В последнее десятилетие в мире резко обострились этнические конфликты. Они ежегодно уносят жизни миллионов людей. Конфликты распространились даже на Европу, которая длительное время была «райским садом».

Причиной этого феномена во многом стало появление новых, весьма эффективных средств манипуляции общественным сознанием и отсутствие адекватных средств их сдерживания. Христианская доктрина и христианская церковь, которые успешно решали проблему этнических конфликтов на протяжении двух тысяч лет, сейчас оказалась не готова ответить на новые вызовы.

Это побуждает обратиться к тем наработкам, которые были сделаны христианством, и разобраться в том, что может быть использовано из них для решения вставших перед Европой проблем. Светские обществоведы этой теме внимания не уделяют, впрочем, как и богословы.

1. Опыт борьбы христианства с Отцом лжи и вызовы капитализма. Согласно христианскому вероучению, Бог создал мир. Ангелов и человека он наделил при том свободной волей. Ангел Сатанаил возомнил себя равным Богу и восстал против него, за что был низвергнут на Землю с небес. После этого Сатанаил пытается соблазнить род людской тем, что и отдельные люди могут стать равными Богу, и их группы. Он вводит всех во грех, подталкивает к совершению зла в отношении других людей и их групп.

За это Сатанаил получил имя Отец лжи.

Для спасения рода людского Бог поселил на Землю своего Сына. Он вочеловечился и принёс себя в жертву на кресте ради того, чтобы люди взяли за образец поведения любовь к ближнему и стремление сделать ему добро. Помощь индивидуальному человеку в следовании этой главной моральной норме помогает церковь – объединение людей, которые веруют во Иисуса Христа. Верующие ограждают себя от распространяемой Сатанаилом лжи путем вознесения Богу молитв, исповедания Ему своих грехов и отречения от них, соблюдения обрядов, использования символики, участия в богослужениях. В результате реализуется главная нравственная установка, открытая Богом Сыном людям: «Аз есмь путь и истина и жизнь».

Христианская доктрина успешно решала этнические конфликты на ментальном уровне, поскольку признавала равными во Христе «и эллина, и иудея». Сатанаил был успешно ею попираем.

Конечно, этнические конфликты из мира никуда не исчезли, поскольку в их основе лежит материальный интерес, одни этносы стремятся установить господство над другими этносами с целью присвоения материальных благ и социальных статусов, созданных последними. Но значительного «смягчения нравов» церкви удавалось достичь. До тех пор, пока этносы не развились в нации, и пришедшая к власти буржуазия не отказалась от ее услуг. Буржуазия стала опираться на либерально-демократическую доктрину, которая предполагала, что общество состоит из атомарных индивидов, которые не имеют друг перед другом никаких социальных обязательств, не должны любить друг друга, помогать друг другу.

В Европе капиталистические отношения активно развивались в XVIII−XIX вв. Капитализм предполагал существование наёмного работника, который обладает известным уровнем квалификации и общего образования, располагает свободным временем для их поддержания, имеет возможность получать определённые культурные услуги.

Формированием таких качеств работника должны были заниматься массовые школы, книгоиздание, газеты и журналы, затем кинематограф, радио и телевидение. Эта форма общественного единства и определяется, как нация. Нация обычно предполагает наличие для всех ее членов общих языка, культуры, моральных ценностей. Они навязываются господствующим народом народам подчинённым. Это насильственное навязывание и является главным источником этнического конфликта в современных условиях.

Вот в этих-то условиях и активизировался Отец лжи, если прибегать к христианской терминологии. Рассмотрим основные технологии, которые он использует для манипулирования общественным сознанием, если применять уже светскую терминологию.

2. Отказ в признании «чужого» этноса существующим. Господствующий этнос распространяет ложь о том, что подконтрольный ему этнос не существует.

