О снятии антиномии между патриотами и националистами

Авторов и читателей РНЛ можно поздравить с выходом интересной и нужной книги. Московским Институтом динамического консерватизма (ИДК) издан сборник трудов и докладов, посвященных теме Империи. Книга так и называется – «На пространствах империи: традиция, история, культура». По сути, в ней затронуты все – или почти все – актуальные проблемы русской имперской проблематики, от определения самого понятия империи до перспектив нового имперского образования на просторах Евразии. Среди авторов названного издания известные философы, историки, культурологи, экономисты, социологи, дипломаты православно-патриотического направления. Список авторов включает 23 имени, приведу лишь некоторые, без титулов и званий, что заняло бы слишком много места: В.В.Аверьянов, М.Г.Делягин, М.В.Демурин, Ю.Н.Жуков, И.П.Золотусский, А.Л.Казин, М.А.Колеров, Ю.М.Лощиц, М.Калашников, В.С.Непомнящий, О.А.Платонов, В.М.Фалин, А.И.Фурсов, Е.С.Холмогоров, С.В.Ямщиков.

При всем разнообразии тематики, от начала до конца книги в качестве сверхидеи (сквозного действия, как говорят искусствоведы) проходит мысль об Империи как наиболее органичном – и вместе с тем идеальном – способе существования континентальных народов Евразии, и прежде всего русского народа в трех его ипостасях – великорусской, малорусской, белорусской. Под Империей авторы и понимают собственно православно-русскую цивилизацию, в её единстве с теми народами и культурами, которые исторически и метафизически к ней причастны. При этом основной удачей авторской концепции мне представляется принципиальное снятие ложной антиномии между «державниками» и «народниками», патриотами и националистами, которую кто-то будто навязывает русской мысли, стремясь её расколоть. Чтобы не сбиваться на пересказ, приведу цитату из открывающей сборник статьи директора ИДК доктора философских наук Виталия Аверьянова «Империя и воля». Возражая национал-демократам относительно «нерусскости» Российской Империи в прошлом, В. Аверьянов пишет: «Политику Российской Империи и СССР по отношению к русскому народу нельзя оправдать. Отсутствие оправданий этому – вывод из нашего прошлого (…) Но, с другой стороны, извлечение уроков из прошлого не должно затмевать того факта, что русский тип империи предполагал опору на головной народ как свой оплот. Российская Империя всегда держалась на русских, осозновала это и делала упор в своей политической воле на идею служения. Самый жестокий император. Петр Великий, не жалел не только своих подданных и солдат, он, как известно, не жалел и себя — подавая другим пример труда и служения. Неоправданность и несправедливость сверхэксплуатации русских не означает, что сегодня национальные силы могут впадать в обратную крайность: объявить о национальном государстве как режиме русской релаксации.

Время отпуска и всенародных «каникул», которое было объявлено Горбачевым и запойно отмечено Ельциным, истекает. Для нас каникулы, как можно видеть, оборачиваются бедой и вымиранием. Секрет наших успехов в том, что мы неунывающий народ. А жизнь «для себя», замыкание на обывательском уровне бытия вызывает в русских уныние, и, в отличие от более ограниченных и плоских народов Европы (и Америки – А.К.), для нас такое уныние будет равносильно медленному самоубийству, алкоголическому и наркотическому угасанию».

Остается только присоединиться к этим точным словам.

ООО «Центральный издательский дом». М., 2012. Усл. печ. л. 32,5. Тираж 1000 экз.

Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор