
КНР строит города, сочетающие оборонные инновации и передовые технологии. Об этом пишет пентагоновский сайт Defense One (19.01.2026):
«Город Баотоу, долгое время являвшийся центром горнодобывающей промышленности по добыче редкоземельных элементов, обеспечившей Китаю монополию на современную экономику, сейчас работает над созданием целых производственных цепочек нового поколения. Во втором по величине городе Внутренней Монголии переработанная руда быстро поступает на заводы, производящие магниты и двигатели, а затем на производственные линии, выпускающие дроны, летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой и даже человекоподобных роботов. В результате получается промышленный центр, которому стремятся подражать другие китайские города, и которому американские компании пока не могут соответствовать».
Пекин рассматривает редкоземельные элементы не просто как инструмент глобального влияния, но и как отправную точку для комплексных промышленных инноваций. Их уникальные свойства позволяют создавать магниты и двигатели, обеспечивающие большую подъемную силу на ватт и больший крутящий момент на килограмм.
По всей территории Китая местные органы власти теперь размещают зоны переработки редкоземельных элементов вместе с производителями компонентов, парками дронов и робототехники, превращая минеральные центры в полноценные экосистемы.
Например, в провинции Сычуань город Мяньян укрепляет свою репутацию региональной базы оборонных исследований и разработок, осуществляя крупные инвестиции в строительство постоянных магнитов. Такие кластеры отражают стремление правительства к созданию «новых качественных производительных сил»: передового промышленного потенциала, основанного на надежных источниках сырья, плотных цепочках поставок и быстром масштабировании.
В Баотоу представлена наиболее полная модель. Городские планы предусматривают создание сети баз для поддержки испытаний, обучения и логистики БПЛА. Основой этой работы является высокотехнологичная зона редкоземельных металлов, где близость производителей компонентов и интеграторов ускоряет итерации и снижает трение в цепочке поставок. В сообщениях местных властей описывается полная цепочка, охватывающая все этапы — от добычи полезных ископаемых и производства магнитов до изготовления двигателей и сборки БПЛА.
Несколько городов, специализирующихся на добыче редкоземельных металлов, нацелены на определенный рыночный сектор: «экономику низких высот»: товары, услуги и инфраструктура для поддержки деятельности в воздушном пространстве ниже 1000 метров. К такой деятельности относятся доставка, наблюдение, туризм и городские воздушные перевозки. Управление гражданской авиации Китая ожидает, что в течение десятилетия объем этого сектора достигнет 2,5 триллиона юаней (около 500 миллиардов долларов). Уже сейчас беспилотные летательные аппараты для логистики летают по маршрутам, связывающим горную внутреннюю провинцию Цзянси с крупными сетями доставки, обслуживающими дельту Жемчужной реки.
В провинции Цзянси город Ганьчжоу построил парк двигателей с постоянными магнитами и соединил его с парком низкорасположенной экономики, который обеспечивает научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство, операционную поддержку и нормативно-правовую базу. Цель состоит в создании экосистемы муниципального масштаба с местными источниками магнитов, двигателей, планеров и оперативной поддержки, что сократит сроки поставки и ускорит масштабирование. Еще одна низкорасположенная экосистема формируется в провинции Фуцзянь, соседней с Цзянси на востоке.
Китайские чиновники часто преподносят экономику низменных районов как благо для торговли и государственных услуг, таких как доставка, инспекция, сельское хозяйство и туризм. Однако комментарии, связанные с оборонным сектором, и деятельность местных вооруженных сил показывают, что местные власти все чаще рассматривают эти районы как ресурс двойного назначения для национальной обороны.
В некоторых низкорасположенных экономических парках сейчас закладывают оборонный потенциал в структуру своих арендаторов, используя свои кадры, платформы и промышленные мощности для содействия мобилизации в обороне. В одном из парков провинции Сычуань созданы два специализированных подразделения ополчения: разведывательный взвод, построенный на основе беспилотных летательных аппаратов дальнего действия, и рота, специализирующаяся на быстром ремонте аэродромов. В провинции Цзянсу местное управление Народных Вооруженных Сил организовало разведывательные подразделения на базе БПЛА, которые используются для гражданских миссий, таких как обследование мест стихийных бедствий и спасение на воде, но в настоящее время подготовлены для использования в военное время.
Подобные отряды ополчения обеспечивают структуры для обучения, постановки задач и интеграции во время кризисов. Такая организация сокращает разрыв между коммерческими возможностями и организованной поддержкой в военное время, удерживая платформы, операторов и системы технического обслуживания вблизи системы мобилизации.
Военные Китая, как и коммерческие фирмы, получают не меньшую выгоду от развития полноценных центров разработки и производства авиационной техники. Как отмечалось в отчете RUSI, производство многих боевых беспилотников ограничено не столько возможностью выпускать планеры, сколько наличием компонентов для двигательных установок и приводов. Китай все чаще способен справляться с этими ограничениями в рамках единой промышленной зоны.
Широкое распространение таких кластеров, как в прибрежных, так и во внутренних районах, еще больше укрепляет эту модель. Она смягчает воздействие на систему локальных потрясений, таких как природоохранные меры, ограничения в энергоснабжении или региональные узкие места. И это осложнило бы попытки сорвать производство в военное время посредством целенаправленных ударов или перехвата.
Подобно китайскому анализу, в американском дискурсе двигатели с постоянными магнитами все чаще рассматриваются как узкое место в глобальной цепочке поставок. Это побудило Пентагон стать крупнейшим партнером компании MP Materials, которой принадлежит единственный действующий рудник по добыче редкоземельных металлов в Соединенных Штатах.
Однако, по мнению аналитиков Пентагона, высокотехнологичная зона редкоземельных элементов в Баотоу и её аналоги показывают, как американским политикам необходимо углубить своё понимание и определить цели, выходящие за рамки текущих объёмов производства или того, кому какие шахты принадлежат. В то время как конкуренты Пекина изо всех сил пытаются построить заводы по переработке редкоземельных элементов, магнитные фабрики и цепочки поставок высокопроизводительных двигателей, Китай делает всё это одновременно, создавая комплексные кластеры, которые расширят его преимущества в технологиях следующего поколения.
***
Помимо «комплексных» китайских городов, аналитики Пентагона присматриваются к российскому опыту разработки самовоспроизводящихся фабрик на основе моделей самовоспроизводящихся автоматических систем (АПС).










