В рамках реализации послания президента России и перехода к стратегическому планированию на период до 2030 года правительство Мишустина подготовило основной национальный проект, цель которого очевидна из названия – «Эффективная и конкурентоспособная экономика».
Разработку и реализацию проекта курирует вице-премьер Александр Новак, получивший контроль за экономическим блоком правительства после назначения первого вице-премьера А.Р. Белоусова министром обороны.
Национальный проект будет объединять 8 федеральных проектов (понятно, что порядок их официального перечисления очевидным образом не связан с оценкой их сравнительной важности): малое и среднее предпринимательство, финансовый рынок, обеспечение конкуренции, рост производительности труда, инвестиционный рост, углеродная повестка (можно надеяться, что правительство сконцентрируется на реальных проблемах окружающей среды и избежит тем самым ловушки «климатического мошенничества», нанесшей колоссальный ущерб странам Запада, которые постепенно отказываются от этого безграмотного безумия), технологии и национальная технологическая инициатива.
Следует подчеркнуть фундаментальное отличие двух последних проектов: «технологии» ориентирован на обеспечение технологического суверенитета, то есть носит текущий и оборонительный характер. Национальная же технологическая инициатива нацелена на создание, выявление и развитие принципиально новых, прорывных технологий, то есть носит характер стратегический и экспансионистский.
Ответственным за финансовый рынок назначен Минфин, за обеспечение конкуренции вполне логично – ФАС, за национальную технологическую инициативу – Минобрнауки. Все остальные возложены на плечи Минэкономразвития, что означает существенное расширение сферы его реальной ответственности и, соответственно, аппаратного значения.
Таким образом, централизация усилий по обеспечению эффективности и конкурентоспособности экономики России осуществлена как на верхнем уровне (вице-премьер Новак), так и на уровне исполнения. При этом работа правительства упорядочивается, так как некоторые из этих федеральных проектов в прошлой президентской каденции имели статус нацпроекта, что затрудняло управление и вело к дублированию работы.
По сравнению с прошлым вариантом, проработанным в прошлом месяце, масштабы бюджетного финансирования выросли более чем в 1,4 раза (в том числе за счет включения в него двух по сути венчурных технологических проектов) – с 1,9 до 2,7 трлн. руб. Представляется, что это свидетельствует о более реалистичном понимании как сложности поставленных задач, так и реальных возможностей федерального бюджета, что, конечно, не может не вызывать удовлетворения.
Вице-премьер Новак подчеркнул газете «Ведомости», что механизмы реализации национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» направлены в том числе на управление экономическими рисками, а сам он носит выраженный межотраслевой характер.
Взаимоувязанность восьми федеральных проектов друг с другом и с другими национальными проектами создает объективную потребность к разработке сначала межотраслевого, а затем и межстранового баланса как инструмента не только стратегического планирования, но и повседневного управления, благо все технологические возможности для него созданы в ходе цифровизации.
Впервые разработанный Д.И. Менделеевым при создании его таможенной системы разумного протекционизма, обеспечивший «русское экономическое чудо» 1881-1904 годов и полвека спустя переоткрытый в США В.В. Леонтьевым (за что он получил Нобелевскую премию), межотраслевой баланс обеспечивает точное понимание взаимодействия различных субъектов экономики и является непревзойденным инструментом обеспечения ее комплексного, гармоничного развития.