— Юрий Вадимович, Вы знаете Китай как мало кто в стране — Вы ученый и журналист, путешественник и политический деятель. На всех послушаниях занимались Китаем глубоко, прощупали его руками, прошли ногами. Это потрясающе — Вы весь Шелковый путь прошли. Лично увидеть Поднебесную изнутри это — потрясающе. Страна эта для нас до сих пор непонятая. Я пригласил Вас, чтобы немного поговорить о ней. Мы же многие явления, ценности переносим на других, мерим своим аршином. А люди у нас православные, доверчивые, любвеобильные. Помните Брежнева и его поцелуй. Зацеловать до дыр — икона русской политики. Сейчас такая любовь у нас, Китай. Вроде он отвечает тем же. Но то же ли это самое? Что такое китайский социализм? Явно не то, что думали основоположники. Маркс конечно думал про что-то иное, а что потом сделали Сталин и Ленин — отдельная песня. Что сделал Мао Цзэдун — еще более особенное явление. Возможно ли китайский опыт социализма применить у нас? Вот бы нам… А стоит ли?

— Сами китайцы называют свой уклад — социализмом с китайской спецификой. «Социализм китайских цветов», если переводить дословно.

— Получается национал-социализм?

— Нет, это ярлык и недопустимый и неправильный. Действительно, в политике Си Цзиньпина национализм и социализм сошлись особенно близко. Как только Си Цзиньпин пришел к власти в 2012 году, он безо всякой раскачки, как это обычно бывает у китайских генсеков (иной подумает, а потом через год родит решение, как устроить свой аппарат). Так вот, через несколько дней он сказал, что Поднебесная должна осуществить «китайскую мечту о великом возрождении китайской нации». И поставил конкретную задачу — к 2049 году нацию возродить. В 49 году исполнится 100 лет создания КНР. Он практично поставил китайцам еще и промежуточный рубеж. К 100-летию создания Компартии Китая, к 2021 году они создадут «общество среднего достатка». И он это сделал! В два раза увеличились доходы китайцев на душу населения. В два раза вырос ВВП. Самое главное, чего не добилась ни одна страна в мире — ликвидирована нищета. Ко времени прихода Си Цзиньпина к власти оставалось 100 миллионов человек, которые жили ниже уровня бедности. Теперь — таковых нет совсем.

— Это весьма интересно. Чудо китайское. Нищету конвертировать в грандиозные успехи.

— В значительной степени это так. В результате реформ, которые начались после смерти Мао, на селе распались «коммуны» т.е. колхозы, образовалась прослойка лишних людей числом от двухсот до трехсот миллионов человек. Эта масса устремилась в города, где как раз возникали новые предприятия собственных китайских, а также западных и восточных капиталистов. Они работали задешево, не пользуясь социальными гарантиями типа пенсий, медстрахования. Конечно, за счет этих «внутренних мигрантов» были достигнуты первые успехи дэнсяопиновского периода (1978 -1989), который называется «реформы и открытость». Потом его дело продолжали новые генсеки-единомышленники.

Когда пришел Си Цзиньпин, «китайское чудо» уже состоялось, и он перешел к новому этапу — «возрождению китайской нации». Нищету к 21 году они ликвидировали за счет колоссальных вливаний государственных средств, мобилизации правящей Компартии и ее членов. В деревни были посланы десятки тысяч таких комиссаров, «павки корчагины», которые подчас даже гибли в стихийных бедствиях. И вот 100 миллионов человек за 10 лет перестали быть нищими по ооновским критериям. Единственная страна достигла этого — Китай. На полях отмечу, что у нас 13, 8 % населения живет ниже уровня бедности. На Западе, в Штатах, не говоря уж о странах Большого Юга, нищеты хватает с избытком. А в Китае нищеты нет. Там есть бедные люди. Те же внутренние мигранты, которые до сих пор не получили полных экономических и социальных прав. Есть у них примерно 600 миллионов человек, которые живут на 1000 юаней (примерно 13 000 наших рублей) в месяц. Где-то еще 400-500 миллионов — средний класс. Вот это и есть «общество средней зажиточности», созданное к 2021 году.

