Многие надеялись, что с началом спецоперации изменится положение дел в отечественной культуре, что это отразится на искусстве: будет появляться хорошее русское кино, например. Да, снимается документальное кино, вышло несколько художественных фильмов, но глобально эта тема в кинематографе не развивается. И это естественно…

Все лучшие произведения были созданы через 10-15 лет: Эрих Мария Ремарк, Михаил Шолохов, Гюнтер Грасс. Должно все иметь какой-то финал, должна произойти какая-то социализация с учётом финала. Должно отношение стать чуть сторонним, чтобы произошло художественное осмысление.

Сейчас, когда болевой порог высокий, слишком рано снимать художественные фильмы на основе донбасского материала. Хотя недавно я сам работал в такой картине и сам предложил сделать её. Но это жанровое кино. Вокруг можно ходить, но в сути ещё разобраться нельзя. «Лицом к лицу лица не увидать», это правда. Нужен интервал. А то, что я вижу — на 99% клюква. И снимают её те же люди, которые до этого снимали пошлятину, про содомитов. А теперь снимают про Донбасс.

Просто они знают, в какой кабинет Госкино надо заходить, и всё. Искренние люди, которые хотят что-то снять о Донбассе, в большинстве своем не имеют такой возможности. Из всех фильмов, которые есть, мне понравился «Донбасс. Окраина» Рената Давлетьярова, и сделан он в 2018 году. И это тоже жанровое кино. Все-таки это рядом, это не сама война.

Американцам проще, говорят мне: что бы ни случилось, сразу выходит фильм с условным героическим Брюсом Уиллисом. Реакция американцев предсказуема: ура, мы молодцы! Следует ли нам форсировать события? Ведь век меняется, доставка информации идет максимально быстро. Я уверен: люди не веря в абстрактные формы, не верят в софистику. Им нужны герои, им нужны события и поступки. Я уверен, есть героические военачальники. Но мы не знаем их имен. Зато знаем Тимура Иванова, который, как утверждается, вместе с подельниками украл 11 триллионов. Бюджет России — 26,5 триллионов. И таких примеров множество.

У русских репортёров, работающих на спецоперации, накопилось достаточное количество материала, готовой основы для сценариев документального кино. Есть, например, удивительная история о комбате батальона «Восток» Александре Ходаковском: когда брали Мариуполь, его ребята девять дней вместе с гражданскими были в окружении запрещенной в России группировки «Азов». И они отбивались от террористов, а ребята из казачьего батальона «Скиф» как-то передавали им воду, батарейки. Чем это не синопсис, чтобы снять большой фильм?

Задам встречный вопрос: а его примут в Госкино?

Что не так с нашим Госкино?

Да там всех увольнять надо, там нет никого нормального за исключением двух-трёх землекопов.

В стране также есть много тех, кто не поддерживает спецоперацию. Не все удрали, кто-то затаился, став «спящим», кто-то тихо ненавидит про себя. С ними тоже надо работать…

ИсточникДзен
Иван Охлобыстин
Охлобыстин Иван Иванович (р. 1966, Тульская область) — российский актёр, режиссёр, сценарист, драматург, журналист и писатель. Священник Русской Православной Церкви, временно запрещённый в служении. Креативный директор компании Baon. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...