Источник вечной радости
Александр Нотин
Я никак не ожидал, что блестящий публицист, писатель, богослов, руководитель культурно-просветительского сообщества «Переправа» Александр НОТИН является ещё и талантливым психотерапевтом, способным врачевать душу словом. Но, убедившись в этом на собственном опыте, спешу поделиться моим открытием с читателями. Впрочем, он лучше меня расскажет о том, как православному человеку можно преодолевать немощи душевные.
— Александр Иванович, раньше мне помогало избавиться от приступов уныния прослушивание Второго концерта Сергея Рахманинова. Это гениальное произведение было написано композитором, когда он выходил из тяжелейшей депрессии — преодоление духовного недуга оказалось закодированным в музыке, которая даёт слушателям силы для победы над собой. И вдруг я с удивлением убедился, что чтение Вашей книги «Путешествие в осознанность» (Издательство Братства святого Александра Невского, Нижний Новгород, 2009 год) оказывает подобное воздействие. Быть может, Вы сами этого не ожидали, когда рассказывали в книге о том, как выходили из тяжёлой депрессии.
В любом случае получилась потрясающая исповедь, имеющая целебное воздействие. Я читал её понемногу, словно принимал лекарство, и жизнь моя изменялась к лучшему, чего я желаю будущим читателям этой книги (она вывешена в интернете для бесплатного чтения). Прошу Вас рассказать подробнее о том, что мельком упомянуто в «Путешествии в осознанность» (если это не секрет): какие события вызвали у Вас депрессию и как Вы нашли путь к исцелению?
— Вам попалось третье издание этой книги, которая была написана в 2007 году, когда заканчивался мой выход из депрессии, и работа над книгой, наверное, помогла мне окончательно побороть недуг. И я рад, что читатели получают подобную помощь, читая книгу. А как я попал в депрессию, не секрет.
Это был 2004 год. На мою голову сразу свалились две тяжёлые хирургические операции с детьми — младшей дочерью и средним сыном. Вопрос стоял о жизни и смерти, ситуация была очень тяжёлая и непредсказуемая. Но, слава Богу, сейчас они живы-здоровы.
В тот период я занимался банковским бизнесом, и здесь тоже меня настиг тяжёлый кризис: пользуясь авиационной терминологией, — «жёсткая посадка». Причём в тот момент я был к этому испытанию совершенно не готов, поскольку, окончив экономический факультет МГИМО, имел лишь самые общие, сугубо теоретические представления о банковском деле. Во всяком случае, о его теневой стороне я точно не догадывался. Моё первое и надеюсь, последнее знакомство с этой стороной медали оказалось очень драматичным. Бизнес развалился, а я угодил в глубокую депрессию, которая продолжалась почти два года. Очень тяжёлую депрессию — с больницами, суицидальными настроениями, транквилизаторами, лечебными голодовками… при всём этом надо было как-то разбираться с клиентами, акционерами, надзорными и прочими органами. Врагу не пожелаешь!
Но, оказывается, у моей драмы (впрочем, как и у любой другой драмы) была еще одна сторона, о которой я тоже не знал. В тот темный и страшный период я впервые ощутил Бытие Божие и понял, что в словах Господа нашего о том, что "кого Он любит, того и наказует", подразумевается не кара, а поучение, наказ, назидание.
Оказывается, что именно в таком бедственном, унизительном и беспросветном положении, когда у тебя отбираются плоды твоих трудов и жизнь рассыпается на кусочки, душе легче всего встретиться с Богом. Почему? Все просто: она не обременена никакими внешними атрибутами гордыни и самодовольства: власти, славы, успеха, денег, гордыни, тщеславия то есть тем иллюзорным и вещественным достоянием, что окружает её практически на протяжении всей жизни. Когда душа становится обнажённой, слабой, измученной, оставленной, тогда-то и возникает та самая нищета духа, о которой говорится в Евангелии («Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»). Душа вдруг начинает робко ощущать весь масштаб и всю глубину духовного мира, она начинает соприкасаться с Богом. На своём жизненном примере я ощутил истинность слов святого благоверного князя Александра Невского: "Не в силе Бог, а в правде". В Евангелии об этом тоже много раз упоминается. Например: "Сила Божия в немощи совершается".
