Поздравляю всех русских людей с Ореховым или Хлебным Спасом. Зерно и орех — два величайших символа духовной культуры. Зерно является фундаментальным символом жизни, смерти и воскресения. Мы, русские, принадлежим цивилизации зерна. Всё в нашем исконном мировоззрении сводится к колосу. Земля готовится для всходов. Семя сеется. Оберегается. Жнется. Веется. Молется. И наконец, превращается в хлеб.

Вершиной мистерии зерна является просфора — для пресуществления в тело Бога. И в главной молитве народ-хлебороб, народ-крестьянин, народ-христианин просит именно хлеба. И Спаситель дает нам хлеб, что бы мы оставались на его земле сущими, хлеб насущный.

Хлеб — главный объект заботы. Весь космос вращается вокруг зерна. Поля освящают солнце и луна, омывают небесные воды, овевают могучие ветра, укрывают своим жарким холодом снега. Вначале был хлеб. И русский человек соединил с ним свою судьбу. Мы народ хлеба. Люди Третьего Спаса.

Невероятно важен и орех. Он тоже образ мира — ядро и скорлупа, внутреннее и внешнее. Вовне тело, внутри душа. Тело само по себе ничего не стоит, ничего не значит, ни за чем не нужно. Оно скорлупа, засохший кокон. Орех становится орехом из-за своего ядра. Мы, собственно, и называем орехом его ядро. Поэтому нет ничего более зловещего, чем пустая скорлуп, ее глухой гул — чем тело без души, внешнее без внутреннего. Ницше формулирует жестокий афоризм: каждый пустой орех хочет быть расколот. Каждое тело стремится обнажить свою душу, но как же чудовищен тот миг, когда из засохшей гусеницы появляется не легкая бабочка, а зияющая пустота или … новая гусеница. Так скорлупа рождает пустоту или другую скорлупу.

Когда нам попадается правильный орех, в нем обнаруживается ядро. Значит, ход жизни был верным, и у нее был смысл. Не дай Бог, если наоборот…

И Христос предстает в иконописи и храмовой росписи в мандорле — в овале, похожем на миндальный орех. Еще один символ мира наряду с яблоком. По краям мирового ореха звезды. Ядро его — сам Бог. Воскрешающий, возрождающий, спасающий. Поэтому и Спас Ореховый.

Русские дали двойное название Третьему Спасу не случайно. Они заметили, что урожай хлеба и урожай лесного ореха практически никогда не совпадают. Они чередуются. Либо Спас Ореховый, либо Хлебный. Это территории двух символических пространств — возделанного поля и дикого леса. Это зоны природы и культуры. Бог и там, и там. Но по-разному. Зерно требует от русского человека всех его жизненных сил. Орех растет в лесу сам по себе. Два образа мира.

Три Спаса не о сельском хозяйстве. Это краткий курс русской христианской метафизики, данной в Церкви, молитве, труде и природе. Наше всекосмическое христианство. Его истоки над миром, вне его. Но лучи Святой Троицы пронизывают всю плоть бытия насквозь. И Дух Святой — везде. Нет точки, Ему недоступной, зоны Ему неподвластной. Мед, яблоко, хлеб, орех, культура, история, общество, политика, жизнь, смерть, стихия, природа, животные и орудия труда — все открыты для Бога и Его участливого присутствия. Если спасать, то всех и всё. Ведь всё это создано Богом. А значит, у всего есть тайное ядро. Мир — это прежде всего душа.

ИсточникТелеграм
Александр Дугин
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...