Пушкин про майданы
Юрий Поляков
Известный русский писатель и драматург, главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков в день рождения Солнца русской поэзии дал эксклюзивное интервью порталу RUSSKIE.ORG. В нем он в частности говорит о том, что Пушкин убедительно показал в «Истории пугачевского бунта», к чему приводят все эти майданы – ведь пугачевщина, как и Смута, по мнению Полякова, тоже была своего рода майданом. Писатель призывает под знаменем Пушкина активнее продвигать русскую культуру, тем более, что, по его словам, в этом плане мы серьезно отстаем от Института Гете или Британского совета. Главная же нынешняя задача русской творческой элиты – поддержать действующую власть, убежден Юрий Поляков.
– Юрий Михайлович, 6 июня отмечается 215-я годовщина со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. И кого как не Вас, видного русского литератора и редактора главной писательской газеты, спросить, какие пушкинские произведения сегодня звучат особенно актуально. Если говорить о ситуации на Украине, где к власти пришли поклонники Бандеры и Шухевича, то мне, например, сразу приходит на ум стихотворение «Клеветникам России». Так и хочется вслед за Александром Сергеевичем сказать Западу в лице Обамы, Меркель, Керри, Нуланд и прочим:
…Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
…Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда…
– Знаете, когда мы учились в школе, преподаватели, помню, все больше нажимали на раннего Пушкина, который в юности был, говоря нынешними словами, либералом. Хотя и здесь тоже не все так просто. Например, можно заметить, что мотивы, которые появились в раннем стихотворении «Воспоминания о Царском селе», потом прослеживаются у зрелого Пушкина – в упомянутых Вами «Клеветникам России» и других стихотворениях, связанных с польским мятежом. А также в его исторических работах – «Истории Петра» и «Истории пугачевского бунта». Последняя, на мой взгляд, очень актуальна. Пушкин убедительно показал в «Истории пугачевского бунта», к чему приводят все эти майданы – ведь пугачевщина, как и Смута, тоже была своего рода майданом. Досконально, с документами в руках изучив эти страшные явления, Пушкин прямо говорит: «Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим и своя шейка — копейка, а чужая голова — полушка». Актуально, правда? Вот это мы с вами сейчас и видим на Украине. Потому что затевались именно невозможные перемены – поэтому и обернулось все такой катастрофой.
Вообще, надо сказать, Пушкин – такой же символ русской культуры и, шире, русской цивилизации, как Сервантес для Испании, Гете для – Германии, Шекспир – для Англии. Но, к сожалению, эти страны гораздо активнее пропагандируют и даже навязывают свои культурные ценности, чем это делали мы в минувшие четверть века. И происшедшее на Украине как раз во многом связано с тем, что Россия ушла из этого культурного, информационного пространства.
Даже с Тарасом Шевченко наблюдается поразительная вещь. Ведь мы фактически отдали его украинцам, причем преимущественно украинским националистам. А с какой стати, спрашивается? У Шевченко больше половины сочинений написаны по-русски: проза, дневники и некоторые стихи. Поэтому его с таким же успехом можно назвать русским писателем. С той только разницей, что как русский писатель он – второго-третьего ряда, а украинский – номер один: просто в силу того, что степень развития украинской литературы тогда была по сравнению с русской весьма скромной.
– Если же брать его великих земляков, то Шевченко стоит далеко-далеко позади Николая Васильевича…
– Ну, Гоголь-то – это русский писатель, просто писавший некоторые свои ранние произведения на материале малороссийских земель. Тогда же этого понятия не разделяли – все были русскими. И Тарас Бульба, если помните, бьется именно за русскую землю.
Поэтому мне кажется, нам надо активнее под знаменем Пушкина продвигать свою культуру. А для этого нашим соответствующим структурам нужно заметно подтянуться, поскольку по сравнению с тем, что делают у нас те же Институт Гете или Британский совет, мы очень серьезно отстаем в этом плане.