— Насколько я понял, Вы открыли духовные причины депрессии и нашли правильный выход из неё, основанный на учении Православной Церкви. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом пути.
— Ну, особого открытия тут нет. Поначалу нечто подобное я пытался найти в восточных учениях (Вивикананда, Толле, Ошо и др.). Но, слава Богу, это увлечение не захватило меня и продолжалось недолго. Главное, что, даже будучи в болезненно-помрачённом состоянии ума, с их помощью я реальность души и духовного мира, понял, что и то, и другое существует. Для современного городского умника и это стало огромным достижением; многие люди даже не догадываются, какая вселенная находится "внутрь них". Впрочем, уже через полгода я понял, что Православие обладает гораздо большим багажом истинных знаний о том, что такое душа, что такое внутренний мир и какими не только положительными, но и отрицательными, враждебными человеку силами он насёлён. Я понял, что, помимо внешней жизни, есть ещё жизнь внутренняя, жизнь души. И эта жизнь целая Вселенная.
У современного человека две главные проблемы. Во-первых, он, как правило, очень мало знает о том, что такое душа. Многие считают, что её вообще нет, а вместо неё есть какие-то биохимические реакции тела и ума на внешние раздражители.
Вторая проблема человек доподлинно не знает и не умеет, как правильно обращаться с душой: кормить её, защищать, ублажать, украшать, развивать.
Вот две главные проблемы современного человека: не глобальная угроза экологии, не бесчисленные кризисы, не отсутствие того, другого или третьего, а банальное незнание самого себя — своей подлинной двуипостасной природы и тех феноменальных возможностей, которые в ней заложены. Простой пример: большинство из нас считает, что мир таков, какой он есть, он независим от нашей воли, а мы, в свою очередь, своего рода слепки этого внешнего мира — воспитания, образования, достатка и прочего. Так считают девяносто девять человек из ста. Православие утверждает обратное: не мир лепит тебя, как глину, а, напротив, ты лепишь окружающий тебя мир, ты меняешь его в зависимости от состояния твоей души. Ищите прежде царства небесного и правды его (которая внутрь вас есть) — подсказывает Иисус Христос — и все это (успехи, достаток, радость бытия) приложится. Трудно в это поверить современному рационалисту, воспитанному в культе почитания Дарвина и наук, но, что поделать: именно так и обстоит дело!
В процессе и результате своей болезни я пришёл ровно к этому пониманию. А дальше начался очень сложный путь, по которому я следую до сих пор: чтение Евангелия и Святых отцов, погружение в очень сложный мир поисков — иногда разочарований, иногда побед, иногда озарений. Но это не мои выдумки, не мои открытия и победы, я себе ничего не присваиваю. Всё давным-давно открыто нашей Церковью, и хранится в тысячах трудов великих мыслителей, богословов, праведников, святых отцов восточного Православия.
Каждый живущий может найти себе любимого Святого отца: надо только помолиться Господу, попросить Его, и Он, конечно, откроет, кто твой друг и проводник в духовный мир. Притом проводник правильный, знающий, надежный, потому что, помимо Святых отцов, помимо Бога и ангелов Его, в этом мире обитаю ещё и лжепроводники — демоны и бесы, проклятые Богом падшие ангелы, которые "ищут, кого (из человеков) поглотить". Это тоже надо иметь в виду.
— В первой половине Вашей книги нет ни слова о Православии. Видно, что эти тексты навеяны восточными учениями и практиками. Но я очень рад, что, воцерковившись к концу своей депрессии и описывая всё с православной точки зрения, Вы не выбросили первую часть, не сожгли её, как Гоголь — окончание «Мёртвых душ». Потому что именно в начале своей книги Вы передаёте читателям победное состояние преодоления недуга, некий код выхода из депрессии, как это сделал когда-то в музыке Сергей Рахманинов. И именно в первой части Вы подробно описываете универсальное «лекарство» и профилактическое средство от душевных расстройств «осознанность». Объясните, пожалуйста, нашим читателям, что это такое?
