ПРИЧИНЫ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА — ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Валерий Коровин
Межрегиональная научно-практическая конференция на тему «Роль традиционных религий России в противодействии религиозному экстремизму в Северо-Западном регионе» состоялась в Санкт-Петербурге 9 июня 2015 года. Как сообщает корреспондент портала «Евразия», мероприятие прошло в Институте истории Санкт-Петербургского государственного университета.
«В ходе конференций по борьбе с религиозным экстремизмом часто приходится слышать одни и те же рецепты противостояния этому злу – просвещение и гражданское общество», — заявил, выступая перед собравшимися, член Общественной Палаты РФ, директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин.
По его словам, именно предлагаемые способы решения проблемы и являют главными её причинами «Между тем и то, и другое являются западными концептами, — напомнил докладчик. — Просвещение есть подход, возникший в Европе в Новое время, и подразумевающий под собой вынесение Бога за скобки, отказ от религии, веры и Традиции. Вместо них просвещение утверждает ценности материализма, прогрессизма, доминирования рассудочности и позитивистских подходов. Современный Запад не допускает возможности того, что есть религия, есть Бог и есть традиция».
«На идеях просвещения выстроен и концепт гражданского общества, превращающий человечество в атомизированную массу разрозненных индивидуумов. Распространение этих ценностей как раз и провоцирует возникновение радикальных форм отстаивания своей идентичности – в первую очередь религиозной, дающей ответ на вопрос о смысле жизни», — констатировал Валерий Коровин.
Вместе с тем, по мнению члена ОП РФ, «…в России парадоксальным образом сосуществуют как утверждение о необходимости развития гражданского общества и идей просвещения, так и утверждение о важности сохранения и развития традиционных религий, этнической и конфессиональной идентичностей, что создаёт массу двусмысленностей».
С этим, по мнению Коровина, связано «…стремление ищущих религиозных смыслов молодых людей переместиться туда, где подобные двусмысленности отсутствуют, в частности – влиться в ряды так называемого «исламского государства». «Нам необходимо определиться с вектором развития: либо с Западом – по пути отказа от идентичностей, религии — к просвещению и гражданскому обществу, либо самостоятельный путь сохранения традиции, религиозных ценностей и всего множества идентичностей, из которых состоит России», — уверен директор ЦГЭ.