Структура расходов бюджета выражает стремление исправить отдельные ошибки (в части недофинансирования обороны и экономики), сохраняя уничтожающую страну либеральную «нормальность».

Так, финансирование обороны вырастет с намечавшихся на 2023 год 21,2% расходов бюджета и на 2024 — 29,4% до 32,5% в 2025 году. Однако уже в 2026 их долю снизят ниже уровня 2024 года — до 29,1% и в 2027 — до 28,5%. В реальном выражении в 2027 году они превысят уровень 2024 года лишь на 3,7%.

Финансирование социальной политики сократится в 2025 году более чем на 1,2 трлн руб. При росте расходов на материнский капитал (в том числе из-за раздачи гражданства заведомо не интегрируемым мигрантам) это вызвано падением пенсионных расходов из-за повышения пенсионного возраста (в 2025 на пенсию по старости не выйдет никто, как никто не вышел в 2023 и не выйдет в 2027 году) и вымирания пожилых (в том числе из-за принуждения нищетой к заведомо непосильному труду).

Благодаря этим достижениям либералов трансферты Социальному фонду в реальном выражении и в 2027 году будут на 26,6% ниже намеченного на 2024 уровня.

Социальные расходы без учета пенсий в реальном выражении в 2025 году останутся на уровне 2024 года, а в 2026 и 2027 годах сократятся на 3,0% и 4,0%.

Позитивный элемент — рост расходов на экономику, превышающих даже расходы на безопасность и правоохрану. В реальном выражении они превысят намечавшийся на 2024 год уровень в 2025- на 4,8%, в 2026 -на 10,1% и в 2027 году — на 3,5%.

Рост расходов на экологию вызван компенсациями автопрому (во многом сборщикам китайских автомобилей) утилизационного сбора. В 2023 году на это шло 180,2 млрд руб., в 2024 — 350,4 млрд, в 2025 пойдет уже 818,9 млрд., в 2026 — 1,1 трлн, а в 2027 году — 1,4 трлн.

Это разумная (хотя и недостаточная) протекционистская мера. Но расходы на экологию (даже с учетом катастрофической мусорной реформы) в реальном выражении в 2025 году рухнут почти на 30%, в 2026 останутся ниже намеченного на 2024 год уровня и лишь в 2027 превысят его на незначительные 6,1%.

После выделения на сбор, удаление отходов и очистку сточных вод в 2023 и 2024 годах 19,9 млрд и 17,7 млрд руб. «сокращение доли загрязненных сточных вод» в 2025 году не будут финансировать вообще, а в 2026 и 2027 годах будут в недостаточном размере — 8,9 и 19,7 млрд.

Скачок расходов на ЖКХ (с намеченных на 2024 год 881,3 млрд руб. до 1,8 трлн в 2025) связан с оплатой льгот по ипотеке: 119 млрд в 2023, 454 млрд в 2024, 739 млрд в 2025 году. Неясно, почему субсидия сожмется в 2027 году почти вдвое, до 373 млрд руб.

Расходы на модернизацию коммунальной инфраструктуры, находящейся (даже в богатейшем Подмосковье) в отчаянном состоянии, заведомо недостаточны: в 2025 году на страну (кроме новых регионов) выделяется 46,8 млрд руб., в 2026 — 55,5 и в 2027 году — 66,4 млрд руб. В новых регионах на это в 2025 и 2026 годах направят по 40 млрд, а в 2027 году — 60 млрд руб.

О спасении сотен тысяч людей из аварийного и ветхого жилья нет и речи — говорится лишь об «обеспечении устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда». Задачу будут решать не прямо, а гомеопатическим взносом в «Фонд развития территорий»: в 2025 — 39.4 млрд, а в 2026 и 2027 годах — по 57,4 млрд руб.

Для обеспечения жильем только военнослужащих Минобороны и по состоянию до начала СВО надо 571 млрд руб. В 2025 и 2026 годах на эту задачу выделят менее чем по 2,6 млрд., а в 2027 году — аж 2,9 млрд.

Странно, мягко говоря, выглядит сокращение расходов на безопасность и правоохрану. В 2025 в реальном выражении они снизятся по сравнению с намеченным на 2024 год уровнем на 4,6%, в 2026 — на 5,9% и в 2027 — на 5,5%.

Намечено знаменательно сокращение расходов и на образование (в реальном выражении на 4,5%, 2,3% и 3,1% к намеченному на 2024 год уровню). Доля его финансирования в расходах бюджета падает с 4,8% в 2023 и 4,2% в 2024 году до произвольно установленных на 2025−2027 годы 3,8%.

Рост финансирования здравоохранения в реальном выражении в 2025 году на 7,7% — запоздалая реакция на СВО и его «оптимизацию» в ковидобесие. Но уже в 2026 году его сократят по сравнению с 2025 годом даже в натуральном выражении, а в 2027 реальное финансирование превысит намеченный на 2024 год уровень на символические 1,2%. Долю в расходах бюджета с 4,5% в 2025 году снизят в 2026 и 2027 годах до 4,2% (еще в 2023 году она составляла 5,2%).

На «скорую помощь» выделят по 8,7 млрд руб. в год, что в реальном выражении ниже намеченного на 2024 год в 2025 году — на 5,3%, в 2026 — на 9,5%, в 2027 году — на 13,6%.

Финансирование донорской крови в реальном выражении вырастет в 2025—2027 годах по сравнению с намеченным на 2024 уровнем на 7,1%, 4,9% и 2.7%, что недостаточно с учетом боевых действий.

Пугает сокращение и так недостаточной помощи регионам. В реальном выражении по сравнению с намеченным на 2024 год уровнем межбюджетные трансферты в 2025 году снизят на 11,2%, в 2026 — на 18,5%, а в 2027 — и вовсе на 19,7%.

Быстрее всего растут процентные выплаты по госдолгу (их доля в расходах выросла с 5,0% в 2023 и 6,3%, намеченных на 2024 год, до 7,7%-7,9% в 2025—2027). Они будут постоянно превышать расходы не только на здравоохранение и образование, но и на общегосударственные нужды, и на социальную политику (за вычетом субсидий Социальному фонду на пенсии и маткапитал).

Это значит, что субсидирование финансовых спекулянтов за счет налогоплательщиков при помощи заведомо ненужных займов остается одним из главных приоритетов либералов, управляющих бюджетом.

Это неприемлемо и подлежит отмене.

ИсточникСвободная пресса
Михаил Делягин
Делягин Михаил Геннадьевич (р. 1968) – известный отечественный экономист, аналитик, общественный и политический деятель. Академик РАЕН. Директор Института проблем глобализации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...