— Осознанность это объёмное понимание человеком самого себя. Ещё Сократ призывал познать себя. А Святые отцы внесли сюда важное уточнение, что "человек это тот, кто познал себя". Но, что значит "себя"? Очевидно, речь идет не только и даже не столько о теле, сколько о душе, ведь именно её мы знаем хуже всего, а она ведь — важнейшая и ответственней шаг часть человеческого естества. Итак, вкратце осознанность это знание самого себя в полноте. Не познание только плоти, а познание и тела, и той удивительной сущности, которая живёт внутри нас и называется душой.
Эта сущность материальна, но материальность её тонкая, то есть душа состоит из тонкого вещества. В начале двадцатого века в экспериментах с мгновенным замораживанием тел умерших американцы установили, что душа весит около 15-20 грамм. Но это еще далеко не все. Душа имеет форму. Согласно учению Святых отцов, она точно повторяет форму человеческого тела вплоть до волос. Отчасти и поэтому апостол Павел называет её "внутренним человеком", который — поразительно! — живёт неслитно и нераздельно с нашим внешним телом. У внутреннего человека, по сути, такая же материальность, как у ангелов и бесов обитателей тонкого мира.
Тонкая материальность диктует особые, отличные от грубого тела законы жизни души — потребности, болезни и способы лечения, методы гигиены и ухода, защиты от угроз и т.д. Но всё же главное это для начала понять и твердо усвоить, что внутри нас, хотим мы того или нет, знаем или не знаем, признаем или отрицаем, живет целый — второй по счету, но первый по значению внутренний человек! С этого понимания, по-моему, и начинается настоящая осознанность.
Внутренний человек это, во-первых, живое существо. Во-вторых, это нечто, на порядок более важное, чем тело. Тело тоже важная часть двусоставного человека, но всё же не главная. Господь его создал первым из праха земного, но ожило оно, а Адам стал "душою живою" только, когда Всевышний вдохнул в него от дыхания Своего. Тело в его нынешнем виде или «кожаные ризы» Адам получил лишь после грехопадения. С тех пор наше тело играет роль, если хотите, скафандра, который защищает душу не только от зримого, но и от незримого мира вплоть до момента, именуемого физической смертью, когда она расстанется или, как пишут Отцы, "разлучится с телом".
Душа источник жизни, сообщающий телу всё чувства, волю, совесть, сны, творчество, вдохновение, ощущение времени, слово. В сущности, само понятие "личность" формируется, прежде всего, не телом, а, конечно же, душой. Поэтому относиться к ней равнодушно и невежественно — значит, подвергать себя серьезной опасности, потому что душа, будучи в теле, но не получая должного ухода и заботы, начинает болеть, и человек начинает от этого безмерно и часто неосознанно страдать.
Суммируя все, сказанное выше, можно сказать, что осознанность это, во-первых, точное понимание того, что есть душа, и, во-вторых, обретение определённых навыков ухода за душой в строгом соответствии с учением Церкви и Святых отцов. Когда человек становится осознанным, он начинает воспринимать себя совершенно иначе: сильным, смелым, во всей полноте дарованных Богом талантов. В нём открываются феноменальные творческие энергии, он получает совершенно удивительные знания и возможности, о которых чаще всего даже и не подозревал, он избавляется от множества страхов, его КПД — коэффициент полезного действия увеличивается в разы.
— Меня поразил эффект, который вызывает Ваша методика для концентрации сознания в настоящем, освобождения от воспоминаний и планов. Когда ты находишься между прошлым и будущим, здесь и сейчас, возникает ощущение тихой радости, в которой хочется оставаться как можно дольше. Похоже, что это состояние естественно для человека, ведь он обладал им в счастливом младенчестве, но потом утратил и стал мрачным. Об этом блаженном состоянии говорил «Иисус Христос»: «Будьте как дети, ибо их есть Царство Небесное». Как же нам уподобиться детям, Александр Иванович?