– Раз уж мы заговорили о политике, не могу не спросить вас, писателя с активной гражданской позицией, о нынешних проявлениях известного спора почвенников-славянофилов и либералов-западников, который в нашей стране не прекращался никогда. В частности, если говорить о российской творческой интеллигенции, то одна ее часть, причем гораздо большая, поддержала позицию Президента Путина по Украине и Крыму, подписав соответствующее открытое письмо. А другая часть, меньшая, поддержала киевский майдан, и под жовто-блакитными, а кое-где – и черно-красными флагами УПА продефилировала по Москве вместе с другим известными представителями нашей пятой колонны. Удивила ли Вас такая позиция коллег, многих из которых Вы знаете лично, или все-таки нет?
– Нет, она меня не удивила, поскольку у нас это было всегда. Вспомним, как в 1812 году многие убеждали, что приход просвещенных французов в Россию – это хорошо, поскольку они принесут сюда семена цивилизации, революционные идеи.
– Чистая смердяковщина…
– …а столетие спустя их потомки радовались поражению нашей страны в Русско-японской войне и отбивали в Токио восторженные телеграммы в адрес микадо в связи с цусимской катастрофой. Так что, у нас это было всегда, и это тема для отдельного большого разговора. Она связана с достаточно жестким разломом традиционного мировосприятия, который произошел в результате Раскола и петровских реформ.
Кстати, о Расколе. Давайте не забывать, что согласно никоновской реформе русские религиозные и богослужебные книги редактировались и исправлялись по греческому образцу. Но напомню, что именно в такой редакции эти книги в то время уже использовались при богослужении в южных малороссийских землях, которые тогда усилиями Богдана Хмельницкого как раз перешли под крыло Российской державы. И реформа Никона в числе прочего преследовала цель теснее привязать к нам, задобрить местные элиты, да и простой народ новых земель, вошедших в состав России. То есть тех же украинцев. Так что, практика поступаться своими традициями, устоями, ломать и менять свое корневое мировоззрение в угоду кому-то (Западу в целом или вновь обретенным территориям) у нас насчитывает уже многие века. Причем, принося сиюминутную тактическую пользу, в стратегическом плане она, как правило, оборачивается вредом. Точно так же, как присоединение той же Галичины. Тогда казалось, что это очень важно, но теперь мы понимаем, что если бы Сталин оставил Галичину Польше, полякам сейчас было бы не до размещения у себя американских систем ПРО…
И вот с этими постоянными метаниями и идеями о том, что, мол, у нас все не так, а все хорошее, правильное должно прийти оттуда, с Запада, и связан тот факт, что определенная часть нашей интеллигенции по традиции любит западные символы и мифы больше, чем собственную Родину. Причем подчеркиваю, именно мифы, поскольку реального Запада эти люди, как правило, не знают. А большинство из тех, кто в свое время туда уехал, благополучно вернулись обратно в Россию, поняв, что там жить очень тяжело. Особенно человеку, имеющему собственные взгляды и независимое мышление. То, что это именно так, мы все видим, наблюдая за тем, как ведет себя западная медийная интеллигенция, включая элитные, брендовые СМИ. Ведь они сегодня построились так, как не строилась наша интеллигенция в самые жесткие советские времена.
– У нас в этом смысле вообще свободная страна, а либералы имеют возможность публично выражать свое мнение…
– Именно, и это отнюдь не преувеличение. Вы только представьте на секундочку, если бы в Соединенных Штатах какая-нибудь радиостанция, телеканал или газета оценивала бы события и критиковала американские власти так, как это делает у нас то же «Эхо Москвы». Уверяю Вас, американцы нашли бы способ, как, не нарушая ценностей либерализма и демократии, закрыть это СМИ, то есть попросту заткнуть ему рот.
– Согласен. Юрий Михайлович, давайте вернемся к теме Украины. Сегодня на Юго-Востоке льется кровь русских людей, гибнут женщины и дети. Что может сделать русская творческая интеллигенция, наша национальная интеллектуальная элита, чтобы прекратить это жуткое смертоубийство?
– Между прочим, украинские события показали, что большинство наших творческих деятелей составляют как раз люди, твердо стоящие на государственных и, если хотите, этнокультурных позициях. И главный свой шаг эти люди уже сделали, публично поддержав Президента Путина, который вернул Россию на присущий ей исторический и мировоззренческий путь. И сегодня, когда все вдруг оказались за Крым, хочу напомнить, что «Литературная газета» одной из немногих, если не единственной, еще в 2003-2004 годах вела рубрику «Севастопольские рассказы», где рассказывалось о том, что вытворяет самостийная власть в Крыму и в частности в Севастополе.