В 2022 году прошел очередной съезд партии, на котором Си Цзиньпин сказал, что нужно начинать новый этап под названием «Новый поход». К 2035 году планируют завершить «социалистическую модернизацию», удвоить ВВП и экономику перевести на инновации, цифровизацию и прочее. Но тут ударил КОВИД и у них был такой трудный трехлетний период. Си Цзиньпин стал энтузиастом борьбы в ковидом, провозгласил лозунг «нулевой терпимости к ковиду». Как сейчас считают эксперты, он немного перегнул. Хотя в Китае была маленькая смертность в отличие от Штатов тех же, где почти миллион человек умерло. В Китае счет шел на тысячи, но зато экономика сильно пострадала, поскольку были «локдауны», города и целые провинции изолировались, нарушались цепочки производственные, сбытовые. Плюс во всем мире шел спад, упал спрос на китайский товар,потому сейчас у них экономические трудности. Они закончили год назад борьбу с КОВИД и сейчас пытаются выбраться на траекторию роста.

— Насколько справедливы подозрения, что китайцы выдумали ковид?

— Не знаю тоочно, но сильно в этом сомневаюсь. Знаю, что в той лаборатории в Ухани проводились совместные с американцами опыты. У китайцев и американцев был период медового месяца, который продолжался 30 лет, они все делали вместе, в том числе и работу над такими опасными проектами, как бактериологическое оружие.

— Китаю нужны были передовые технологии.

— Да, возможно что-то просто пошло не так… Я уверен, что ни американцы, ни китайцы сознательно не запускали этот вирус. Это очевидно прошло случайно, хотя последствия ощущаются до сих пор. В Китае грядет Новый год, празднуют целую неделю. Множество людей возвращается в свои деревни, люди посещают родных — весь Китай на колесах. И они боятся, что сейчас будет вспышка ковида.

— А путешествуют-то они не на возах с котомками, а на поездах со скоростью 350 километров в час.

— Я часто катался на таких поездах. Должен сказать — это великое китайское достижение. Я лет 40 назад катался на похожих в Японии, но их скорость была не более 200 километров в час. А тут уже 350… Они намерены скоро запустить и до 500. Пробовали 400, но произошла авария. Они проложили параллельные пути слишком близко, и когда два поезда сближались, то возникали завихрения и поезда притягивались. В общем, сейчас снова боятся вспышек, народ в масках.

— Маски — говорят, они не спасают. Почему же их носят там?

— Они считают наоборот.

— А вакцина?

— Вакцину они свою разрабатывают, хотя главным образом пытаются за счет изоляции действовать. Сейчас Китай переживает период восстановления, выздоровления. С трудом, правда. Экономика себя чувствует так себе, хотя за 2023 год они дали 5,2% прироста ВВП за счет стимулирующих средств. У них колоссальные деньги скопились за тот период процветания. Их сейчас они и вкладывают в строительство новых железных дорог, аэропортов, жилья — на государственном уровне, что стимулирует. Но структурные основы экономики внушают опасения. Старение населения, безработица среди молодежи. Они наплодили дикое количество ВУЗов и студентов. Частенько эти ребята, получившие дипломы, никому не нужны. Безработица среди дипломированной молодежи доходит до 20%.

— Но это же самая активная часть общества. Она не начнет ли бродить?

— Вот именно! Сейчас партия разрабатывает новые способы их трудоустройства, навязывают частному и государственному секторам нанимать этих специалистов, хотя ведь и рождаемость падает, происходит старение населения. Поскольку они начали вводить общенациональную систему пенсий, чего раньше не было, опять же — расходы, а дальше будет только хуже. Скоро должен пройти специальный пленум по экономическим вопросам. Они должны принять решение, какой экономике отдать предпочтение — социалистической или капиталистической?

Эти две экономики сейчас работают в КНР параллельно. Считаю, что социализм китайской специфики есть такой треугольник. У него два катета (рыночная экономика и социалистическая), а между ними гипотенуза — партия. И вот она объединяет эти несоединимые части и регулирует их, то один помогает, то другим. На XX съезде в 2022 был принят курс на усиление социалистических основ, но из-за трудностей начали срочно тормозить, потому что источник сил не социалистическая экономика, а рыночная. И я ожидаю решений в пользу рыночной экономики. Распределение же компартия видит по-прежнему социалистическим. На ХХ съезде одна из ключевых стратегий называется «всеобщее процветание». Если за первые 10 лет правления Си Цзиньпина была достигнута «средняя зажиточность», то теперь они хотят всеобщую. Сразу после съезда они резво стали проводить в жизнь это. Например крупнейшим промышленных гигантов предупредили, что не должно быть никаких картельных сговоров, никакого давления на малый и средний бизнес, что надо делиться сверхдоходами со всякими благотворительными фондами.

