Время полной правды
Александр Нотин
Взоры правящих элит и рядовых граждан России прикованы сегодня к западным санкциям и грозовой туче социально-экономического кризиса, нависшей над страной. Понять людей можно: растущие цены, скачущие курсы валют, заоблачные кредитные ставки, налоги, ЖКХ, наполнение прилавков, рабочие места — все это массовому сознанию куда ближе и важнее, чем идеологические платформы и партийные программы. Кто их читает? Тем не менее, говорить мы будем не об экономике, а о политике — том "враждебном вихре", который и порождает эту самую тучу, и гонит её на Россию. Но как говорить? Опять тасовать цифры и факты, обрамляя их собственными фобиями и галлюцинациями? Меня давно терзает вопрос — почему наша хваленая аналитика всегда ошибается в прогнозировании крупных и поворотных событий и, наоборот, как орешки щелкает всякую "мелочёвку". А ответ-то очевиден: рационалист ищет правду только в веществе "лживого и лукавого мира сего". Но правды в веществе нет. Вещество — природа, люди и все такое прочее — находится в состоянии непрерывных и непредсказуемых изменений: рождения и смерти, слияния и деления. Человек добавляет этому хаосу изрядную порцию собственной непредсказуемости в лице ничем не ограниченной свободы, колебаний здоровья и вздорного характера. Финальный же гвоздь в гроб под названием "рациональный анализ и прогноз" вбивает тот факт, что "чужая душа — потемки". Самый высоколобый эксперт не знает, что именно зреет в голове изучаемого им индивида, по-научному — субъекта истории. Чего уж говорить о попытках понять действия тысяч или даже миллионов таких индивидов, притом одномоментно ! Но и это не все. Наш герой, если честно, не знает даже того, что творится в его собственной голове. Не знает души своей. Спросите этого "немого ученого" умника, как он поведет себя в той или иной экстремальной ситуации… Ни за что не ответит. Потому что не знает!
Итак, для начала следует четко разграничить два вида познания: от ума не одухотворенного и от ума одухотворенного Святитель Иоанн (Шанхайский) писал: «Знание упразднится" (1 Кор. 13, 8)… Конечно, не то знание, коим лицезреют истину чистые сердцем; не то знание, от коего пребывают в непрестанном удивлении святые, не то, коим созидается жизнь вечная. Упразднится знание, которое не знает своей ограниченности, малости и временности. Знание смиренное благоговейное и трепетное останется навеки, ибо принадлежит Небесному Иерусалиму. Принадлежность лишь к этому миру, есть признак мертвенности, как человека, так и знания. И только мертвенное знание "надмевает" (1 Кор. 8, 1)".
Получается, что земным знанием человек не обогащается (не в этом цель), а как бы испытывается. Душе его предлагается вольный выбор: познать себя и Бога, в том числе и через постижение явленной (в вещах) премудрости Его, или поклониться мертвой материи, которая, в конечном счете, сгорит и упразднится, как и мертвое знание о ней.
Нам пора решительно признать: время домыслов "от ума" и мнений, навязанных "светлым разумом", безвозвратно ушло. Наступление сатано-нигилизма может остановить только высота Духа Святого. Одним умом не понять, что творится с обезумевшим и заваленным электронными девайсами миром. Его, этого ума, вообще-то, всегда было недостаточно, чтобы создать объективную картину мира, но сегодня эта "последняя" правда видна, как никогда. Она достигает такой нестерпимой жгучести и полноты, что по-другому и жить-то дальше нельзя!
Большинство из уважаемых и заслуженных моих коллег по "Изборскому клубу", уверен, не согласятся со мной в этом пункте. Припоминаю наши горячие диспуты с Сергеем Черняховским, возмущавшимся любой моей попыткой хотя бы на шажок "приблизить" духовный взгляд к нашим исследованиям. "Зачем вы это делаете, АИ? При чём здесь Бог? — горячился он — Мы и так справимся!" Нет, дорогой Сергей Феликсович, не справимся. А о Вашей неправоте свидетельствует хотя бы тот факт, что атеисты почему-то всегда негодуют, когда верующие эксперты хотят вставить свое слово, чего не скажешь о последних.
Курица или яйцо
Закоренелый материалист, К. Маркс, впадая в типичный для своего времени "либерально-гуманистичесий" раж, настаивал на том, что "политика есть концентрированное выражение экономики". Чепуха! В рамках духовно-светского понимания мироздания все обстоит ровно наоборот! Политика приводится в движение идеями. Те, в свою очередь, вызваны сокровенными и тончайшими намерениями человеческих душ или, по апостолу Павлу, "тайными делами человеков". Еще глубже, там, куда не достает даже гениальный психоанализ Фрейда и Юнга, скрывается от досужих глаз и сам исходный дух, который "творит себе формы" — сначала бытовые, затем культурные, философские, политические, и только на самом излете… экономические. Сущность духовной силы бывает разной: есть дух дьявольский, и есть ангельский, а над всем и превыше всего — Дух Божий. Подменяя причину следствием, не понимая природы — злой или благой — исходного духовного побуждения, можем ли мы обоснованно судить о производных формах?
С головы на ноги!
Чтобы оторваться от цепкого вещества, состоящего из этих форм (даже время и пространство — формы, ибо и они суть творения и дары Божии!), чтобы добраться до истинных истоков действия духа, мы, современные исследователи всякого рода вещественных кризисов, просто обязаны, наконец, обратиться к православной "науке из наук", располагающей самой совершенной (ибо от Бога) методологией и методикой изучения зримого и незримого миров. Другого не дано. Другое это полный мрак и тупик! За две тысячи лет Православие накопило громадный теоретический и эмпирический опыт, поражающий своей простотой и доказательностью всякого, кто хоть сколько-нибудь соприкасался с ним. И если нынешние политологи, будь то либералы или патриоты, в подавляющем большинстве своем самонадеянно игнорируют этот феноменальный опыт, кого, кроме себя, им винить в том, что рациональные и логичные оценки вещественной реальности в их исполнении вечно хромают и отрицают друг друга, а прогнозы, в отличие от Святых отцов, никуда не годятся? Не умаляя важности светского и линейного (внешнего и формального) анализа, мы в то же время призваны вернуть анализ духовный и созерцательный в арсенал научного поиска. Прирастить, если угодно, науке однажды украденное у нее крыло. А еще лучше — вернуть духовное начало на подобающее ему главенствующее место. Сегодня до этого, кажется, еще очень далеко, но само безудержное коловращение вещества, возмущенного падшими духами, скоро вынудит нас поступить именно так!
Переправа 15.12.2014