В русском интернете примерно 15 октября 2025 года появилось такое вот видео выступления Илона Маска. Абсолютно сенсационное: Запад проигрывает Китаю в соревновании за будущее. И не как некие общие рассуждения, а с пачкой фактов в кармане, полученных с помощью вездесущей системы Старлинк, принадлежащей Маску. Подобные системы есть всего у нескольких государств в мире.

Впрочем, на всякий случай я стал искать источник в англоязычном интернете, но не нашел. Видеоряд там так себе, можно надергать из сети.

Но само содержание очень даже правдоподобно. Стоит прислушаться, и если даже это чье-то сочинение, оно выглядит весьма вероятным вариантом развития событий в мире.

Западная цивилизация под угрозой, и Китай собирается задавить ее без всякой войны, в честном рыночном соревновании.

Поэтому дам расшифровку видеозаписи, со своими комментариями. Отчасти конспект — продукт ЯндексGPT, но он многое упускает, пришлось переслушать и добавить. Подзаголовки от Яндекса, комментарии мои.

00:01 Проигрыш в войне за будущее

  • Война за будущее проиграна не на земле, в битвах за электромобили, о чем много писали, а тихо и незаметно: в небе.
  • Все смотрели на графики продаж, на квартальные отчеты, но они смотрели не в ту сторону. Фундаментальный сдвиг произошел там, где его никто не ожидал.
  • Человечество мечтало о летающих автомобилях, но вместо этого получило усложнение дорожной инфраструктуры. Многополосные шоссе, многоуровневые развязки, парковки.
  • Западные компании создавали дорогие и бесполезные прототипы. Изящные, сложные прототипы. Которые выглядели, будто сошли со страниц фантастических романов. Но их цена измерялась миллионами долларов. Это были скульптуры, прославляющие инженерную мысль, но абсолютно бесполезные. Игрушки для сверхбогатых, а не инструмент для освобождения миллиардов.

Комментарий: да мы уже сами догадываемся, поняли, как устроен рыночный мир за 35 лет. Втюхивание и впендюривание. Впрочем, красивого тоже много.

00:58 Проблемы западных корпораций

  • Проблема была не в физике, не в технологиях или материалах.
  • Проблема была в параличе воли, в фундаментальном отсутствии воображения.
  • Западные корпорации пытались адаптировать существующие автомобили, а не переосмыслить всю концепцию личного транспорта.
  • Они увязли в сложностях регулирования и устаревшей инфраструктуре.
  • Пока мы обсуждали наши проблемы, решение возникло на другой стороне планеты.

Комментарий: а кто создал этот самый современный Китай? Который грозит вашему монополизму на планете (с несимметричным обменом)? Ваша жадность! Конечно, когда вопрос о «Чимерике» обсуждался еще с Никсоном, несколько умных людей в США говорили, что «Не надо этого делать»! Но сотни других влиятельных людей представили себе дисциплинированных китайских рабочих, которые будут трудится за на них 30 долларов в месяц, и вопрос был решен. И что теперь?

02:33 Китайский подход

  • Китай нашёл простое решение: радикальное упрощение и массовое производство.
  • Мы упустили ход на глобальной шахматной доске.
  • Его сделала не корпорация, его сделала целая цивилизация: Китай.
  • Компания Tian Long Dynamic создала народный аэромобиль, направленный на изменение повседневной жизни миллиардов людей.
  • Они пошли по пути, который я сам считал единственно верным: по пути упрощения и массового производства.

Комментарий: вот именно, целая цивилизация. Социализм с китайской спецификой… Да, с элементами рынка, но под мудрым управлением со стороны государства. А не тупым управлением со стороны рынка. И второе: размер имеет значение. 50 млн. населения не смогут такое сделать даже при самом умном управлении. А 1400 млн — уже делают. А вот запад что будет делать? А мы, Россия?

03:20 Концепция народного аэромобиля

  • Народный аэромобиль — это модель для неба, а не летающий суперкар.
  • Цель — сделать будущее доступным для всех людей, а не впечатлить инвесторов.
  • Народный аэромобиль. Динамика небесного дракона. Не привлечь инвесторов с Уолл-Стрит, а изменение жизни миллиарда своих граждан, а затем всего остального мира.
  • Китайцы боролись за каждый грамм, за каждый цент стоимости.
  • Это не событие улучшения чего-то существующего, это событие уровня вымирания.
  • Это конец автомобиля в том виде, в каком мы его знаем. А вместе с тем конец той цивилизации, которая была построена вокруг него. Триллионы долларов, влитых в инфраструктуру, становятся бесполезными.

Комментарий: да, современный мир во многом построен на автомобиле. И его производстве. Но, конечно же, не все. Корабли и железная дорога лучше подходят для массовых перевозок. На аэромобиле лететь на Дальний Восток так себе идея… Хотя, наверно, очень интересно. Есть еще сельское хозяйство, промышленность… Та же промышленность: станками сейчас можно управлять с любого расстояния, а также кранами и экскаваторами. Это правда: изменения просматриваются огромные, но не все сразу. 