— Может нам создать отделение?

— Идея хорошая. Поскольку Компартия — правящая, руководители всех государственных и частных компаний — члены партии Есть методы воздействия. Все мы знаем замечательного Джека Ма — хозяина Алибаба, Алипэй. Сверхмиллиардер — член Компартии. Он стал самостоятельно чувствовать себя, политические заявления делать, и его пригласили в такую организацию, как Центральная комиссия по проверке партийной дисциплины. У них есть такая спецслужба помимо прокуратуры. Это чисто партийная система. Там свои канцелярии, дома, где можно 2-3 месяца поговорить, услышать точки зрения разные. Люди оттуда выходят, как правило, с просветленными глазами. Грехи все замаливают, лишнее сдают. Но если выяснилось, что они нарушили законы, то это уже дело прокуратуры. Джек Ма три месяца отсутствовал, вышел не совсем просветлённым, но скорее с расширившимися от ужаса глазами. Его компанию разделили на несколько частей. Он уехал в Японию, потом вернулся, ему позволили начать заново — изготавливать завтраки и обеды в упаковке. Сейчас в рамках реалистической переоценки ценностей, он вроде возвращается в бизнес, в Алибабу.

Какие еще были проявления? Дети, школьники часто оказываются в неравных условиях в городе и деревне. Некоторые дополнительно за плату готовятся к университетским экзаменам. А дети из бедных семей или сельские жители оказываются в менее выгодном положении. Так вот школы эти закрыли, а это десятки и сотни тысяч рабочих мест для учителей и иностранцев. Закрыли, потому что другие дети, которые бедные, оказались в невыгодном положении. Потом у них началась кампания борьбы со сверхдоходами звезд телевидения, эстрады, соцсетей. Посадили нескольких. Последние месяцы кампания сходит на нет. Партия ориентир перед собой видит, но решили «срочно подождать» с реализациейю Лучше стране после ковида выздороветь, нарастить жирку, а потом уж снова бороться за социалистические идеалы.

У них сейчас такая формула есть: помнить изначальные идеалы, твердо понимать свою миссию. Китайцы любят называть периоды истории разными красивыми названиями. Время правления Дэн Сяопина — «реформы и открытость». Си Цзиньпиновские первые десять лет называются «новая эпоха». А с XX съезда == это «новый поход». Это прямо отсыл к «Великому походу» Мао. Неслучайно возник и 2035 год, к которому будет достигнуто «всеобщее благоденствие». Это будет столетие Великого похода под руководством Мао Цзэдуна. Чтобы сомнений не было, куда идет страна и партия, Си Цзиньпин сразу после XX съезда вместе с шестью другими постоянными членами Политбюро поехали в Яньань. Там в музей превращен «пещерный город», где жил Мао и другие лидеры Компартии. Кстати, Си Чжунсюнь, папа Си Цзиньпина, был «завхозом» всего пещерного города. Почуеу пещерного? Яньань в провинция Шэньси. Там горы сложены из породы «лёсс», спрессованный ил. Так как он мягкий, в нем легко строить пещеры. Местные крестьяне испокон веков жили в пещерах, потому что зимой там сравнительно тепло, а летом — прохладно. Туда пришли войска Мао Цзэдуна, они нарыли себе пещер, жили там. У Мао было три пещеры рядом. Весь этот пещерный город, описанный в книжке «Особый район Китая». Туда приезжают сотни тысяч, миллионы китайцев. Неподалеку там город Сиань, бывшая столица Китая. 12 разных династий на протяжении сотен лет там держали свою столицу. А чуть севернее есть городок Фупин, откуда родом отец Си Цзиньпина, их семейное гнездо. Я там был. У них крестьянский домик, яблоневый сад. Самые лучшие в Китае яблоки считаются из этой области. И во дворе дома яма вырыта, а там пещера. Для них нет совершенно ничего странного в том, чтобы летом, когда жарко, переселиться жить в прохладную пещеру, как на дачу. Чан Кайши и его армия, а также японцы, которые оккупировали тогда Китай, бомбили штаб-квартиру коммунистов, но бомбить пещеры бесполезно. Мао Цзэдун и его команда просидели там с 1935 по 1947 год. Потом гражданская война, и они после победы в гражданской войне победили во всем Ките, вошли в Пекин. Папа Си Цзиньпина стал сначала заведующим отделом пропаганды, что полностью не соответствовало его профилю. Он был экономист, знал, как устроить дела. Потом он стал правой рукой премьера Чжоу Эньлая. Потом сидел во время культурной революции, 16 лет сидел. Вышел, но не потерял веру в ценности коммунизмарядом , партию. Его послали в провинцию Гуандун на берегу моря, где Гонконг. Там он придумал «специальные экономические зоны», которые фактически были слепком пещерной республики. Когда Си Чжунсюнь руководил экономикой пещерного района, то если бы реализовали принципы военного коммунизма, то просто подохли бы с голоду. Но он наладил отношения с помещиками, кулаками, зажиточными крестьянами, снизил налоги, помогал промышленникам.. Все эти наработки они использовали после смерти Мао Цзэдуна, когда к власти пришел Дэн Сяопин.