— Это один из элементов тех начальных аскетических упражнений, о которых говорится в книге. Все охватить в одной беседе невозможно, да и не к чему, но я попробую хотя бы на этом примере показать, как они работают.
Святые отцы говорят: главное достоинство православного человека это умение жить в настоящем. Кстати, и в восточных учениях вы обязательно найдёте упражнения, обучающие умению жить в настоящем.
— Современному человеку это кажется странным: а где мы ещё живём?
— Если вы дадите себе труд достаточно глубоко, а, главное, честно проанализировать свои мысли и чувства, память и воображение, то обнаружите странную вещь: мы практически не живем в настоящем, вместо этого в голове безостановочно кружится хоровод бессвязных мыслей, в которых прошлое хаотично переплетено с будущим. Рассудок наш, лишённый должного управления, работает как вышедший из-под контроля секретарь. Человек разумный (homo sapience), как беспомощный щенок, барахтается, захлебывается и периодически тонет в неосознанных и странных ассоциация, когда из прошлого наобум выхватываются негативные воспоминания и смешиваются с негативными ожиданиями в будущем. Словно в голове работает "фабрика кошмаров", сериал ужасов Хичкока.
Простой пример — студент перед экзаменом никогда не нарисует себе в уме благоприятного исхода предстоящего испытания. Он скажет: я ничего не знаю, я пропал, я ничего не выучил, меня выгонят из института, и так далее. А чтобы спокойно готовиться к экзамену, надо задать себе один простой вопрос: «Что плохого происходит со мной в данный момент времени?» В ста случаях из ста человек ответит: «Ничего плохого». Он скажет это даже когда находится в эпицентре кризиса — например, того же экзамена. Или предположим, автомобиль летит в пропасть: если водитель успеет задать себе этот вопрос, то выяснится: «В данный момент ничего плохого».
— А когда автомобиль упадёт на дно пропасти, и душа водителя отлетит от тела, то будет ещё лучше?
— Совершенно верно. То есть, если бы наш студент умел пребывать в настоящем, он отбросил бы эти никчемные страхи и ожидания. Отбросил бы ложное и вредное во всех смыслах предвкушение негативного развития событий в будущем. Он просто занялся бы рутинной подготовкой к экзаменам, или просто поспал бы, в конце концов. Тем самым он сэкономил бы огромное количество сил, времени, нервов и, скорее всего, благополучно решил эту задачу.
Вместо этого наш студент, пользуясь терминологией современной молодёжи, "парится": он бледнеет, он потеет, дёргает себя и окружающих. Какой, скажите, смысл во всем этом?
Надо уметь жить в настоящем. Это не самая сложная аскетическая практика, но и ей приходится учиться. И мы учим этому на семинарах в «Переправе». Человек может не просто от случая к случаю, а практически постоянно пребывать в настоящем. Ему вполне по силам усмирить свой разгулявшийся, потерявший поводок рассудок, раз и навсегда положить конец хаосу в своей голове то есть неосознанности.
— А зачем усмирять хаос? Как приятно: расслабился и Хичкок в голове сплошной, не надо «ящик» смотреть.
— А здоровье? А нервы, бессонные ночи, испорченные отношения, бездарно потерянные часы и дни, а страхи? Разве не стоит все это обуздать. Душа источник жизни, но она же может стать источником и серьёзных хронических заболеваний. Все депрессии, все суицидальные настроения, все ссоры, и все тяжёлые хронические недуги — да тот же рак! — берут начало в душе. Именно в глубинах души в результате неосознанности формируются тяжелейшие повреждения, отражающиеся на нашей психо-соматике, и наука, сколько бы она ни старалась, не знает и сотой части этих тайн. Современная медицина во многом лжива и лукава: она пытается убедить нас, что все болезни человека можно вылечить таблетками. Сиречь химией. Но она и понятия не имеет о душе, о двуипостасности, о внутреннем человеке! К тому же фармакология давно уже превратилась в мировой наркокартель, который просто наживается на нашей, извините, дурости невежества.
