9 ноября 2022 г. президент России своим указом № 809 утвердил Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей. С этого момента в стране очень резко и всерьёз заговорили о создании государственной идеологии, и специалистами всех уровней уже предложено великое множество вариантов таковой — евразийство, новый социализм, динамический консерватизм, соборная система и т.д.

Лично у меня нет сомнений, что наличие у государственного устройства идеологического фундамента — это историческая норма, более того — необходимость, и слава Богу, что такое понимание захватывает сейчас всё большее количество умов. Мне, правда, не совсем понятно, почему о создании идеологии столь оживлённо заговорили лишь теперь, после упомянутого президентского указа: ведь ценности, перечисленные в п. 5 Основ, стали программными гораздо раньше — ровно в том же виде они вошли в п. 91 Стратегии национальной безопасности, утверждённой годом ранее — 2 июля 2021 г., а впервые их собрали в одном документе (правда, в немного иной, не слишком удачной, последовательности) ещё в 2015 году — также в Стратегии национальной безопасности, в п. 78… Похоже, для того, чтобы смело заявить о формирующейся суверенной идеологии, которую Россия намерена противопоставить либеральной демократии Запада, нам потребовалась СВО.

В Основы вписаны семнадцать (если считать через запятую) ценностей, которые действительно представляют собой довольно прочный костяк будущей российской идеологии, с названием которой мы со временем разберёмся — были бы кости, мясо нарастёт… Но понятно, что нам уже сейчас, не дожидаясь определения нового «-изма», нужно прививать перечисленные духовно-нравственные ценности нашим детям — именно эту задачу президент, собственно, и возложил своим указом на учреждения образования, на детские и молодёжные организации (причём на практике именно последним и отведена главная роль — школы и колледжи чаще выступают как подчинённые исполнители). Но реализация этой задачи затруднительна — в том числе потому, что ценности упомянутых детских организаций не совпадают с ценностями, перечисленными в Основах!

Вот, например, о каких ценностях вообще не упоминает современная альтернатива советской пионерии — созданное в сентябре того же 2022 года РДДМ «Движение Первых»:

  • права и свободы человека;
  • гражданственность, ответственность за судьбу Отечества;
  • высокие нравственные идеалы;
  • приоритет духовного над материальным;
  • гуманизм, милосердие, коллективизм;
  • преемственность поколений.

Не верите? Зайдите на сайт РДДМ в раздел «Ценности» и проверьте. Возникает закономерный вопрос: если всё перечисленное «Первые» обошли стороной и детям не транслируют, а Родина всё-таки желает, чтобы её граждане этим ценностям следовали, то кто и когда будет навёрстывать упущенное? Во взрослой жизни будем людей воспитывать, «без отрыва от производства»?

Но зато взамен упущенных ценностей идеологи «Первых» включили в свой перечень дружбу, добро и мечту (надо сказать, первые две — ещё туда-сюда, но объявлять ценностью воображаемый образ желаемой действительности, который к тому же у каждого свой — на мой взгляд, не стоило).

Не лучше дело обстоит и у «Юнармии», также претендующей на ведущую роль в воспитании молодого поколения — её список ценностей намного короче, да и звучат они несколько сумбурно, принимая во внимание военно-патриотическую направленность движения: доброта, сочувствие, совестливость, верность, достоинство, любовь к Родине; вдобавок упоминается уважительное отношение к институту семьи и памяти предков, почтительное отношение к старшим. «Юнармию» создавали намного раньше «Движения Первых» — ещё в 2016 году, но ведь перечень традиционных российских духовно-нравственных ценностей был к тому времени уже сформирован!

Призванный руководить процессом воспитания школьников в масштабах страны «Росдетцентр» (гигантский аппарат «навигаторов детства» — советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями) на своём официальном сайте упоминает из ценностей только гражданственность, справедливость, милосердие, семью, труд и Родину.

Налицо наш традиционный и самобытный подход, когда «правая рука не знает, что делает левая»: ценности главных организаторов воспитательного процесса не совпадают с продиктованными государством — ни по количеству, ни по формулировкам! Несовпадение количества пунктов в перечнях ценностей детских и молодёжных организаций можно попытаться объяснить стремлением воспитывать детей последовательно, в соответствии с возрастом, «от простого к сложному». Впрочем — лишь попытаться, поскольку простое сравнение семнадцати ценностей Основ, утверждённых президентским указом, и одиннадцати ценностей «Первых» покажет, что это не так. А в терминах расхождения вообще необъяснимы. Вот, например, Основы требуют воспитывать в юных гражданах милосердие, но «Юнармия» почему-то решает прививать им сочувствие — а это далеко не одно и то же! Милосердие — это прежде всего готовность помочь, оно всегда предполагает действие и выражается в поступках, тогда как сочувствие — это просто участливое отношение, которое прекрасно может существовать в одной только словесной форме…

К вопросам идеологического строительства нельзя подходить поверхностно и несерьёзно; тем более такой подход противопоказан, пока процесс этого строительства ещё далеко не завершён. Понятийный аппарат государственной идеологии даже для разных возрастных групп граждан должен быть единым, единой должна быть и терминология базовых ценностей! Здесь можно добрым словом вспомнить стройную и логичную структуру советского идеологического воспитания — от октябрят и пионеров к комсомольцам и коммунистам. Мне посчастливилось успеть побывать во всех четырёх ипостасях, и я хорошо помню, что и Правила октябрят, и Законы пионеров Советского Союза, и Моральный кодекс строителя коммунизма транслировали гражданам одни и те же ценности, просто в процессе взросления добавлялись новые, например — забота о воспитании детей…

Надеюсь, что в деле строительства новой российской идеологии мы всё же придём к необходимому единообразию. Тут всего-то и нужно, чтобы старшие товарищи из соответствующих министерств и ведомств указали нашим детским организациям и их кураторам из «Росдетцентра» на допущенные ошибки. Но больше всего меня удивляет и тревожит другое.