— Как здесь понять — откуда такая гибкость китайского руководства и партии? У нас погибла советская власть и компартия, сами себя погубили именно догматизмом. Сусловский догматизм не позволял происходить никакому развитию. Читайте Маркса и нечего придумывать. Счастья обещанного не случилось. Жесткая система коррозировалась и рассыпалась. Откуда такая гибкость здесь? Да, и Си Цзиньпин же тоже сидел?

— Нет, он был на «перевоспитании молодежи в деревне». В конце «культурной революции» городскую молодежь просто выслали туда, чтобы они глаза не мозолили. А что до догматизма… Горбачев как раз и пытался пересмотреть сусловский догматизм. Новые теории выдвигал. Но китайцы тоже имели своего догматика — Мао Цзэдуна. Он устроил сначала «Большой скачок», который 30 миллионов людей погубил. Они просто от голода умерли за 2-3 года экспериментов Мао. А потом была «культурная революция», которая 10 лет продолжалась. Еще несколько миллионов. Уничтожили тогда Компартию, интеллигенцию. Это были все проявления маоцзэнуновского догматизма. Когда он в 1976 году , к счастью для Китая, умер, фактически выжившие ветераны компартии, генералы армии и госбезопасности устроили переворот. Они арестовали жену Мао Цзэдуна, ее помощников. Они как люди военные просто арестовали противников, а дальше что делать — неясно. Один из них, Дэн Сяопин, выдвинул идею о «четырех модернизациях». Его и сделали его верховным лидером, хотя он тоже не очень знал, что делать. Он не был философом, политэкономистом, он был профессиональным партработником, занимался органами комсомола, разведки и так далее.

Но тут Дэг вспомнил о 1926 годе, который он провел в богоспасаемом городе Москва, где он учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока. 1926 год ==расцвет НЭПа. Он видел, что может быть власть Компартии, может быть экономическая активность, может быть после жуткой гражданской войны нормальнвя жизнь, люди веселятся, одеваются. И он это запомнил. Он в университете слушал лекции. А университет это был необычный. Там вместе с ним учились Хо Ши Мин, Е Цзянь ин (будущий Председатель КНР, ликвидированный Мао Цзэдуном) и даже сын Чан Кайши по имени Цзян Цзинго, который потом стал руководителем Тайваня.

Среди преподавателей были Бухарин, Преображенский. Даже Сталин читал лекции китайским товарищам. Дэн Сяопин особенно проникся идеями Николая Бухарина. После он велел создать специальный институт по изучению трудов Бухарина. Кроме того перед собой Дэн Сяопин видел пример «азиатских тигров»: Тайвань, Сингарпур, Гонконг, Южная Корея, где фактически под руководством одной партии и при наличии мощной государственной экономики еще и расцветает частный сектор.

— Что, на Тайване однопартийная система?

— Уже нет.

— Но процветание было достигнуто в условиях однопартийности.