— Человек, достигший осознанности, становится просветлённым, блаженным, он постоянно радуется. А вокруг него беснуется неосознанность, которую раздражает эта "белая ворона". Просветлённого стараются омрачить, погасить, уничтожить. Как ему жить в такой агрессивной среде?
— У человека верующего нет, и быть не может внешних врагов. В этом каждый легко может убедиться сам, если решится на встречу с Богом Живым. А Суворов говорил: «Русский солдат потому никого не боится, что Бога боится». К тому же надо иметь в виду следующее: в состоянии неосознанности у человека возникает огромное количество пустых иллюзий и столь же пустых страхов. Я бы даже сказал, что девяносто девять процентов наших страхов имеют ментально-эмоциональную природу, то есть, проще говоря, это не реальность, а сгустки мыслей и эмоций, которые хранятся на нашем захламлённом чердаке памяти и служат сырьем для "фабрики кошмаров". От этого надо безусловно избавляться. Это раз.
Во-вторых, осознанный человек гораздо меньше уязвим, чем, например, человек, который пошёл искать себе "приключений" на улице. Осознанный, пребывающий в Боге человек имеет "дух мирен" и покрыт Божьей благодатью. Неосознанный — изнутри разъярён, и он, конечно, рано или поздно встретит такого же "горячего", и найдет себе "приключения". Подобное тянется к подобному.
Ежели человек спокоен, умиротворён, кроток, открыт, доброжелателен, не отвечает агрессией на агрессию и не пытается вызвать ни в ком агрессию, шансов у него избежать неприятностей, согласитесь, на порядок больше, чем у забияки и склочника. Поверьте: в открытости больше силы, чем слабости: "Сила Божия в немощи обретается". Подобные люди этой, хотя они и живут среди нас в том же самом мире, среди той же самой грязи, агрессии, склок и конфликтов, всего того, что заполняет сегодня наши улицы, дома, подъезды, вагоны метро, эфиры (телевидение, радио, интернет, и тому подобное), — эти "слабые" люди гораздо более защищены и сильны, чем кажется снаружи.
Это парадоксальная вещь, но таковой она кажется удивительной только в неосознанности. Если человек становится верующим и начинает правильно осознавать и соотносить себя с "лукавым и льстивым" внешним миром, он становится чрезвычайно защищённым и необычайно сильным.
Я бы не назвал это состояние счастьем — в Православии нет понятия счастья. В неосознанности счастье это жар-птица, которую надо все время хватать за хвост, а она не дается и всё время норовит куда-то улизнуть. В осознанности доминирует другая категория — радость. Радость достигается миром души и дарует человеку покой, доброжелательность, милосердие, благочестивость, отсутствие лишних и дурных мыслей в голове, знание своего пути, и так далее. Есть много подобных преимуществ, и все они присущи осознанности. Другого пути для достижения этого рубежа не существует. Невозможно оставаться в неосознанности и достичь этих высот.
Аскеза в переводе с греческого означает буквально "упражнение". Если упражнения для внешнего человека это физкультура, то упражнения для внутреннего человека это аскетика. Я бы ещё назвал это духовной культурой в дополнение к физкультуре. Аскетика — сложная наука. Святые отцы называли ее иногда "наукой из наук", ибо она учит о тайнах души человеческой, из которой вышли все земные знания и науки. Аскетика состоит из многих уровней. Первый и начальный среди них можно условно назвать духовной гигиеной.