Язык подчинённого этноса объявляется всего лишь диалектом языка господствующего этноса, а письменность – искажённой формой письменности «правильного» языка. Различия в культуре определяются, как малозначимые. Делается это, например, на основании рассмотрения различий в форме керамики или цветов традиционной одежды. «Чужой» этнос записывается в языковую группу, а прочие его этнические признаки игнорируются. Так появляются «англоязычные», «франкоязычные», «русскоязычные». Существование «инородцев» не отражается в Конституции, законодательных актах, не учитывается при переписях населения. Или они учитываются, как люди говорящие дома на ином языке, чем официальный. Или в ходе переписи учитывается вообще только принадлежность к той или иной вере, а не этническое происхождение. Само название «чужого» этноса в официальном обращении не признаётся. Не признаётся его право на собственные личные имена – они переиначиваются в имена, которые распространены в среде господствующего этноса. «Инородцы» не появляются в литературных произведениях в качестве персонажей, у них не берут интервью средства массовой информации.

В результате этой манипуляции члены подчинённого этноса начинают чувствовать себя неполноценными, «неправильными», их побуждают «исправиться», добровольно ассимилироваться в состав господствующего этноса, быть ему лояльным, во всяком случае.

Яркий пример такого рода манипуляции нам дает Франция после революции 1789 г. Парижская мелкая буржуазия и интеллигенция объявила диалект французского языка, на котором говорила, официальным языком и стала навязывать его бретонцам, окситанцам, корсиканцам. При этом Католическая церковь была сильно ограничена в своих правах, лишена материальных источников существования. Учить «инородцев» «правильному» французскому стали в армии, в которую набирали всех жителей в принудительном порядке. Бретонцы, которые в наибольшей степени сохранили свои этнические корни, восстали против парижан. Это было вандейское восстание, длившееся семь лет и восстание шуанов, длившееся четыре года. В ходе разразившейся гражданской войны погибло около полумиллиона человек. Это при том, что термин французская нация еще не существовал и умирать надо было за Прекрасную Францию.

Окончательно бретонцев удалось «втолкнуть» в состав французской нации только спустя сто лет, когда появились массовые государственные школы, в которых преподавали на французском языке, когда развилась первоклассная французская литература, превратившая парижский диалект в полноценный язык.

Выбранный Парижем приём непризнания «чужих» этносов используется до настоящего времени. Многочисленные выходцы из бывших французских колоний в Африке, прибывшие в страну в 60−90-е гг., определялись, как арабоязычные французы. За ними сохранялось право исповедовать ислам. Какая-то часть этих мигрантов интегрировалась в состав французской нации, но значительная часть нет. К 20-м гг. XXI в. число не ассимилировавшихся арабов, негров достигло пятой части всего населения. Они живут закрытыми общинами, ходят в мечети, имеют свои газеты и журналы, радио и телестанции, вещающие на арабском. Приём непризнания существования арабов не привёл к их исчезновению.

3. Обожествление своего и демонизация «чужого» этноса. В том случае, когда подчинённый этнос не удается убедить в том, что он не существует, Отец лжи применяет приём его демонизации. Он заключается в приписывании «чужим» негативных свойств в силу их биологической ущербности.

Такого рода манипуляция проводилась, например, английской правящей элитой применительно к ирландцам. В XVII−XIX веках английские газеты, журналы, брошюры изображали ирландцем «малообразованными», «грубыми», «злыми» существами. На карикатурах они выглядели настоящими животными. Это ложь оправдывала репрессии, которые проводились англичанами в отношении ирландцев.

«Картофельный» голод, унесший жизни нескольких миллионов ирландцев, их продажу в рабство на вест-индийские плантации, их массовую отправку на каторгу в Австралию и Новую Зеландию. Ирландцам можно было платить за работу меньше, чем английским наёмным рабочим. Не могло быть и речи о том, что ирландец станет офицером, судьёй или преподавателем университета.

