Инвестиционный рост 2023 года составил 9,8%. Это лишь чуть меньше, чем в начале «нулевых», когда после импульса, приданного российской экономике согласованными усилиями правительства Примакова — Маслюкова и Центробанка Геращенко, инвестиции, несмотря на все усилия либералов, вернувших себе экономическую власть уже в мае 1999 года, два года подряд увеличивались на 10%.
Нынешнее достижение тем более ценно, что достигнуто в несравнимо менее благоприятных условиях — прямого противодействия инвестиционному процессу руководства Минфина и целого ряда других возглавляемых либералами структур государственного управления.
О силе их сопротивления развитию России свидетельствуют не только рукотворные девальвации и топливные кризисы, не только системная поддержка произвола монополий (в том числе безнаказанно выжигающего потенциальных конкурентов) и запретительно дорогой кредит, но и по-прежнему колониальная, ориентированная на экспорт сырья и подавление его внутренней переработке налоговая и таможенная политика.
Клинически наглядным проявлением колониального характера политики российских либералов служит по-прежнему скрупулезное исполнение правил не работающей аж с 2016 года ВТО — под откровенно издевательским предлогом «цивилизованного характера» ее правил (и это в условиях санкционной войны ее наиболее развитых членов против России).
В этих условиях рекордное за более чем 20 лет ускорение инвестиционного роста выглядит подлинным чудом — чудом премьера Мишустина, так как достигнуто именно благодаря осуществленным им новациям.
Это прежде всего цифровизация госуправления, резко повысившая эффективность бюджетных расходов (даже при всех пороках бюджетной политики — от произвольности и разрозненности реализуемых проектов до коррупции), создание разветвленной и разнообразной системы поддержки деловой активности, обеспечение спроса на продукцию поощряемых инвестиционных проектов, «расшивание» (причем часто опережающего, на основании прогнозов) узких мест хозяйственной деятельности.
Даже казавшиеся абсолютно негативными факторы вроде чрезмерной влиятельности ориентированного на строительство чудовищных «человейников» и этим заведшего себя в тупик непомерно разбухшего строительного комплекса частично компенсируются путем разворота его мощностей, энергии и влияния на развитие инфраструктуры, о чем так убедительно сказал президент Путин в своем послании Федеральному Собранию.
Интересно, что почти четверть осуществленных в 2023 году инвестиций — около 8 из 34 трлн руб. — осуществлено малыми предприятиями и теневой экономикой (в виде, как деликатно выражается Росстат, «вложений, не наблюдаемых прямыми статистическими методами»). При этом инвестиционный рост в этом секторе значительно выше, чем в легальном. (Это вполне логично, так как теневая экономика пользуется инфраструктурой и иными возможностями, создаваемыми легальной, но не несет соответствующих обременений.)
В отраслевом разрезе наибольший объем инвестиций осуществлен сектором «государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальной обеспечение» (в силу необходимости маскировки военных инвестиций эти категории не разделяются) — 681,2 млрд руб. с увеличением на 37% (в реальном выражении, то есть в сопоставимых ценах, с исключением влияния инфляционного фактора).
Вторая по масштабам инвестиций быстро наращивающая их отрасль — железнодорожный транспорт — отстает от лидера почти втрое: в ее рамках осуществлено инвестиций на 278,3 млрд руб. (с годовым ростом на 54,5%).
В информационные технологии вложено на 56,3% больше, чем в 2022 году — 232 млрд руб. Немногим меньшими — 226,1 млрд руб. — оказались инвестиции в стремительно развивающееся вследствие своей простоты и относительной невыгодности транспортировки на большие расстояния производство готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования), выросшие на максимальные (среди отраслей с объемом инвестиций более 40 млрд руб.) 85,5%.
Производство и распределение газообразного топлива по масштабу инвестиций (219,4 млрд руб.) заняло среди отраслей лишь пятое место с ростом на 46,1%. Немного — и по объему (200,6 млрд руб.), и по темпам увеличения (46,1%) инвестиций — уступил ему автомобильный грузовой транспорт и его услуги по перевозкам.
Инвестиции в производство компьютеров, электроники и оптики составили 170,1 млрд руб., но по темпам роста — 71,8% — заняли почетное второе место.
Инвестиции в добычу нефти и газа, несмотря на дестабилизацию внешних рынков и исключительно высокое налоговое давление, выросли на 4,7%, превысив 300 млрд руб.
В то же время в ряде сфер инвестиции сократились: сильнее всего — в здравоохранение и социальные услуги (на 15%), трубопроводный транспорт (на 11%), операции с недвижимостью (на 8%), а также, что вызывает сильную тревогу и свидетельствует о фактическом провале государственной политики в этом направлении — в сельское хозяйство (на 7%).
В условиях запретительно высокой стоимости кредита основным источником инвестиций являются собственные средства предприятий: на них пришлось 56% всех инвестиций (14,3 трлн руб.).
Вторым по значимости источником стала бюджетная система (хотя ее доля и снизилась с рекордных после кризиса 2009 года 20,5% до 19,6% — 5 трлн руб.). 9,4% инвестиций пришлось на долю федерального бюджета, 9,1% — региональных, 1,1% — муниципальных.
На банковские кредиты пришлось лишь 9% осуществленных в 2023 году инвестиций (2,2 трлн руб.), на заемные средства других организаций — 7% (1,8 трлн руб.). Низкая доля последних в ситуации, когда часть секторов экономики продолжает буквально захлебываться от денег отражает практическую неэффективность системы правосудия, блокирующую возможность частных займов последующей невозможностью их возврата в случае тех или иных непредвиденных ситуаций (начиная с банального мошенничества) в силу неработоспособности судебной системы.
Вместе с тем принципиально важно, что инвестиционный рост во многом вызывается адаптацией экономики в условиях санкционной агрессии Запада, которая во многом завершается. Его пик был достигнут в середине 2023 года, после чего он начал затухать, а в начале 2024 года и вовсе остановился.
По оценкам специалистов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), это связано с исчерпанием возможностей факторов инвестиционного роста (как старых — инфраструктура и жилье, так и новых — импортозамещение и военно-промышленный комплекс) на фоне «ужесточения условий кредитования вообще и ипотечного — особенно», а также с «наметившимся падением рентабельности в ряде отраслей промышленности».
Для дальнейшего развития России необходимо решительное завершение 37-летней эпохи национального предательства: переход от стимулирования финансовых спекуляций и экспорта сырья к производству добавленной стоимости и соответствующему преобразованию всего государственного регулирования.