— При Чан Кайши на Тайване десятки лет длилось военное положение. После его смерти и прихода к власти сына, Цзян Цзинго, состоялись первые выборы и партия Гоминьдан стала оппозиционной А Корея Южная? Помните этих «кровавых диктаторов?». Там тоже теперь несколько партий борются за власть. В Японии не однопартийная, а «полуторапартийная» система. Реально все послевоенные годы правит одна партия, а остальные в лучшем случае набирают половину мест в парламенте, потом слегка критикуют правящую партию. Сингапур — довольно жесткая диктатура. Я там учился в университете один год и видел разные разности своими глазами.

— Я полагал, что там полная свобода.

— На Тайване сейчас гораздо больше демократии, чем в Сингапуре. Вернемся к Дэн Сяопину. Он решил использовать опыт советский, тайваньский, гонгконгский, сингапурский, стал привечать «заморских китайцев». Китайские эмигранты стали приезжать в Китай, где никогда не расправлялись с эмигрантами так, как у нас. Не говорили, что приехавшие гады, враги, шпионы. В Пекине поаторяют: Не важно, куда отбрасывает дерево тень, корни-то там, где им полагается быть. Опыт, капиталы, технологии «заморских китайцев» позволили создать рыночную экономику, которой не было после победы коммунистов в 1949 году. . Была экономика социалистическая с пятилетками, упором на тяжелую промышленность и т.д. Дэн Сяопин понял, что без внешней помощи быстро развиваться не получится. А также помнил, что Мао добился успехов в свое время благодаря помощи Советского Союза. Мы внедрили пятилетки. Тысячи советских специалистов строили заводы, университеты, мосты.Советская система полностью переносилась на китайскую почву. Именно из-за успеха этой системы за первые 10 лет у Мао началось головокружения от успеха и он решил ускориться и создал «большой скачок», а затем и «культурную революцию».

Дэн Сяопин искал эту внешнюю помощь. Но СССР уже не подходил после всей взаимной ругани, после стрельбы на Даманском 1969 года. Кто оставался? Запад. Спустя всего несколько недель после пленума ЦК, который в конце 1978 годапризнал его главным, он отправляется в Америку встречаться с президентом Картером. Там Дэн предлагает ему создать «всемирный антигегемонический фронт». А гегемоном был назначен СССР. Всемирный антисоветский фронт фактически затевался. Американцы, конечно, возрадовались, но не поверили до конца — как это социалистическая страна будет бороться с социалистической страной. До реформ в Китае было еще далеко, и он оставался типичной соцстраной. Тогда Дэн Сяопин провел эксперимент и показал, что такое может быть. Напал на Вьетнам весной 1979 года, через две месяца после возвращения из Америки. Вы помните, была пограничная война. Китайцы сказали, что преподадут урок вьетнамцам. Война кончилась ы ничью с военной точки зрения, но нполитически победой Китая, который получил у Запада огромный кредит доверия и денег и технологий, доступ на рынки на 30 лет. В немалой степени Китай развивался за счёт этого «турбонаддува». Дэн Сяопин вел Китай в фарватере Запада. Он сказал, что надо оставаться в тени, накапливать силы и ждать удобного момента. 30 лет они делали намеченное, а потом пришел Си Цзиньпин и начался новый период в истории Китая.

За послдение 12 лет были пересмотрены многие заветы Дэн Сяопина. В том числе в отношении России, которую он очень не любил, хотя и перенимал бухаринский опыт. Когда он встречался с Горбачевым в 1989 году, а я Горбачева сопровождал и готовил ему речи. Я тогда работал в Идеологическом отделе ЦК КПСС, курировал китайское направление. Сопровождавшим Горбачева доходила информация о том, как прошла беседа « с глазу на глаз» Дэн Сяопин поучал Горбачева, выкатил ему счет за полтора миллиона квадратных километров китайских территорий. Сказал, что это история, книгу эту мы закрыли, а сейчас будем писать новую страницу. Но на самом деле напоминанияв этом стиле продолжаются… Дэн был китайским националистом. А Си Цзиньпин тоже националист, который к 2049 году хочет сделать китайскую нацию величайшей в мире.Он с самого начала пересмотрел отношение к России. Он в Москвупервым делом приехал в марте 2013 года, как только стал Председателем КНР. Это показатель. Такого не бывало ранее.