Как-то так случилось, что одна из наших важнейших традиционных ценностей начисто отсутствует в стратегических документах страны! Она не просто не вошла в утверждённые указом президента Основы — о ней вообще нет упоминаний ни в одном программном документе любого уровня. Даже из текста Военной присяги она давно исчезла (впрочем, в Присяге сотрудника органов внутренних дел упоминание о ней каким-то чудом сохранилось). Её словно специально вымарали из списка морально-нравственных ориентиров как ненужный атрибут советского прошлого. А ведь без этой ценности, на мой взгляд, государственное строительство в России вообще невозможно. И любая идеология, как её ни назови, без этой ценности будет пуста и бессмысленна, а самое главное — нереализуема.

И ценность эта — честность.

Честность, которую советское государство стремилось воспитывать в своих гражданах с раннего детства и до глубокой старости. Третье правило октябрят: «Октябрята — честные и правдивые ребята». Шестой закон пионеров Советского Союза: «Пионер — честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду». Седьмая заповедь Морального кодекса строителя коммунизма: «Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни». А в девятой заповеди кодекса говорилось о непримиримости к нечестности и несправедливости…

Советский солдат, принимая присягу, клялся «…быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином…» И в этих словах неслучайно честность ставилась выше храбрости! Сегодня мы с вами видим, что такая постановка вопроса верна: попытка представить действительность в выгодном для себя свете далеко не всегда безобидна — в условиях военного времени именно враньё и лакировка в сводках и докладах приводят к неоправданным потерям, к срывам выполнения боевой задачи. Да и в других сферах нашей жизни — в образовании, в строительстве, на производстве, на транспорте, да где угодно — одна лишь честность может быть гарантией нашей безопасности и стать залогом наших достижений и побед.

Поэтому её следовало бы непременно признать полноправной традиционной российской духовно-нравственной ценностью, причём одной из основных, и как можно скорее включить во все программные документы детских и молодёжных организаций: запрос на честность в обществе сформировался давно, СВО лишь вытолкнула его на поверхность. Такое, кстати, в нашей истории не впервые — вот что писал в 1907 году известный русский и советский военный теоретик А.А. Свечин (тогда ещё Генерального штаба капитан) в своей статье «Ложь», рассматривая итоги русско-японской войны:

«Фантазия, ложь в реляциях и донесениях, ложь в компоновке и исполнении операций составляют наиболее тяжёлую рану нашей армии, нанесённую ей прошлой войной. Есть только одно средство для её излечения — это правдивое и быстрое восстановление истины, история войны — не мёртвое изложение подробностей известных фактов, а бич, карающий фальсификацию на поле сражения.

Всё военное искусство заключается в соединении усилий для поражения врага, а могут ли лгуны и лицемеры произвести общее усилие? Могут ли они дружно вести общее дело?

Достоинство и сила военного заключается в оружии, которое он носит при себе, и в его правдивости. Безоружный боец — бесчестен; так же бесчестен и боец-лгун. Нужно ценить винтовку, беречь патроны и говорить правду — в этом сила армии, в этом залог победы».

Когда А.Р. Белоусов, выступая в Совете Федерации перед вступлением в должность министра обороны, озвучил свой жизненный принцип: «Ошибаться можно, врать нельзя!», зал встретил его слова аплодисментами. Да и само назначение Андрея Рэмовича главой военного ведомства было обусловлено его репутацией высшего чиновника, известного прежде всего своей честностью.

Идеологию мало создать, утвердить и принять — намного важнее ей следовать. А в деле воспитания молодёжи это важнее важного: нет большего разочарования для подростка, когда он видит, что взрослые вокруг него проповедуют одно, а исповедуют другое. Поэтому именно честность, правдивость, жизнь по закону и по совести должны стать цементом в фундаменте новой российской идеологии. И воспитание наших детей — с самого раннего возраста, с детского сада — нужно начинать именно с честности.

Потому что главные враги российского государства, реально способные его погубить — это не солдаты НАТО, не международные террористы и даже не «пятая колонна», напичканная либеральными убеждениями. Это враньё, приспособленчество и показуха. И враги это очень серьёзные, недооценивать их нельзя. А вступить с ними в бой способна одна лишь честность — без неё ни одной ценности из перечисленных в Основах это будет не под силу.

Когда-то русский поэт А.Г. Майков писал: «Бой повсюду пойдёт, по земле, по морям и в невидимой области духа». Вот это как раз и будет тот бой «в невидимой области духа» — если хотите, духовная СВО.

Михаил СЕРДЮК,
издатель, переводчик,
член Союза писателей России,
заместитель директора по воспитательной работе
ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус»
им. Героя РФ Пескового М.В