Англичанам за тысячу лет борьбы с ирландцами удалось лишить их родного языка, но они крепко держались за свою Католическую церковь и народные традиции. Это позволило им в начале ХХ в. восстановить своё государство. Ирландский язык был усилиями интеллигенции восстановлен, но до сих пор не может вернуть себе всех социальных функций.

В ходе преследования ирландцев англичане воздерживались от провозглашения себя этносом равным Богу. Но в отношении индейцев в Северной Америке английские колонисты так себя величали, а главное так себя вели. Они проводили физическое уничтожение коренных жителей, лишали их земель, обрекая на голодную смерть. Протестантская церковь в Америке закрывала глаза на происходящее, не утруждала себя христианской проповедью и обращением язычников.

В полную меру идеи деления людей на «высшие» и «низшие» группы развились в трудах Г. Лебона, А. Гобино, Х. Чемберлена. Они заявляли, что люди делятся на биологические расы и одни из них «высшие», а другие «низшие», одни от природы наделены качествами господствовать, другие – подчиняться.

Причиной такого рода сдвига в идеологии было вступление капитализма в начале ХХ в. в стадию империализма и захват развитыми нациями менее развитых в социальном отношении народов и народностей по всему миру.

Новая волна расизма поднялась в 20−40-е гг. ХХ в. в связи с распространением империалистических притязаний на территории населённые славянами. Они излагались в трудах А. Гитлера, Б. Муссолини, А. Розенберга. Они заявляли о существовании высшей арийской нации, которая должна была господствовать над славянской расой. Арийцы приравнивались к богам, были сверхлюдьми, все прочие – недочеловеками.

Эти идеи овладели массами немецкой, итальянской и прочих европейских наций, стали ментальной причиной гибели десятков миллионов человек в годы Второй мировой войны. После поражения в войне носителей расовых идей последние были запрещены к открытому распространению, но в скрытой форме продолжали существовать.

4. Интернационализм, как альтернатива обожествлению «своего» этноса. В начале ХХ в. альтернативой идеи обожествления «своего» этноса (расы) стала идея равенства всех этносов – интернационализм. Носителями этой идеи выступали коммунисты. Они пошли на изъятие ресурсов у правящей элиты господствующего этноса и поделились ею с подчинёнными этносами. За счет этого был временно снят этнический конфликт, подчинённый этнос получил возможность для собственного социального развития. От господствующего этноса необходимо было жертвовать частью материальных благ и социальных позиций в пользу подчинённого этноса на постоянной основе. В известной степени это отражало христианские моральные нормы и поэтому коммунистические идеи поддерживались массами. Сама христианская церковь коммунистами преследовалась, ее функции отчасти брали на себя партийные организации. Именно они убеждали всех членов общества, что они равны между собой.

Рассмотрим, как интернационалистские идеи использовались для построения «надэтнической» югославской нации.

Королевство сербов, хорватов и словенцев возникло после Первой мировой войны на обломках проигравшей эту войну Австро-Венгрии. Основную часть королевства составлял сербский этнос уже разделившихся на собственно православных сербов, католиков хорватов и босняков, исповедовавших ислам.

Они все имели общий сербско-хорватский язык (босняки с включением турецких слов), но сербы писали с использованием кириллицы, хорваты – латиницы, босняки использовали и ту, и другую.

Король Югославии с трудом поддерживал единство страны. В годы Второй мировой войны объединённые коммунистическими идеями элиты выбрали путь построения надэтнической югославской нации. В стране было введено федеральное устройство. Сербы, хорваты, словенцы, босняки, а затем македонцы и черногорцы получили возможность создать собственные республики, в которых шло их развитие, как этносов. Сербы при этом согласились передать в состав Хорватии и Боснии-Герцеговины значительную часть земель с сербским населением. На сорок лет в стране установился этнический мир.