Когда маленькие дети с восьмилетнего возраста, а то и раньше, сидят в интернете это всё равно, что сказать ребёнку: иди на улицу, и если захочешь кушать, покопайся на помойку, найди там себе чего-нибудь и поешь, а пить захочется, попей из грязной лужи. К сожалению, мы, взрослые и вроде бы образованные люди, не понимаем, какой вред приносим себе и собственным душам, детям своим, когда вот так, легкомысленно относимся к таким "духовным помойкам" вроде Интернета. Или к современному телевидению, которое более или менее сознающему душу свою человеку без содрогания и смотреть-то невозможно: там происходит буквально физическое отравление, расчленение, уничтожение души. Но в неосознанности это понять очень трудно; нам кажется подумаешь, дрыгаются, кривляются, клянутся на крови, какие-то ритуалы совершают шаманские… чего здесь такого? А в эти самые моменты душа страдает, мучается, кровоточит и получает страшные раны.
— В вашей книге есть поразительная мысль, что главной причиной отсутствия взаимонепонимания, ссор, конфликтов, войн, в том числе мировых, и, в конце концов, Апокалипсиса является неосознанность. Объясните это подробнее.
— Господь сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга». И обратите внимание, как звучит другая заповедь: «Возлюби ближнего как самого себя». То есть, логически рассуждая, прежде всего, человек должен возлюбить самого себя, иначе ему не понять, как возлюбить ближнего. Но могу ли я возлюбить себя, если я себя не знаю во всей полноте? Выходит, точное и всецелое познание себя есть единственный путь к тому, чтобы возлюбить и себя, и ближнего. Возлюбить себя это значит осознать в себе внутреннего человека, но и заботиться о нём, ограждать его от всякой "мерзости запустения", перед лицом которой он — в неосознанности — остаётся совершенно беззащитным.
А вера? Она доступна только осознанности. Бог может войти и входит в человеческую душу только тогда, когда она готова к встрече: в грязный "сосуд греха" пречистое не войдёт. Вот вам еще одна тайна осознанности!
Человек свободен как впустить Бога, так и отторгнуть Его. Когда Господь приходит в человеческую душу, Он освящает не только её саму, но и некий радиус вокруг неё. Преподобный Серафим Саровский в этой связи говорил: «Стяжи дух мирен (то есть Дух Божий), и тысячи вокруг тебя спасутся.» Соответственно человек, стяжавший дух мирен, начинает излучать Божию любовь, как бы передавая её через свою душу во внешний мир. Тогда жизнь внутри и вокруг него начинает улучшаться, озаряясь светом божественной любви и божественного блага.
Но, поскольку мы в неосознанности источаем в основном тьму — грубость, ненависть, агрессию, насилие, подлость, предательство, и так далее, — то мир вокруг нас наполняется именно этими "отходами" больного духа. Беда в том, что со временем этой негативной энергии, этой "духовной радиации", куда более опасной, чем радиация обычная, становится все больше и больше; зло концентрируется и умножается, отправляя души и погружая их в безумие неосознанности. А дальше — пропасть самоистребления. Неосознанность — антипод любви. Когда Господь вопрошает, найдет ли Он веру (то есть любовь к Себе и ближнему) на земле, Он косвенно указывает на опасность всеобъемлющего погружения человечества в болото неосознанности.
Всем русским миром мы должны осознать и, пока не поздно, отвести эту угрозу. Пора нам отказаться от всех идеологий, всех этих «измов», всех заблуждений, всех иллюзий, рожденных "помраченным" человеческим разумом. Всем миром, начиная с молодых ногтей, пора нам изучать наследие Святых отцов. Этим самым мы сможем и уберечься сами, и спасти Россию, и спасти весь мир возможно, на какое-то время.
— Александр Иванович. Во всём мире идёт бурное обсуждение снятого в США сенсационного фильма «Секрет». В нём научно доказывается, что человеческая мысль материальна, поэтому она может влиять на пространство и время. Авторы фильма призывают нас, манипулируя своими мыслями, формировать своё будущее таким, как нам захочется. Мол, подумали правильно о том, о сем и стали счастливыми. Как Вы относитесь к такой практике?
