Что такое «узкий путь»?
Александр Нотин
— Александр Иванович, после прошлого интервью, посвященного вашей новой книге "Узкая тропа к Богу (путевые заметки)", у многих читателей возник вопрос о самом термине "узкий путь". как вы его понимаете?
— В широком смысле слова, жизненный путь есть некая цепочка событий, отношений и ситуаций, связывающая два важнейших рубежа в судьбе каждого человека — момент рождения и момент физической смерти. С этим, согласитесь, трудно спорить. Само же определение "узкий" применительно к жизненному пути предполагает, что речь идет не о всех вообще людях и судьбах, а только о тех, что увенчиваются спасением "за гробом". Отсюда еще две дополнительные характеристики "узкого пути", приведенные в Евангелии: а) врата, ведущие "узким путем" в жизнь, "тесны"; б) немногие (из живущих) найдут свой "узкий путь". Таким образом, Господь, приоткрывая тайну неопределенно краткого земного странствия человека, довольно категорично — как по-своему категорична всякая нелицеприятная правда — ставит перед каждым из нас вопрос о неизбежности трудного и добровольного поиска "узкого пути" (тесны врата), а также рисков, с этим сопряженных (не все найдут). Следовательно, речь идет не просто об одном из возможных вариантов земного бытия, а, по сути, единственном, как сейчас принято говорить, безальтернативном способе прожить жизнь не напрасно, в полную силу и с положительным результатом. Почему же Господь оставляет нам этот выбор, не принуждая просто-напросто идти путем спасения? И тут понятно: Бог есть любовь, и Ему нужна наша ответная искренняя любовь, которая немыслима по принуждению. Итак, задача каждого человека, во-первых, осмыслить и усвоить, что такое "узкий путь"; во-вторых, осуществить его, так сказать, "по жизни". Все прочие мудрования, самоуспокоения и уловки — от лукавого.
— Могли бы вы представить "узкий путь" более образно?
— Я часто умом возвращаюсь к этой загадке. Вообще, считаю, что помнить об "узком пути" так же полезно, как и о тайнах рождения и смерти, ибо ничто так не дисциплинирует ум, совесть и волю, как "смертная память". Все Святые отцы рекомендовали: помни о смерти и Страшном суде, и вовек не согрешишь! То есть пройдешь своим "узким путем, ведущим в жизнь". Что касается образов, то мы должны понимать, что имеем дело с явлениями и понятиями, превосходящими наше разумение и воображение, поскольку и первое, и второе целиком обусловлены привычными категориями "мира вещества", в то время как "узкий путь" пролегает на стыке двух миров — земного и духовного, и осуществляется он только (!) в благом согласии обеих ипостасей человека — души и тела. Представить "узкий путь", пользуясь одними только земными понятиями, невозможно: картина будет нечеткой и незавершенной. Простой пример. Вообразите бескрайнее зловонное болото или то, что в Евангелии именуется "пространным путем, ведущим в смерть". По этому болоту "идут многие", читай — большинство человечества. Как идут? Бредут, спотыкаясь и надрываясь, страдая и болея. Таков путь греха — внешне, для тела, может быть, и терпимый, для души же — губительный. Но по этому же самому болоту — как это происходит, никто не ведает! — проложены и узкие тропы спасения, каждому своя. Тропа появляется на поверхности топи, стоит только человеку сделать осознанный выбор в пользу служения Богу и людям, стать духовно (а не только телесно) живой клеткой в едином церковном организме, который есть Христос.
Мне порой кажется, что болота греха не было бы, если бы все званые Богом люди стали призванными: тогда смрадное болото покрылось бы твердыми тропами спасения и прекратило свое существование. Но на деле это не так, и виной этому, уж точно, не Бог, "желающий всем спастися и в разум истины прийти". Узкий путь отнюдь не прямолинеен. Он извилист. И двигаться по нему без срывов и падений в болото трудно хотя бы потому, что каждый шаг приходится в неизвестность — будущего-то мы не знаем! Отсюда острейшая необходимость каждому, следующему "узким путем", изо всех сил молитвенно держаться ризы Господней, ибо Он знает будущее и о каждом промышляет. Тогда, по мере возрастания здравия и зрения души, исцеляемой Всевышним, движение ее по неровной дороге спасения станет более уверенным, несмотря на любые резкие повороты и неожиданности. Некоторые Святые отцы, описывая это состояние, сравнивали его с неким как бы парением по воздуху, когда не ты уже идешь, а как бы тебя несут, и тебе остается "только ногами перебирать".
— Что это значит "перебирать"?
— "Узкий путь" это путь согласия между свободной волей человека и волей Божьей. Человек вполне осознанно вверяет свою судьбу Отцу небесному, он не просто верит в Него, но всецело Ему доверяет. Это очень непросто, этому надо учиться у Отцов, особенно нам, мнительным сынам "эпохи лжи". Но другого выхода нет, если ты хочешь прожить жизнь не зверушкой, подчиняющийся закону "нападай или убегай", а любимым чадом Божьим, Его образом и подобием. Конечно, выражение "перебирать ногами" во многом условно, но есть здесь и практические моменты, которые я попробую описать. Без Бога человек всегда живет на ощупь и действует наугад. Ибо, повторюсь, будущего он не знает и вынужден доверять либо своей интуиции, либо прошлому опыту, либо советам других, которые тоже не знают будущего. Ошибки и просчеты, а, следовательно, огромные траты впустую времени, сил и нервов просто неизбежны. Ресурсы жизни пускаются на ветер! С Богом это невозможно. Жизнь непостижимым образом упорядочивается и оптимизируется. Никакой спешки, никаких ненужных встреч и событий, никаких дурацких затей! Если что-то вредное и происходит, то только потому, что "ведомый" на какое-то время утратил связь с Ведущим, потерял на время "узкий путь", соскользнул в болото. Не надо преодолевать непреодолимые препятствия, пробивать лбом бетонные стены и добиваться чего бы то ни было "любой ценой". Этот образ жизни — с затравленным взглядом, разбитыми в кровь душами и коленями — есть не что иное, как движение по "пространному пути", то есть по болоту. Лукавый мир, "лежащий во зле", убеждает тебя, что эти мучения необходимы и даже неизбежны, чтобы "добиться успеха". Ложь и чушь! Не к этому призван человек, не это его удел и путь! Остается только пригласить всех, кто способен расслышать призыв Евангелия: придите и убедитесь, и обрящете покой душам вашим!
Переправа 16.12.2014