Но как только внешние политические условия изменились, отдельные этносы стали стремиться к независимости, вводить режим дискриминации для «инородцев», вытеснять их с подконтрольной территории. Безнациональная югославская нация распалась на ряд этносов, которые стали строить свои собственные нации. Больше всего от распада Югославии пострадал сербский этнос. Альтернативный обожествлению этносов проект провалился. Нашептывания Сатанаила югославам греховных идей оказались сильнее, чем их вера в равенство всех людей перед Богом, если снова обращаться к метафорам христианского объяснения мирового устройства.

5. Ниспровержение «чужих» богов и героев. В тех случаях, когда подчиняемый этнос крепко держится своей веры и почитает своих героев, господствующий этнос идёт на насильственное ниспровержение его богов и порочит его героев. Поскольку же они существа идеальные, то уничтожаются их материальные символы. Скажем, нацисты в Германии 30-х гг. ХХ в. сначала проводили демонизацию еврейского этноса. Не добившись в этом заметных результатов, нацисты сожгли в стране все синагоги и разграбили священные для иудеев рукописи. Иудейские кладбища были разорены.

Из библиотек извели книги, которые написали евреи или авторы которых высказывали евреям симпатии, иудейские книги. Они подлежали публичному сожжению, чтобы унизить еврейский этнос. Под запрет попали произведения композиторов евреев, пьесы еврейских драматургов.

Картины известных художников еврейского происхождения изымались. Картины определялись дегенеративными и отправлялись в запасники. Оттуда шедевры тайно продавались за валюту или присваивались нацистскими бонзами.

Сносились памятники еврейским деятелям культуры, с фронтонов зданий сбивались звезды Давида, семисвечники.

Уничтожение символов еврейской нации позволило легко убедить немцев в том, что евреев можно уничтожать физически. Именно так Сатанаил одержал победу над немецким народом.

6. Цензура и самоцензура, как инструменты подавления «чужих». Буржуазия, сражаясь с феодалами за контроль над сознанием масс, провозгласила свободу убеждений и слова, отмену цензуры за СМИ, книгами, публичными речами. Однако по завоеванию власти цензура опять вернулась в жизнь общества. Запрету стали подвергаться концепции, которые требовали отмены частной собственности и перераспределение доходов между классами. Из сферы обсуждений изъяли тематику дискриминации подчиненных этносов, зверств, которые творили власти в колониях.

Рабство в США было отменено, например, в 1865 г., но о расовой дискриминации пресса не писала еще на протяжении следующих ста лет. Причём, ей не запрещали публиковать материалы на эту тему какие-либо цензурные комитеты, но действовала строгая самоцензура журналистов и редакторов. А собственники издательств могли только намекать своим работникам, что появление материалов на эту тему нежелательно.

Критика преступлений американских войск во Вьетнаме преследовалась, как разглашение государственной тайны и покушение на государственную безопасность. А обвинения Международного уголовного суда в отношении действий американских войск в Афганистане, приведших к гибели около миллиона гражданских, привело к объявлению Д. Трампом санкций против служащих этой международной организации.

Разновидностью цензуры следует считать и сокрытие правды за потоком лживых сообщений. Сознание человека переполняется даже правдивыми сведениями о природных катастрофах, террористических актах, крушениях самолетов и фуникулеров. И только один из тысячи или даже десяти тысячи фактов будет касаться того, что мексиканцы в США получают заработную плату на треть меньше, чем белые американцы. Простой человек не может выделить этот важный факт из множества фактов маловажных и с известной точки зрения он становится жертвой цензуры редактора подбирающего материалы для публикации. Отец лжи нашептывает простому белому англосаксу (WAPS), что в этом мире всё обстоит благополучно.

Редактор даже подобьет читателя (слушателя, зрителя) пожертвовать 100$ на поддержку приюта для оставленных хозяевами домашних животных, создаст иллюзию заботы о благе ближнего. Ничего, что этими ближними выступают котики и собачки.

