САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ ОСКОРБЛЕНИЕ – ПРИЗНАК ТВОРЧЕСКОЙ ИМПОТЕНЦИИ

Сергей ЧерняховскийСергей Черняховский

Своё мнение о постановке оперы Вагнера «Тангейзер», вызвавшей скандал, высказал доктор политических наук, член Изборского клуба Сергей Черняховский.

«В России нет монополии ни на ту или иную религию — ни на ту или иную идеологию — гарантируется их многообразие. Поэтому в стране одновременно живут и те, кто почитает Христа, и те — кто Магомета, и те — кто Маркса, Ленина и Сталина, и те — кто Будду… Жить вместе и мирно они смогут лишь в том случае, если будут уважать право каждого на обладание этими ценностями.

Ценности — это то, что больше человека, что для него более значимо, чем его биологическое существование — то есть это именно то, что и делает его человеком — тот, кто ценностей не имеет и выше всего ценит жизнь и сытную пищу — в общем-то, не человек, а животное. Во всяком случае — по мнению Шекспира: «Что человек, когда его желания — еда и сон? Животное, не боле».

Каждый человек имеет право на свои верования, идеологию и ценности — и никто не имеет права на их оскорбление. Потому что, кроме права на свободу творчества каждый имеет право на сохранность привычной ему культурной среды — и первое не может разрушать второе.

Это только малограмотные любители смеяться по любому поводу твердят, что ценность европейской культуры — это право на постоянную насмешку и злословие. Они просто плохо знают эту культуру: в ее традиции за оскорбление всегда полагалось отвечать жизнью в ходе поединка.

Сюжетом вагнеровского «Тангейзера» был герой, в гроте Венеры опьяненный чувственными ласками и воспевающий их в присутствии друзей и своей невесты. Пытающийся получить прощение за свои грехи у Папы Римского, отвергнутый им, но прощенный Богом после того, как его невеста ценой своей жизни вымолила у того же Бога его прощение.

С какого творческого наития в этот сюжет нужно было вплетать Христа, наслаждающегося чувственными ласками в гроте той же Венеры? Сам показ Христа в подобной композиции так же неприемлем для верующего христианина, как для мусульманина — издевательская карикатура на Магомета. Чем заканчивается публикация таких карикатур, показала веротерпимая Франция. Бравировать табличкой «Я — Шарли» — комфортно, пока в глаза тебе не посмотрит твой Куаши.

Мерзко, когда оскорбление становится способом самореализации. Тем более творческой. Происходит это в силу двух обстоятельств: с одной стороны, своего рода творческой импотенции претендента на роль «творца». С другой стороны — отсутствия у него самого понимания, что вольное обращение с началами, для кого-то сакральными, является оскорблением.

Эпатаж вместо творчества — свидетельство отсутствия способности к реальному творчеству. Потому что творчество — это всегда созидание. Оскорбление — это всегда разрушение.

Непонимание недопустимости оскорбления ценностей — свидетельство отсутствия своих ценностей у того, кто оскорбляет чужие. То есть свидетельство того, что оскорбляющий ценности другого человека сам не является человеком.

Сто лет назад (и двести, и тысячу) мир и общество делились на носителей разных ценностей. Сегодня он расколот на тех, кто ценности как таковые имеет, и тех, кто их не имеет.

Федеральный академический театр — это центр Просвещения и храм Прекрасного, а не площадка провоцирующей саморекламы. Возможно, в свободной стране они (творцы) имеют полное право в салонах и своих ночных клубах устраивать все вплоть до вакхических игр. Но в государственных театрах — не имеют. Просто потому, что если государственные театры обеспечиваются государственным бюджетом — они должны вписываться в ту систему ценностей, которую исповедует большинство общества.

Впрочем, и это не главное. Главное именно то, что можно не разделять ценности того или иного человека или той или иной ценностной группы, но оскорблять их нельзя.

И если государство не будет защищать право на ценностные основания и привычную культурную среду социальных групп, эти социальные группы начнут защищать свои ценности сами.

Комсомольская правда

ПОДЕЛИТЬСЯ
Сергей Черняховский
Черняховский Сергей Феликсович (р. 1956) – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ. Советник президента Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Член Общественного Совета Министерства культуры РФ. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...