– Еще Проханов это делал в газете «Завтра»…
– Пожалуй. Но Александр Андреевич, все-таки, был собственником своей газеты, поэтому ему в этом смысле было проще. У нас же газета принадлежала акционерам, и мне как главному редактору приходилось очень серьезно убеждать их в том, что это необходимо. При этом многие писатели, в том числе вполне заслуженные, жаловались на нас в различные инстанции: вот, мол, «Литературка» при Полякове встала на путь великодержавного шовинизма. А в итоге оказалось, что это не мы встали на путь великодержавного шовинизма, а просто Россия вернулась на свой исторический путь.
На Ваш вопрос, что может сделать интеллигенция, чтобы остановить кровопролитие на Юго-Востоке, отвечу: прежде всего она должна твердо и последовательно поддерживать власть. Кровь перестанет литься, если все поймут, что Россия не отдаст на растерзание своих соотечественников, волею судеб оказавшихся в этом украинском лоскутном государстве. И обратите внимание: в наших СМИ по отношению к нынешней киевской власти уже появился термин «военные преступники». На мой взгляд, очень своевременно. Поскольку эти люди должны понимать: то, что они делают сегодня, это настоящее военное преступление, и возмездие за него рано или поздно последует.
Кроме того, ведущие деятели культуры традиционно обладают определенным международным авторитетом – их мнение уважают, к нему прислушиваются не только на родине, но и за рубежом. И сегодня они должны это неприятие того, что происходит на Украине, транслировать на Запад – где, как показали недавние выборы в Европарламент, до единообразия мнений далеко. Так что, максимально широкое выражение своей позиции поможет прекратить нынешнее кровопролитие.
Что еще может творческая интеллигенция? Если кто-то молодой и горячий, почему бы ему не поехать поддержать русских на Юго-Востоке, добровольно вступив в ряды ополченцев? Это ведь тоже путь…
– Что ж, возможно, в итоге не только воевать, как Хемингуэй, но и писать, как он, научатся… А можно ли, на Ваш взгляд, повлиять на украинскую интеллигенцию, как это сейчас пытается делать Никита Михалков со своим «Бесогон-ТВ»?
– У меня, например, на Украине по-прежнему идут пьесы, я бывал там на премьерах. Недавно мне позвонили и сообщили, что два ведущих харьковских театра – русский и украинский – хотят поставить мои пьесы. Первый выбрал «Контрольный выстрел» – нашу со Станиславом Говорухиным пьесу, которая идет во МХАТе им. Горького. А украинский театр хочет поставить мою пьесу «Хомо эректус», которая идет в Театре сатиры. И когда я общаюсь с моими украинскими коллегами и знакомыми, я лишний раз убеждаюсь в том, что подавляющее большинство из них – люди с абсолютно общерусским сознанием. Это люди, которые говорят и мыслят по-русски, то есть это люди русской культуры.
– И поэтому особенно обидно, что есть там и такие, кто носит русские фамилии (тот же заместитель Коломойского Филатов, например) – и при этом пишут о своих же соплеменниках, что, мол, «этих мразей надо вешать»…
– Но мы же помним, что когда Гитлер пришел к власти в стране, где 40% избирателей голосовали за социал-демократов и коммунистов, наверное, у этих людей с его приходом мозги в голове не поменялись в одну секунду, правда? Это произошло постепенно, но все-таки достаточно быстро. К сожалению, любая власть обладает очень мощными рычагами влияния, подавления, устрашения. И это мы видим на примере сегодняшней Украины. Далеко не случайно ее руководители с такой симпатией относятся к гитлеровскому государству и используют его опыт.
Однако я уверен, что если на Украине люди с общерусским мышлением почувствуют, что вместе с ними этот преступный режим однозначно не приемлет не только Россия, но весь цивилизованный, весь нормальный мир, то ситуация там может измениться в одночасье. Поэтому задача нашей интеллигенции – нести в мир правду о том, что там сегодня происходит, и поддерживать общерусские настроения на том пространстве, которое еще недавно называлось Украиной.
– Спасибо, Юрий Михайлович, за очень интересный разговор. С праздником Вас, с Днем русского языка!
russkie.org 6.06.2014