— То есть русско-китайская дружба — не самоочевидные вещи?

— Нет, абсолютно. Это просто варианты, которые возможны. И если кто-то думает, что мы сблизились навечно — ошибается. Мы сейчас делаем историю и от нас зависит будущее. Могут быть варианты… У нас есть такие, кто считает, что китайцы нам что-то должны, мало помогают во время войны на Украине. Это упрощенный и ошибочный взгляд. На самом деле Китай именно в последние два года стал не просто «стратегическим партнером», а фактически союзником. Сейчас у нас договор не о союзе, как Договор 1950 года., а о добрососедстве. Путин подписал его в 2001 году и главное слово в его названии — добрососедство. Какое важное слово! Тогда был отрегулирован территориальный вопрос. А в 2005 году были проведены последние спорные километры.

Сейчас реально у нас отношения, которые я называю «боевое слаживание». Это из словаря СВО. Две дивизии на одном участке фронта или два бойца в одном окопе друг другу помогают, защищают от удара в спину.. Вот у нас такие сейчас отношения. Но не потому, что такие хорошие китайцы и Си Цзиньпин в детстве читал Толстого. Ничего такого. Просто совпали наши национальные интересы. Запад совершил колоссальную ошибку, развернув одновременно две холодные войны против России и Китая. Против нас он ведет ее с 2008 года, когда Путин выступил в Мюнхене. Потом 2014 год — Крым и Донбасс. А с 2022 года у нас война.

А Китай за что? Они Крыма не брали, Донбасса не брали. Про Тайвань только говорят. И вдруг холодная война. Началась она в 2018 году, когда президент Трамп неожиданно ввел торговые пошлины на товары из Поднебесной. Китайцы взвыли от неожиданности и боли, потому что это торговля, промышленность, рабочие места. Дальше санкции нарастали, потом было волнение в Гонконге развязанные Англией и Америкой, была ситуация в Синьцзяне, где тоже неспокойно — мусульмане зашевелились. Но главное — Тайвань. Ни с того ни с сего американцы стали туда накачивать оружие, стали приезжать всякие нэнси Пелоси и подстрекать тайваньские власти к независимости от Китая. Все это в совокупности плюс военные базы, новые военные блоки АУКУС и КВАД, новое военное соглашение Японии, США и Южной Кореи.. Ясно, что идет создание линии фронта, Восточного фронта глобальной Холодной войны. Вдобавок к Западному, против России. Оба фронта помогают друг другу, крепнет «боевое слаживание».

Если мы представим, что нет восточного фронта, то все силы Америки были бы брошены на нас и нам было бы очень трудно. Если представить, что китайцы не покупают наши энергоносители и иные подсанкционные товары, то как бы выглядел наш бюджет. Но они несмотря на угрозы Запада покупают, и за счет этого мы и воюем, и поддерживаем социально-экономическую стабильность в стране. С другой стороны, если бы не было нашего фронта, американцы бы в силу своих антикитайский инстинктов бросили бы сейчас все силы, и свои, и НАТО на Китай. Думаю, война вокруг Тайваня бы уже была. С точки зрения экономики — 80% китайской торговли идет по морю через Малаккский пролив, Индийский океан. Перерезать эту дорогу жизни очень просто, но у китайцев появилась альтернатива — везти через Россию по железным дорогам, шоссейным дорогам, которые сейчас срочно выстраиваются, по Северному морскому пути. Это пока не заменит устоявшийся маршрут, но это действующая альтернатива. Боевое слаживание. Сейчас в этом суть российско-китайских отношений, контактов между Путиным и Си Цзиньпином. Мы это все называем дружбой. Я зампред Общества российско-китайской дружбы. Красивое слово «дружба», но за ним — национальный интерес. Никакое общество дружбы не помешало острову Даманский. А национальные интересы очень помогают.

— А давайте теперь поговорим о том, что такое китайская национальная идентичность. Что она собой представляет? Иероглифы употребляются непонятным нам образом, да и слова употребляются не так, как они нам знакомы. Существует ли какой-то внутренний, исконный Китай, который всегда существует, где всё по правилам « фэншуй». Китайский дракон что означает? Нынешний лозунг это ведь возврат к цивилизационным истокам. Как они сохранились, когда были времена, когда нечему было сохраняться. Это мои фантазии или здесь и правда есть?