04:18 Последствия для инфраструктуры

  • Появление народного аэромобиля делает устаревшей существующую дорожную инфраструктуру.
  • Экономика, основанная на дорожном строительстве, обречена.
  • Это не просто конкурент, это смена парадигмы.

06:40 Технические решения Китая

  • Они полностью переписали правила игры. Им не нужен сложный и дорогой автопилот. Ему не нужно так внимательно следить за дорогой. В воздухе плотность трафика на порядок ниже.
  • Два главных решения:
  • Двигательная установка: система коаксиальных винтов с циклическим управлением вектором тяги. Каждый винт может мгновенно менять угол наклона лопасти, изменяя поток воздуха с невероятной точностью, что обеспечивает стабильность и маневренность, а главное — отказоустойчивость. Аппарат может лететь без одного или даже двух двигателей. До смешного дешевых…
  • Корпус: новый графеново-полимерный композит, напечатанный на 3D-принтерах. Мы в своих лабораториях говорим, что такой станет доступен лет через 20. Они построили заводы, которые производят его уже сегодня. Весь корпус печатается на трехмерных принтерах.
  • Идеальная аэродинамика. Корпус прочнее титана при абсурдно низкой стоимости.
  • Это и есть прорыв, который все проспали.

Комментарий: да, имеются такие данные. Из других источников. Вот, например: Дубайский прорыв: больше, чем просто полет . Xpeng Huitian предлагает не просто полет из точки А в точку Б, а комплексное решение для «бесшовного» передвижения по земле и по воздуху. Может, оттуда и надергано. Но не выдумано каким-то глупым любителем хайпа.

08:54 Система управления

  • Но главный секрет — система управления.
  • Создавать интеллектуальный автопилот для каждого аппарата невероятно дорого, сложно и долго. Нужны десятки мощных процессоров на борту, радаров, лидаров.
  • Китайцы решили, зачем каждой машине собственный мозг? Они создали собственную низкоорбитальную сеть и вывели ее на орбиту.
  • Они называют ее «небесный компас». Это не GPS или Starlink. Это система управления перемещениями в воздушном пространстве.
  • Система управления на основе низкоорбитальной навигационной сети Тяньцзянь.
  • Каждый аэромобиль подключён к централизованной системе, которая прокладывает маршруты и оптимизирует потоки.
  • Она видит каждый аппарат в режиме реального времени.
  • Она знает его положение, скорость, заряд батареи и так далее. Оптимизирует потоки и избегает столкновении.
  • Такое решение снижает стоимость на 90%
  • У нас есть доказательства.

Комментарий: тоже есть данные. Вот материал: 12 992 спутника: Китай запустил новые спутники мегасозвездия Guowang Оптическая связь, динамическое управление и двойное назначение? Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация (CASC) подтвердила успешный запуск, сообщив о выходе «спутниковой интернет-группы низкой орбиты 04» на заданную орбиту. … Проект предполагает создание созвездия из 12 992 спутников. Заявка описывает две группы спутников — GW-A59 (орбита ниже 500 км) и GW-A2 (орбита 600–1145 км), которые будут работать на различных орбитальных плоскостях. … Guowang будет использовать динамическое управление нового поколения и оптические межспутниковые связи. Спутники будут обслуживать как государственных, так и гражданских пользователей.

10:43 Доказательства эффективности

  • Спутники Starlink зафиксировали на протяжении нескольких последних лет зафиксировали активность в пустыне Гоби, где тестировались аэромобили. Вдали от любопытных глаз.
  • Они построили целые города-симуляторы. Огромные территории, размером с небольшое европейское государство.
  • В этих зонах тысячи и десятки тысяч аппаратов годами испытывались, имитируя жизнь в мегаполисах. Утренние и вечерные часы пик, сложные полеты в условиях городской застройки. В разную погоду, от песчаных бурь до ливней.
  • Система научилась на триллионах симуляций и миллионах реальных полётов. Они нарабатывали коллективный опыт.
  • У нас есть цифры, полученные из анализа их телеметрии, оторую мы смогли перехватить.
  • Показатель надёжности системы — 99,999%.

Комментарий: и это тоже не выдумка. На снимке секретной китайской авиабазы заметили спутник Starlink. Впрочем, о китайских пустых городах пишут уже много лет; застройщики переборщили, можно было использовать эти.

11:50 Технические характеристики и цена

  • Время безотказной работы ключевых узлов более 30 тысяч часов.
  • Система готова к использованию, её стоимость — 4999 долларов США.
  • Это меньше, чем стоимость самого дешёвого автомобиля с ДВС.

Комментарий: А вот и об этом. Китай Шокирует Мир:Летающая Машина за 4999 Долларов. В этом видео вообще половина выступления Маска. Или приписанного Маску… Но это не выдумки или фантазии, вот в чем дело. Это реальность.