7. Новые уловки Отца лжи и последние времена. В конце ХХ в. началась новая промышленная революция – распространение систем автоматических машин. Она потребовала более квалифицированных наёмных работников, увеличение срока их обучения, расширение пространства свободного времени для них. Это все предполагает увеличение возможностей для проявления свободной воли человека.

Буржуазии потребовались более эффективные средства контроля за общественным сознанием. Поэтому в начале XXI в. появились автоматизированные системы сбора, обработки и донесение до потребителей информации. Появились персональные компьютеры, мобильные телефоны, интернет, социальные сети, искусственный интернет.

Образно говоря, Отец лжи получил новые возможности для разрушения сознания человека и навязывания ему своей воли.

Эти возможности распространялись и на сферу отношений между господствующими и подчиненными этносами. Этнические войны запылали не только по странам третьего мира, но и в Европе. Многие из них удалось разжечь именно путём использования современных информационных технологий манипулирования общественным сознанием.

На всё это наложилось перерастание капитала в транснациональную стадию. Сформировавшаяся транснациональная элита стала проводить линию на сокращение населения земли, продолжая борьбу за средства существования. Делалось это путем распространения идей отказа от семьи, брака и рождения детей, гендерности, эвтаназии, потребления наркотиков, алкоголя и табака. Распространялись откровенно сатанинские установки поведения, модели, ориентировавшие на совершение зла людям.

Это касалось уже не только подчинённых этносов, но и наций как таковых. Нации стали мешать развитию транснационального капитала так, как когда-то народы мешали развитию национального капитала. Как сто-двести лет тому назад в качестве «правильного» языка стал распространяться английский вместо национальных языков, англоязычная музыка, книги, фильмы стали доминировать в сфере культуры, героями выставлялись такие придуманные образы, как Джеймс Бонд, капитан Америка, Терминатор, джедаи, Спайдермен. Господствующее положение заняли работы англосаксонских обществоведов, которые установили монополию на формирование памяти человечества, его природы, формировали цели общественного развития.

Единой концепции, объясняющей цели человека, не создавалось, но вот для мобилизации самой транснациональной элиты стали использовать теорию «Золотого миллиарда». Согласно этой теории один миллиард человек получал право на долгую и лишенную болезней жизнь, увлекательный труд и свободное время. Остальные шесть миллиардов должны были обслуживать потребности избранных, выполнять тяжелую работу, обрекались на короткую жизнь, полную забот и болезней.

Практически это была подновлённая теория деления людей на высшую и низшую расу. Наступили последние времена согласно христианскому учению.

Простому человеку было крайне сложно противостоять тому давлению, которое оказывал на него Отец лжи. Слишком велики были соблазны, создаваемые фальшивым виртуальным миром.

Требовалось отказаться от пользования телевидением, радио, социальными сетями, чтобы было время подумать, в чём же предназначение человека и сделать свободный выбор в пользу любви к ближнему и делания ему добра, а не зла. Почувствовать страх Божий, как формулируют эту психологическую проблему Отцы Церкви.

Однако это духовный подвиг, подобный тому, что совершил св. Антоний, удалившийся в Аравийскую пустыню и посвятивший свою жизнь общению с Богом. Такого рода подвиг могут совершить только немногие подвижники, а еще надо донести полученный духовный опыт до других людей, удержать их вокруг себя.

До тех пор, пока это происходит, последние времена не наступят. Отец лжи будет попран.

Автор не знает всех ответов на то, как это всё следует организовать и хочет просто инициировать дискуссию на данную тему.

Александр Владимирович Гапоненко, доктор экономики, профессор, узник Рижской центральной тюрьмы

ИсточникРусская народная линия
Александр Гапоненко
Гапоненко Александр Владимирович (р. 1954) — русский советский ученый, доктор экономических наук, профессор, публицист, политический и общественный деятель. Президент Института европейских исследований (Латвия). Руководитель Прибалтийского отделения Изборского клуба. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...