РЕЙТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕГДА НОСИТ КОММЕРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР

Михаил ДелягинМихаил Делягин

Свой рейтинг иметь нужно – это вопрос суверенитета. Потому что в зависимости от имеющегося рейтинга все субъекты экономики судят по тому можно или нельзя давать тому или иному субъекту экономики кредит. А если давать, то по какой ставке. Рейтинговые агентства нужно иметь, потому что международные агентства, пусть даже очень крупные, во-первых, как мы видели не раз, подвержены политическим влияниям, а во-вторых, они недостаточно глубоко вникают в реальную ситуацию.

Они не очень заинтересованы в тщательности своих оценок и применяют формальные методы. Повлиять на ситуацию необходимо созданием национального рейтингового агентства, но в отличие от Китая, у нас, в основном, на эту тему только разговоры ведутся.

Собственно, российские рейтинговые агентства существуют. По крайней мере, я знаю, что есть «Эксперт РА» – агентство достаточно крупное и относительно уважаемое. Вполне возможно, что можно что-то создать на его базе. При этом не очень понятно, причём здесь именно ЦБ и почему это нужно обсуждать с крупными банками.

Быть может, имеется в виду, что Банк России и крупные банки будут обсуждать: а чьи рейтинги российских рейтинговых агентств они будут учитывать. Это понятная повестка дня. Но создание рейтингового агентства Банком России и крупными банками – притом, что рейтинговая деятельность носит коммерческий характер по своей природе – это довольно странная вещь. Хотя в принципе, если деятельность частных российских рейтинговых агентств по каким-то причинам вдруг признаётся неудовлетворительной, можно поступить и так.

Конечно, банки заинтересованы в том, чтобы рейтинговое агентство давало объективные критерии, если банк предоставляет кредит на основе рейтингов этого агентства. Но я бы хотел увидеть аргументы, по которым сегодняшние рейтинговые российские агентства не годятся. Я не могу сказать, что являюсь каким-то патриотом наших агентств и, в частности, «Эксперта РА», но всё-таки есть структура, которая работает, и зачем множить сущности без необходимости. Зачем заново создавать с пустого места?

Можно просто взять «Эксперт РА», купить там 90% его капитала, 10% пусть имеют их владельцы, если они, конечно, согласны с этим, потому что сильное повышение статуса в свою очередь сильно повысит стоимость этого бизнеса. Но всё это можно сделать на базе имеющихся структур. Может быть, в итоге, такое решение и будет принято. Посмотрим.

Михаил Делягин
Делягин Михаил Геннадьевич (р. 1968) – известный отечественный экономист, аналитик, общественный и политический деятель. Академик РАЕН. Директор Института проблем глобализации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...