В Москве вышла книга "На пространствах Империи — традиция, история, культура"

В московском издательстве "Центральный издательский дом" вышел очередной том издательской серии Института динамического консерватизма (ИДК) — "На пространствах Империи — традиция, история, культура". В него вошли наиболее значимые материалы заседаний, семинаров и обсуждений, состоявшихся в ИДК в 2009-2011 годах, объединенные темой цивилизационного единства русской культуры и истории, их своеобразия и самостоятельности. Как подчеркивают составители сборника (философ В. Аверьянов и публицист М. Демурин), содержание книги служит "еще одним свидетельством глубокой внутренней правды и достоверности России как духовного и ментального пространства, порой противоречивого, исторически изменчивого, но не подлежащего критике с точки зрения приведения его к общему знаменателю так называемого "цивилизованного мира". В центре этого пространства лежит принцип традиции, который разворачивается в истории, показывая свою неодномерность, и в культуре обретает свою завершенность, законченность формы и стиля".

Говоря в своем вступительном слове о кредо самого ИДК, составители выделяют несколько взаимосвязанных задач. Во-первых, противодействовать прогрессирующей культурной, интеллектуальной, духовно-нравственной деградации России. Во-вторых, показать обман навязываемого сегодня нашей стране "выбора": либо мы часть западного "цивилизованного мира" (и, соответственно, должны жить по стандартам общества потребления), либо скатываемся в так называемую "азиатчину". В-третьих, повлиять на культурные, идеологические и политические предпочтения в российском социуме в направлении их приближения к национальным, отечественным основаниям и реальным нуждам народа и страны. В качестве своей цели на перспективу ИДК видит содействие формированию в России мировоззренчески и практически деятельной силы, приверженной ценностным, смысловым и этическим императивам русской традиции, верящей в Россию и русский народ как творцов истории.

Три раздела тома объединены понятием империи. Открывает его работа В. Аверьянова "Империя и воля". Один из авторов сборника, историк и общественный деятель М. Колеров видит империю как "многоконфессиональное и многонациональное… единство, которое позволяет содержать в государственном целом разные уровни общественного развития и даже разные системы власти за счет мягкой… системы кооптации национальных традиций и национальных элит…". При этом для гармоничности такой кооптации, подчеркивают В. Аверьянов и М. Демурин, должен не просто формально существовать, но пребывать в физическом и культурном здравии стержень империи — имперский суперэтнос, который и является главным носителем традиции-цивилизации. В нашем случае — русской традиции-цивилизации. Каковы изначальные черты русского культурно-исторического типа? Как и за счет чего он прирастал и творил на протяжении российской истории? Что он представляет собой сегодня? Об этом на страницах первого раздела сборника рассуждают директор Института русской цивилизации О. Платонов, директор Института проблем глобализации М. Делягин, директор по развитию ИДК Е. Холмогоров, профессор Государственного университета управления, доктор философских наук П. Калитин.

Второй раздел тома посвящен вопросам истории: историческому знанию как таковому, его соотношению с образом прошлого в социальной и культурной памяти, проблеме интерпретации истории в качестве технологии общественно-политического проектирования. Как констатируется в докладе на этот счет ответственного секретаря российской Ассоциации историков Второй мировой войны, доцента МГГУ им. М.А. Шолохова Ю. Никифорова, такое проектирование подразумевает "воздействие на процессы »сборки» и »разборки» народов, легитимации или, наоборот, подрыва легитимности государственной власти… Через актуализацию тех или иных примеров из истории в обществе задается определенная система ценностных координат, происходит ретрансляция социальных норм, нравственных качеств, то есть, шире, осуществляется воспроизводство культуры". Доклад Ю. Никифорова позволяет глубже разобраться в таких понятиях, как "историческая политика", "политика памяти", "фальсификация истории".