12:45 Причины низкой цены

  • Массовое производство двигателей снижает их стоимость до нескольких сотен долларов.
  • Трёхмерная печать корпуса из дешёвого графенового композита.
  • Простейшая литий-железо-фосфатная батарея и примитивная бортовая электроника.
  • Простейшая бортовая электроника, которая служил только для связи с терминалом.
  • Это не какая-то рекламная стоимость. Это реальная маржинальная цена.
  • Это заявление о том, что игра, в которую играл старый мир, закончена.
  • У старого мира нет альтернативного предложения.

Комментарий: предложения есть, но дороже. В разы. А кто хочет покупать в разы дороже? Есть западные варианты, нам знакомые. Введем свои стандарты, сертификации, санкции… И что? Остальной мир пойдет своим путем. Миллиарды населения создадут рынок, рынок двинет технологии. Опять же, размер имеет значение. И они застрянут в своем замкнутом мире, все дальше погружаясь в новое средневековье.

14:05 Экономические и геополитические последствия

  • Предложение Китая меняет баланс сил на планете.
  • Конец экономического доминирования автомобильной промышленности.
  • Контроль неба даёт контроль над логистикой и торговлей.
  • Они предлагают изменить условия жизни каждого человека на планете.
  • Это конец доминирования американского, европейского и японского автопрома, которое длилось больше века. Гигантские корпорации, столпы национальных экономик, со своими огромными заводами, со своими брендами, дилерскими сетями стоимостью в сотни миллиардов долларов. Они превратились в динозавров.
  • Мы проспали эту революцию. Были уверены, что никто не сможет нас догнать.
  • Стартовые позиции потеряны. У них есть готовая, отлаженная технологическая база. Есть собственная навигационная система на орбите. Есть продукт, который в тысячу раз дешевле того, что мы можем предложить.

Комментарий: да что тут добавить? Динозавры, страусы…

15:30 Технологическое доминирование Китая

  • Страна, которая контролирует транспорт, контролирует логистику.
  • Китай создал не просто новый продукт, они создали новый стандарт и навигационную систему.
  • Страны будут вынуждены принимать китайские протоколы и стандарты, их навигационную сеть.
  • Установление нового технологического мирового порядка. Весь мир вынужден будет играть по их правилам.
  • Мы оказались в роли отстающих.

Комментарий: вот как вредно почивать на лаврах, считать всех прочих отставшими навсегда.

16:15 Социальные изменения

  • Города теряют статус центров притяжения. Концепция мегаполиса теряет всякий смысл.
  • Люди могут жить где угодно и быстро добираться до работы.
  • Изменение рынка недвижимости и архитектуры.

Комментарий: но как вся эта тема ложится на наши российские огромные просторы… Может, даже демография улучшится? Чего-чего, а простора у нас хватает. А если еще роботов в домашнем хозяйстве добавить? И сетевые артели? В ангаре на каждом участке стоят новейшие обрабатывающие центры, изготовленные компоненты собираются в кучу дронами в сборочном центре, одном на 100-200 километров. Конструирование в сетевых командах с мощными компьютерами.

17:12 Будущее городов и социальной структуры

  • Города будут расти вверх, а не вширь.
  • Слово «провинция» теряет всякий смысл. Живите в горах, на побережье, в лесу.
  • Изменяется стоимость недвижимости, земли.
  • Отсутствие географического неравенства.
  • Свобода выбора места жительства и образа жизни.
  • Связанные аэромобилями сообщества.
  • Изменение социальной структуры.
  • Изменение доступа к медицине, культурным центрам и так дале.

Комментарий: да, конечно, красивая картина возникает. Единственно, опасаюсь роста отчужденности людей, замыкания в своей семье. С другой стороны, как ни странно, соседи в поселках лучше знают друг друга, чем на одной лестничной площадке.

18:06 Новая парадигма цивилизации

  • Китай создал новую парадигму цивилизации, основанной на трёхмерной мобильности.
  • Переосмысление производства, логистики и личного пространства.
  • Технологический и цивилизационный вызов для Запада.
  • Они бросили перчатку, они уверены, что мир не будет ждать, пока наши бюрократы бесконечно обсуждают что делать.
  • Это самый серьёзный вызов Западу за последние 200 лет.

Комментарии: и это правда, и она не ограничивается автомобильными или аэромобильными проблемами. На подходе роботы, способные заменять человека в большинстве физических видов работы. Ну-ка, догадайтесь с одного раза: какая страна сможет организовать в обозримое время выпуск миллиарда роботов в год при конкурентных ценах? А вообще, им можно и автоматы в руки дать.

19:24 Ответ Запада

  • Мы можем делать вид, что ничего не произошло, можем пытаться запретить их технологию, обложиь пошлинами, объявить небезопасной. Можем спрятать голову в песок. Но ящик Пандоры уже открыт.
  • Запад может признать, что проиграл этот раунд, но принять вызов и мобилизовать все свои ресурсы.
  • Вопрос теперь не в том, будем ли мы летать, вопрос в другом: кто будет владеть небом над нашими головами?
  • Можно сказать им спасибо. Они показали нам путь и разбудили спящего гиганта.

Комментарий: Ваша проблема в том, что ваш западный гигант уже не такой и гигантский. Новый гигант в разы больше, так что, может, лучше не дергаться?