чем за70 лет достигло одного миллиона человек. Чикаго, скоторым часто сравнивали Ново-Николаевск — Новосибирск, дляэтого понадобилось 85 лет, а Москве– 900 лет.

В 1914 году на главном Николаевском проспекте была построена и освящена часовня святого Николая Чудотворца — небесного покровителя города Ново-Николаевска и царя Николая II. Возведённая по случаю 300-летия Дома Романовых, часовня стала символическим географическим центром Российской империи, с учётом расположения её крайних точек с Востока на Запад (от г. Ново-Мариинска, совр. г. Анадырь (Россия), до г. Руко-Комары (совр. Польша).

Знаковым является и то, что сегодня город Новосибирск стоящий на том же самом месте, символизировавшем некогда географический центр Российской империи, является самым большим по численности населения городом России.

Возвращаясь к роли Сибири в настоящем и будущем, пониманию её духовных глубин, можно сказать, что Сибирь — это место соединения двух мощных начал — могучей необузданной силы природы и ещё более могучей духовной силы русского народа.

Сибирь это — горнило, где на протяжении многих веков рождается духовный сплав человека, способного вынести на себе всю тяжесть невзгод обрушивающихся на Россию.

Говорят, что Сибирь — это кладовая природных богатств России, но в ещё большей степени это — кладовая духовной силы русского человека, собранной, хранящейся, но ещё в полной мере не раскрытой. Само духовное устроение России говорит нам о том, что не так важно где в нашей стране скапливаются деньги, важно где хранится душа…

PS.

«Император Николай II и город Новосибирск: параллели прошлого и настоящего» (2018 г.):

«Ново-Николаевск-Новосибирск — город с неповторимой историей, возведённый на земле последнего Российского императора. Единственный город в России названный в честь Русского Православного Царя прославленного в лике святых и потому несомненно несущий особую ответственность и миссию в деле духовного возрождения России».

По прошествии пяти лет, можно только подтвердить эти слова: Новосибирск — это город, который самой судьбой предназначен стать площадкой для старта в будущее России, и нам всем очень важно, чтобы этот небесный космодром не зарос травой…

PS.

Двигаясь по пути восстановления исторических символов и традиций, необходимо, чтобы наши слова не расходились с делом.

Реализуя актуальную государственную политику РФ, направленную на сохранение и укрепление традиционных ценностей, Общественная Палата Новосибирской области в лице Комиссии по культуре, двигаясь по пути восстановления исторической памяти на примере истории города Ново-Николаевска-Новосибирска, выдвинула общественную инициативу, по наименованию строящегося моста в центре г. Новосибирска, имеющего ярко выраженную доминанту в виде буквы «Н», именем Ново-Николаевский.

Учитывая вышеизложенное, прошу на всех уровнях, всех граждан России поддержать инициативу о наименовании нового моста в Новосибирске именем «Ново-Николаевский».

А вот «о начале новой русской эры, провозглашении долгожданной идеи развития и свиридовском «Время, вперёд!»», мы поговорим в следующий раз.