ЗА ЧТО ПУТИН РАСКРИТИКОВАЛ СЕЧИНА И ДВОРКОВИЧА
Сергей Черняховский
Минувшая среда у президента России Владимира Путина выдалась оживленной. Сначала он сравнил с умалишенным вице-премьера Аркадия Дворковича, который не смог предотвратить отмену трех сотен электричек в регионах, позднее задал трепку президенту "Роснефти" Игорю Сечину, который из государственника за короткое время переродился в лоббиста коммерческих интересов собственной компании. Как говорится, досталось "и вашим, и нашим". Доктор политических наук Сергей Черняховский считает, что критические замечания в адрес приближенного к президенту нефтяного генерала и члена либерального крыла разнились по градусу резкости, однако, в них есть общий посыл — пора отказываться от следования идеалам рыночной экономики и начинать работать.
Я не ставил бы критические реплики в адрес Игоря Сечина на один уровень с выговором Дворковичу. В одном случае это была товарищеская ирония, хоть и жесткая. В другом — системное неприятие подхода Дворковича. Что общего в обоих случаях – в них критиковались рыночные подходы к работе.
Сечин оказался в ситуации, кода в позиции госслужащего он отстаивал государственные интересы, а, став представителем корпорации, он неизбежно вынужден был защищать интересы рыночного плана государственной компании. И здесь получил сигнал президента о том, что даже при коммерческой рыночной деятельности на первый план нужно ставить общенациональные интересы. Это было не жестко, но это касалось тенденции к "рыночнизации" Сечина.
Дворковичу Путин сказал, что надо пустить электрички, а тот ответил: "Я предложу финансовое решение через месяц". Порочность этого рыночного менеджерианства в том, что они занимаются не делом, а изобретают финансовые решения. Финансовые решения – это инструмент, который подчинен общей задаче, а у Дворковича доминирует именно финансовое решение. Эта рыночная идея: "создать условия, обозначить правила и все само собой наладится", не будет работать там, где нужно четко дать указание – электрички должны работать. Президент это четко обозначил: дать госгарантии, запустить поезда, а потом разбираться, кто будет платить. Но рыночные менеджеры вознамерились придумать схему, по которой электрички сами захотят ходить. Это поиск "золотой рыбки". И позитивный момент в том, что Путин принципиально отверг такой подход на примере этой конкретной ситуации.
В обоих случаях Путин негативно отнесся к моментам самоплена в этих рыночных иллюзиях. Электрички должны ходить не для того, чтобы приносить прибыль, а для того, чтобы люди ездили. И госкомпания должна работать на благо государства.
Проблема не в том, что рыночные идеалы плохи или нет. Проблема в том, что этот тип регулирования годится для экономики другого типа, которая родилась лет на 150 раньше нашей, где краткосрочный мотив соразмерен краткосрочному циклу производства. Но когда производство осложняется, укрупняется и цикл растягивается на длительный период (начиная от разработки конструкторских решений, включая поставку всех составляющих), нацеливаться на рыночный результат нельзя. Определение подразумевает размер прибыли в этом и следующем году. А производство будет работать и через пять, и через десять лет, и нельзя его ориентировать на рынок.