— Есть термин социальная инжиниринг. Страшная штука. Можно вытравить основы цивилизации, народа. Это как православная Россия фактически перестала быть таковой в советский период. Католическая и протестантская Германия была переведена на рельсы нацистского язычества. Вернемся к Китаю. Мао Цзэдун сказал, что китайский народ похож на чистый лист бумаги, на котором можно писать красивые иероглифы. «Культурная революция» с 1966 по 1976 год была попыткой стереть все, что было на листе бумаги под названием китайская цивилизация. Боролись с конфуцианством, которое было основой китайской этики и отношений. Отец-сын. Старший брат — младший брат. Не делай другому того, чего не хочешь себе и так далее. Разрушали статуи, храмы разных религий. Избивали и убивли интеллигентов — носителей традиций. Всё уничтожалось в течение жизни целого поколения весьма продуманно и в значительной степени получилось. Когда я общаюсь в Москве со своими китайскими студентами, то удивляюсь, насколько плохо они знают свою историю, культуру, цивилизацию в целом. Это ведь дети «хунвэйбинов», потерянного поколения.

Сейчас в Китае начался возврат к истокам.Студентам и школьникам факультативно преподают писание иероглифов ручкой. Все перешли на электронные гаджеты. Конфуция стали изучать даже в начальных классах, хотя и бегло. А ведь он был запрещен, с ним боролись толпы хунвэйбинов. Дэн Сяопина провозгласили новым Конфуцием при Мао Цзэдуне и не добили только из=за смерти «красного солнышка». Иероглифы упростили, чтобы они были пролетариям понятнее. А при Дэн Сяопине все бросились изучать менеджмент, банковское дело, английский язык — не до Конфуция. За десятилетия сначала «смутного времени» при Мао а затем трех десятилетий подражания Западу при Дэн Сяопине выросло несколько поколений. Это было время забвения китайской цивилизации.

Только в июле прошлого года Си Цзиньпин год во весь голос заявил, что одной из основ политики партии и вообще развития Китая будет китайская цивилизация. Она такое же значение имеет как марксизм. И сейчас пошел резкий разворот в сторону возрождения традиционной культуры, в том числе конфуцианства. Ни один из генсеков компартии Китая никогда не ездил на родину Конфуция город Цюйфу, чтобы поклониться могиле «учителя десяти тысяч поколений», как его веками почтительно называют. Си Цзиньпин поехал, поклонился, поклонился и велел построить новую академию по изучению идей Конфуция. Я видел этот современный комплекс зданий месяц назад в Цюйфу, где уже две с половиной тысячи лет китайцы поклоняются Храму Конфуция, Дому Конфуция и Кладбищу, где хорогят только родственников великого мыслителя. Меня сопровождал потомок Конфуция в 74 поколении…

Во всех речах Си Цзиньпин цитирует Конфуция, Лао-цзы и других гигантов своей цивилизации. Молодежь Китая погрузилась в подражание модам прошлых эпох, древних династий. Девушки летом ходят в длинных платьях с поясами, зимой носят шелковые полушалки с вышивкой , отороченные мехом в китайском стиле. А начало этому всему дала жена Си Цзиньпина, знаменитая оперная певица Пэн Лиюань, которая в 2013 году дебютировала с новой китайской модой в Москве. Тогда, в самом начале, это была западная одежда с элементами традиционного китайского костюма. Теперь старинные картины стали журналами мод. Сейчас это массовое течение. Идет считывание китайской матрицы, и не только в моде. Искусственное ли это — не знаю, но то, что это массово эффективно, — факт.

— Мой вопрос в этом и состоял. Я его задал себе лет 15 назад. Китайцы привезли выставку своего традиционного искусства, представленного древними и современными образцами. Я был еще молодым искусствоведом, но замечал, что то да не то. Формы они восстановили, вышивки изумительные, технологии на высоте, но духа китайского я не почувствовал. Удалось ли сейчас эти формы наполнить верным содержанием? Задышал ли полной грудью китайский дракон? Вы сказали, что конфуцианство, буддизм распространены, но православное христианство там в большей степени не разрешено. Ограничение на религию есть. Атеизм есть. Какие здесь есть перспективы в духовной составляющей?

