Сталин замолил свой грех
Александр Проханов
На днях в Саратове, на межрегиональной книжной ярмарке-фестивале "Волжская волна", писатель Александр Проханов (он же главный редактор газеты «Завтра», он же председатель Изборского клуба — сообщества экспертов по внешней и внутренней политики России) провел необычную акцию. Сразу после приземления на военном аэродроме города Энгельса возле "знакового" бомбардировщика, носящего имя "Изборск", Проханов представил жителям Саратова и журналистам "корпоративную икону" возглавляемого им клуба — первую, по его словам, из многих. Образ посвящен юбилею Победы. На нем в иконной традиции представлен Иосиф Сталин в окружении маршалов Великой Отечественной. Над этой группой изображена сидящая на троне Богоматерь с младенцем в сонме ангелов.
Я решил связаться по телефону с самим инициатором этого необычного действа…
— Алло, Александр Андреевич, идет информация, что Александр Проханов предложил причислить Иосифа Виссарионовича Сталина к лику святых.
— Нет, это не совсем так.
— И что Проханов считает товарища Сталина благодетелем церкви и выступает за его канонизацию.
— Нет, это не совсем так. Видишь, в чем казус? Ко Дню Победы Изборский клуб заказал икону Державной Божьей матери. Это большая доска метр на восемьдесят сантиметров, на которой вверху изображена Державная Божья Мать. А под этой Державной Божьей Матери на большей части вот этой иконы изображен генералиссимус Сталин в окружении этих маршалов Победы.
— Василевский, Жуков, Рокоссовский?
— Там больше. Там все. Там человек, может быть, 20. И этот символ должен был означать, что наша держава, одержавшая Победу, уцелела в том числе и благодаря воле вот этих полководцев.
Эту икону мы освятили. Ее освятили в Брянске, в Святском монастыре. То есть, ее освятил батюшка и она стала действительно иконой. Икона Державной Божьей матери. Эту икону мы экспонировали на Прохоровском поле, среди танков, среди сражения, во время этих победных торжеств. И вот сейчас мы эту икону повезли в Саратов, в отделение нашего Изборского клуба саратовского и экспонировали эту икону на фоне бомбардировщика стратегического Ту-95, на котором написано слово «Изборск» — в честь нашего Изборского клуба назвали этот бомбардировщик. Мы экспонировали там эту икону. И местный батюшка из местной церкви гарнизонной, который сам когда-то летал, отец Виссарион, он отслужил молебен и окропил эту икону волжской водой, сделав ее сначала святой.
Вокруг этого поднялся хай, огромное количество журналистов, блоггеров, часто либеральных, там был представитель и «Комсомольской правды», подняли дикий хай И этот хай вызвал раздражение у местной метрополии и митрополия сказала, что это никакая не икона, что это все самоуправство, это недоразумение и так далее. Вот на этом дело все и кончилось.
И меня многие спрашивают – что заставило вас это сделать?
— Да, кстати — вот что?
— Я им сказал, что, во-первых, это не икона святого Иосифа – там нет нимбов над головами. Это икона Державной Божьей матери. Второе – эта икона каноническая в том смысле, что множество всяких икон на земле, которые отличаются от стереотипов. Есть, например, в Костроме в Ипатьевском монастыре, откуда вышли Романовы, икона очень интересная – крест, на котором распят Спаситель, он своим нижним древком упирается в ад, где черти корчатся, а Христос не распят на этом кресте, а сидит на жердочке, свесив ноги. Как вот птица на насесте сидит… И это абсолютно не каноническое изображение. Не знаю, кто видел? Но оно есть и она присутствует, как икона.
Таким образом, присутствие на этой иконе изображение других людей, других символов не является нарушением канона. Потому что канон нарушается постоянно. Это творчество. Что же касается Сталина, я говорю, что Сталин совершил для церкви современной благодеяние. Он установил патриаршество здесь после долгого перерыва. Когда первые два патриарха в церкви были, Ленин их утвердил, потом был перерыв и потом Сталин во время войны утвердил патриаршество. Раз.
И православная церковь в течение многих лет – военных и послевоенных – молилась за Сталина. Поэтому если сегодня церковь отрекается от Сталина, значит, она отрекается от своих молитв, значит, она забирает назад свои молитвы. Можно, значит, сначала молиться, а потом отзывать обратно свои молитвы? Молитвы назад не отзываются, Господь их не отзывает, не отдает назад. Вот я и отвечал таким образом.
И еще я сказал, что герои Великой Отечественной войны – Матросов, Таллалихин, Космодемьянская, 28 панфиловцев, Карбышев, Чайкина, «Молодая гвардия» — это все святые. Святые не просто красной эры, а святые в полном смысле этого слова. Потому что война, на которой они мученически погибли, это христова война. Это война за сохранение райских смыслов, против ада, который вышел из подполья. И Победа в Великой Отечественной войне – это не просто геополитическая военная победа, это христианская победа, это победа рая над адом.
— Александр Андреевич, скажите, а вот при Сталине же много божьих храмов же было разрушено.
— Они были разрушены, а потом они были восстановлены. Были примеры патриархов римских, которые гнали христиан, травили их львами, а потом взяли и приняли христианство и стали святыми…
— И Сталин, на мой взгляд, он грешник и он свои грехи в общем-то не замолил. Согласитесь?
— Саш, это на твой взгляд. А на мой взгляд, Сталин замолил свой грех, одержав победу. Победа – это искупление всех грехов. А если, на твой взгляд, он грешник и не замолил свои грехи, то тогда бы он должен был эту войну проиграть. И тогда бы мы с тобой, Сашенька, вели этот разговор, в лучшем случае, на немецком языке.
— Нет уж!
— А если нет уж, тогда давай говорить по-русски и говорить: да здравствует товарищ Сталин!
— Нет, я воздержусь от таких восклицаний, Александр Андреевич.
— Саш, это просто такое время, а если начнут все вокруг кричать – посмотрим. Неужели ты будешь кричать: будь проклят товарищ Сталин? Нет. Время покажет.
— Не знаю. Я не уверен, что еще раз мы будем кричать «Да здравствует товарищ Сталин».
— Хорошо. А не кажется ли тебе странным, что мы все всех предаем наших вождей? Царей, князей. Неужели мы и Путина предадим так же, а?
— Нет, конечно. Я никого не предавал, просто нужно относиться к Сталину так, как он того заслуживает.
— Тогда ты прав, Саш, тогда ты прав. А мы все неправы. Ты во всем прав. Дважды два двенадцать, как ты говоришь, а не четыре. Ты прав.
— Не сердитесь, я вас очень люблю.
— Ладно, я тебе ответил. Пока.
КП 18.06.2015