
— Глава Гагаузии Евгения Гуцул была задержана 25 марта в аэропорту Кишинева. Через адвокатов обратилась к президентам России и Турции Владимиру Путину и Реджепу Тайипу Эрдогану, назвав свое задержание частью «кампании властей Молдавии по уничтожению Гагаузской автономии». Неужели, власти Кишинева на этот раз решили покончить с автономией окончательно? И что, Россия и Турция будут на это спокойно смотреть?
— Не секрет, что Гагаузия — кость в горле и бельмо в глазу для нелегитимной президентки Молдовы Майи Санду и стоящего за ней Брюсселя. И нынешняя расправа над башканом Евгенией Гуцул, помимо чисто электоральных целей, преследует цель спровоцировать восстание в Гагаузии, чтобы воспользоваться им в качестве предлога для ликвидации автономии.
— Гуцул заявила, что не уйдет с поста. А ее вынуждают?
— Да, властям очень хотелось бы, чтобы Гуцул «добровольно-принудительно» ушла со своего поста. Дело в том, что Санду попала в крайне неприятную ситуацию: по закону она обязана утвердить Гуцул в качестве члена правительства Молдовы, но из своих политических и электоральных соображений она этого сделать не может: утверждение членом правительства представителя команды Илана Шора моментально обрушивало бы её рейтинг среди своего электората. Но Евгения Гуцул, как мы видим, оказалась не из робкого десятка.
— По-вашему, это инициатива лично Санду, или ей кто нашептал из-за рубежа?
— Я думаю, эта инициатива давно прорабатывалась, в первую очередь в Брюсселе, но решение было принято раньше планируемого срока из-за истерики Санду после исчезновения оппозиционных депутатов парламента Александра Нестеровского и Ирины Лозован, представителей всё того же блока «Победа» под руководством Илана Шора, которым был вынесен обвинительный приговор.
— Не грозит ли это обернуться новой гражданской войной?
— До гражданской войны, я надеюсь, дело не дойдёт, но продолжение гражданского противостояния будет обеспечено. Самое главное: Санду и члены её команды вызывают стойкое отторжение более чем у половины молдавского общества. И это уже не вылечить никаким «антикризом».
— Гуцул обратилась за помощью к России и Турции. В Кишиневе не боятся их реакции?
— Санду и её клика полагают, что туркам сейчас не до Гагаузии. Кроме того, они возлагают надежду на противостояние между Турцией и Россией, в том числе в связи с интересами в этом регионе. Но они недооценивают степень вовлечённости Турции в Гагаузию и потенциальную возможность взаимопонимания и совместных действий Москвы и Анкары в отношении этого региона.
Россия в нынешней ситуации может организовать только политическую поддержку Гагаузии и всей молдавской оппозиции, если у неё хватит здравого смысла и воли к объединению. Кроме того, своё слово должна сказать гагаузская диаспора в России, в Турции и в других странах мира.