Владимир Овчинский: Китайское «экономическое чудо»

«Тарифы президента Трампа оказались недостаточными, чтобы сдержать мировой экспортный поток из Китая, который превзошел рекорд 2024 всего за 11 месяцев 2025 года», — пишет «Нью-Йорк таймс»* (08.12.2025).

В январе 2024 года Китай привлек внимание всего мира, объявив, что его положительное сальдо торгового баланса по товарам и услугам достигло почти 1 триллиона долларов США — превышение экспорта над импортом, которого не достигала ни одна страна.

Китай преодолел этот рубеж всего за 11 месяцев 2025 года. Таможенное управление Китая объявило, что по состоянию на ноябрь 2025 года совокупный торговый профицит страны достиг 1,08 трлн долларов.

Введённые президентом Трампом пошлины на Китай привели к падению китайского экспорта в США почти на одну пятую. Однако Китай сократил закупки американской сои и других продуктов почти на ту же величину, продолжая продавать в США в три раза больше, чем покупает.

Положительное сальдо торгового баланса Китая в ноябре 2025 года составило 111,68 млрд долларов США, что стало третьим по величине показателем за один месяц. Общий профицит за первые 11 месяцев года вырос на 21,7% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.

Китай значительно увеличил продажи в другие страны. От автомобилей до солнечных панелей и потребительской электроники – цунами китайского экспорта захлестнуло Юго-Восточную Азию, Африку, Европу и Латинскую Америку. Автопроизводители и другие экспортёры из традиционных промышленных центров, таких как Германия, Япония и Южная Корея, теряют клиентов в пользу китайских конкурентов. Заводы в развивающихся странах, таких как Индонезия и ЮАР, были вынуждены сократить производство или даже закрыться, пытаясь конкурировать с низкими китайскими ценами.

Китайские компании перенесли окончательную сборку своих товаров в Юго-Восточную Азию, Мексику и Африку, откуда готовая продукция затем отправляется в США. Это позволило им частично обойти пошлины, введенные Трампом на товары, поставляемые напрямую из Китая.

Китай теперь продаёт в Европейский союз более чем в два раза больше товаров, чем покупает. Положительное сальдо торгового баланса Китая с регионом в 2025 году значительно увеличилось.

Одна из основных причин заключается в том, что китайская валюта в последние несколько лет была слаба по отношению ко многим другим валютам, особенно к евро. Другая причина — падение цен в Китае, в то время как в США и Европе они растут.

Слабость китайской валюты, юаня, способствовала росту экспорта. Более десятой части китайской экономики теперь составляет положительное сальдо торгового баланса в сфере промышленных товаров. Европа остро ощутила это на себе.

«Учитывая, что курс юаня по отношению к евро недооценен на 30 процентов, а возможно, и больше, будет чрезвычайно сложно, если не невозможно, конкурировать с китайскими производителями, даже если Европа предпримет все необходимые необходимые шаги в плане дерегулирования, снижения цен на энергоносители и создания по-настоящему единого рынка», — заявил Йенс Эскелунд, президент Торговой палаты Европейского союза в Китае.

Положительное сальдо торгового баланса Китая в части промышленных товаров по отношению к его экономике даже больше, чем у Соединенных Штатов сразу после Второй мировой войны, когда большинство других стран-производителей лежали в руинах, или в первые годы Первой мировой войны, когда Соединенные Штаты находились в состоянии мира и производили гражданские товары, в то время как Европа была втянута в войну.

Все большее число экономистов и руководителей предприятий, включая бывших высокопоставленных чиновников центрального банка Китая, призывают Пекин позволить юаню вырасти в цене по отношению к доллару и другим валютам.

Для Китая укрепление юаня сделает импорт таких товаров, как бензин, французские вина или японская косметика, дешевле. Экономия на таких покупках позволит китайским домохозяйствам тратить больше денег на китайские товары и услуги, такие как рестораны, билеты на концерты и электромобили.

Оживление потребительских расходов в Китае — одна из главных целей пекинского руководства. Однако достижение этого путём укрепления юаня также повлечёт за собой издержки для Китая.

Укрепление юаня нанесёт ущерб китайским экспортёрам. Доллары, вырученные ими от продажи товаров на внешних рынках, приведут к уменьшению объёма юаней, необходимых для оплаты труда рабочих и покрытия других расходов. Заводы создают миллионы рабочих мест в Китае, а укрепление юаня может замедлить темпы переноса производства из других стран в Китай.

Экспортные успехи Китая также финансировали бум технологических инноваций и дали Пекину ресурсы для оказания помощи своим союзникам, в частности, России, Северной Корее и Ирану.

Китай пытается сохранить свой профицит в торговле, оказывая давление на другие страны, чтобы они не возводили торговые барьеры. «Протекционизм не может решить проблемы, вызванные глобальной реструктуризацией промышленности, а лишь ухудшит международную торговую обстановку», — заявил 4 декабря 2025 года Си Цзиньпин, согласно отчёту китайского правительства по итогам его встречи с президентом Франции Эммануэлем Макроном.

*вражье сми

ИсточникЗавтра
Владимир Овчинский
Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...