Разговор об истории России в XX веке начинается в сборнике с исследования известного специалиста по русскому консерватизму, доктора исторических наук А. Репникова "Социально-экономические взгляды русских консерваторов конца XIX -начала XX веков". Расширить фактическое знание о событиях и процессах ушедшего века и их историософское понимание читатель сможет, познакомившись с серией стенограмм состоявшихся в ИДК бесед с В. Фалиным — разведчиком-аналитиком, дипломатом, крупным партийным и государственным деятелем советского периода и одновременно ученым-историком. Его исследование дополнено докладом о ключевой фигуре русской истории XX века И.В. Сталине, прочитанном в ИДК ведущим научным сотрудником Института российской истории РАН, доктором исторических наук Ю. Жуковым, и материалом Максима Калашникова, посвященном Л.П. Берии.

Материалы завершающего раздела тома обращают читателя к русской культуре как зеркалу национального духа, отражающему и его метафизику, и историческое становление. Первым крупным публичным мероприятием ИДК стала прошедшая в мае 2009 года общественно-научная конференция "А.С. Пушкин как мировоззренческое явление национальной традиции". Из состоявшегося тогда разговора об актуальных векторах влияния Пушкина на русскую философскую и политическую мысль XIX -XX веков, на формирование русского исторического самосознания и современные умонастроения в России в настоящий том вошли лишь отдельные, но наиболее яркие страницы — выступления ушедшего от нас в том же году "реставратора всея Руси" С. Ямщикова, директора Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С.Пушкина "Михайловское" Г. Василевича, философа, профессора Санкт-Петербургского Государственного университета кино и телевидения, доктора философских наук А. Казина, писателя и литературоведа Ю. Лощица, председателя Пушкинской комиссии Института мировой литературы РАН, доктор филологических наук В. Непомнящего, доцента Южного федерального университета, доктора философских наук Э. Попова.

О русской литературе как факторе становления и одновременно спасения нашего народа говорит в своих лекциях, прочитанных в ИДК, известный писатель и литературный критик И. Золотусский. Отталкиваясь от критического взгляда на литературу Серебряного века, писатель формулирует важнейшую для понимания состояния умов перестроечной и современной либеральной интеллигенции мысль: в первой четверти XX века "чувство греха и вины перед народом, которое испытывали лучшие русские писатели XIX века, исчезает", уступая место, с одной стороны, "высокомерию по отношению к народу", а с другой — "насильственному служению веку". Через глубокое сопоставление мировоззрений М. Булгакова и Андрея Платонова, интересные оценки творчества В. Набокова и А. Солженицына, взгляд на военную прозу и поэзию как на воплощение возврата к истокам и преображения читатель вместе с И. Золотусским придет к вершине русской литературы второй половины XX века — деревенской прозе, узнает его оценку литературы рубежа XX и XXI веков.

Проблематике русского образования, взятой в широком политическом и цивилизационном контекстах, посвящены включенные в сборник материалы историка и обществоведа А. Фурсова и видного деятеля науки, профессора Б. Виноградова. Сегодня образование в России подвергается жестокому изничтожению и как часть русской культуры, и само по себе. А между тем, как подчеркивают составители сборника, "в отношении триады "метафизика — история — культура" образование выступает как связующая сфера, которая "вводит" человека в традицию за руку, дает ему возможность окрепнуть и встать на собственные ноги, обрести собственное видение жизни, свое место в культуре своего народа. В этом смысле упадок образования служит симптомом глубочайшей болезни, поразившей нашу цивилизацию". А. Фурсов основное внимание уделяет раскрытию подоплеки сговора с целью не допустить возвращения русского народа на позицию народа-творца, а России — на позицию мирового лидера, окончательно закабалить их в категории "обслуживающего персонала" мировой глобалистской "элиты". Б. Виноградов делает акцент на мерах по пресечению разрушительных образовательных "реформ" и предлагает конкретные идеи об органичном, в духе национальной традиции, сочетании процессов образования и воспитания, просвещения и инноваций во имя достойного России будущего.

Завершает том аналитическая работа М.В. Демурина "Россия и зарубежная мгла".