— Думаю, что по мере повышения благосостояния будет ускоряться и возвращение китайской души. Чувствую по китайской молодежи, что это другие китайцы. Это не мо друзья и сверстники, которым, как мне, за 70. В них нет вежливости, знаменитых китайских церемоний. Китайцам теперь нельзя верить на слово, они даже нередко не выполняют условия подписанных соглашений. Это наследие периода «реформ и открытости», когда главный девиз был «Обогащайтесь!». Китайская нация за время коммунистической эпохи прошла несколько этапов. Сначала социализм с социалистической моралью. Потом «Большой скачок» и «Культурная революция», когда все были друг другу враги, доносили друг на друга. Потом период обогащения любой ценой. Выполняя указание Дэн Сяопина все обогащались как могли! А сейчас наступил период патриотизма или даже национализма, воспевания «китайской мудрости», «китайской силы», а в целом — воспевания величия китайской нации. Китайцы молодые все это впитали, они другие. Я бы сказал — многослойные..

Что же до религии… Начнем с того, что насчитывается 100 миллионов членов компартии из 1400 миллионов населения. Им строго не рекомендуется участвовать в религиозной деятельностью. Самая распространенная религия — буддизм. Буддистские храмы процветают, даже получают дотации на восстановление. Мусульманство. В Китае есть две провинции мусульманские. Мы бы сказали две республики. В обеих живет по 10 миллионов мусульман. Титульный народ в Синьцзян-Уйгурском автономном районе — уйгуры. Там же есть казахи, таджики, киргизы,татары, калмыки. Титульный народ в Нинся-Хуэйском автономном районе — нард хуэй, у нас он также известен как дунгане. Плюс во всех городах есть мусульманские кварталы, мечети, халяльные лавки и рестораны. Тибет. Там буддизм тибетский, ламаизм.

Христианство до сих пор повсеместно распространено. Я часто и много езжу по «глубинке» и вижу действующие церкви, причем не только старые. Интерес к христианству растет, особенно среди молодежи. Это в основном католичество, протестантизм. Наша православная традиция не возрождается. В Пекине была наша духовная миссия, которая занималась не столько обращением китайцев, сколько изучением китайского языка, философии, была центром информации из закрытой для других иностранцев Поднебесной. Миссию закрыли по настоянию Москвы еще в 50-е годы. В 1900 году, когда было восстание «боксеров» и вырезали всех христиан, на территории русской миссии уничтожили 200 китайцев православных — всю общину. Как видно, не очень активно мы занимались прозелитизмом, а западные миссионеры активно. Они вдохновили целое восстание «тайпинов» в середине 19 века. Тайпины контролировали большой кусок китайской территории по берегам реки Янцзы, пытались захватить Пекин. Руководитель восстания называл себя братом Христа и вел в бой под лозунгами справедливости и равнества. У миссионеров были и иные успехи. Руководитель ревлюционеров и основатель Китайской Республики Сунь Ятсен был баптистом. Его родственник и наследник Чан Кайши тоже крестился по настоянию жены. Сейчас китайские власти не поощряют православие, как в Северной Корее. Русские общины в китайских городах пока малочисленны. Китайские студенты и другие граждане в России любят посещать храмы, любуются убранством и наслаждаются службой. Но креститься опасаются. Вот т акая сейчас ситуация. Я не вижу особенно хороших перспектив для православия.

— Но много еще недосказанного. Мне бы хотелось, чтобы мы говорили о Китае осмысленно. Благодарю Вас за прекрасную беседу. Нас интересует, насколько правильно мы понимаем истинность намерений китайского политического руководства. Сейчас мне кажется, что у нас есть настоящие китаисты, которые могут подсказывать руководству, как правильно действовать.

— К сожалению, рядом с нашим президентом китаистов нет. Вокруг него сплошь американисты. Это наследие той эпохи, когда у нас строились особенные отношения с Западом. Думаю, возможно, могут быть из-за этого недопонимания. Но наш президент исходит из национальных интересов России, правильно их определяет и реализует. Сейчас недоверие, которое было в народе и правящих кругах в отношении Пекина, уменьшается. Мы искренне отпразднуем Новый Год по лунному календарю.

ИсточникРадонеж
Юрий Тавровский
Юрий Вадимович Тавровский (р. 1949) – руководитель Экспертного совета Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...