— Это и есть счастье, как его понимает западная культура: деньги, богатство, физическое здоровье, карьера и обязательно успех в конкурентной борьбе с себе подобными. Для достижения такого "счастья" в фильме не предлагается ничего принципиально нового. Возьмите любой западный учебник, и в нём узнаете, что человек должен просыпаться и засыпать с мыслями об успехе, о деньгах, о карьере, о власти, о славе. Это вполне по-западному. Думаю, что во многих случаях это даже приносит определённые результаты, потому что человек во имя этой идеи, пусть и ложной, как-то концентрируется и сосредотачивается. Правда, при этом он неизбежно теряет нравственные ориентиры, переступает за грани общественной морали… — зато добивается успеха в джунглях капиталистического соревнования и выживания.
Православие, как абсолютно противоположная Западу религиозно-культурная и общественная система, иначе трактует эти вещи. У Святых отцов мысль тоже тонкоматериальна, как тонкоматериален и сам внутренний человек. Этого никто и не думает отрицать. Поэтому все производные от этой материальности свойства и функции души — воля, чувства, мысли, совесть, память, ощущение времени и самого себя, сознание бытия Божия и способность сообщаться с Творцом — все эти проявления, в известной степени, тоже материальны. В этом смысле, когда человек оправляет некий сигнал в будущее, тот может определённым образом отозваться. Но, в то же время, Православие твёрдо настаивает на том, что человек будущего доподлинно не знает. И, как бы ни старался, каких бы хитроумных приспособлений и гипотез ни выдумывал, а создать модель своего будущего с помощью неких мыслей он, конечно, не в состоянии.
Если все вокруг мечтают о том, чтобы получить как можно больше материальных благ дворцов, автомобилей, драгоценностей и прочего барахла, то они не могут появиться вдруг в таком огромном количестве, как бы люди не манипулировали своими мыслями. Разбогатеть сумеют самые безнравственные личности, которые строят своё счастье на несчастьях других.
А православному человеку стыдно мечтать о богатстве, когда рядом нищие. Тем более ему стыдно накапливать богатство, не призывая Бога на помощь, надеясь только на свои «мысленные силы», то есть магическим способом. Он знает, что такое богатство не пойдёт на пользу его душе и не стремится к нему.
В Православии совершенно по-особому понимается сам успех, само счастье, сама цель человеческого бытия. Смысл кратковременной человеческой жизни не в том, чтобы побеждать в конкурентной борьбе, шагая по трупам к своим узкокорыстным целям, а в том, чтобы взрастить в себе в подлинном смысле человека, то есть достичь совершенства души, сделать её способной к жизни вечной в этом и ином мире. А это достигается только исполнением заповедей Божьих.
При этом мы должны понимать, что Православие совершенно не настаивает на том, чтобы жизнь человека была какой-то мрачной, тягостной и состоящей из сплошных лишений, самоограничений, мучений. Наоборот, очищение души от всего, что мешает ей соединиться с Богом, приводит её в состояние абсолютного покоя, абсолютного света, абсолютной радости.
Повторяю: в нашей религиозной традиции отсутствует слово счастье, отсутствует слово успех. Вы не встретите ни того, ни другого в Священном Писании. Но очень часто встречается слово радость. Но радость эта может возникнуть только в настоящем. Мы живём в настоящем, и у нас нет никакой возможности заглянуть за ту непроницаемую стену, которая нас отделяет от будущего. Человек не знает будущего. Поэтому, когда псевдохристианская, пропитанная нигилизмом и сатанизмом западная культура предлагает нам какой-либо вариант "выстраивания" успешного будущего "под себя", фактически нас подталкивают на союз с духами злобы, с демонами, с бесами. Конечно, падшие духи обладают определённой способностью, как говорится, "подогнать" деньги, славу, власть. Эти возможности у них действительно есть: мир не просто лежит во зле, его царствами и богатствами временно владеет дьявол. Но это ни в коей мере не означает, что человек щелчком пальцев формирует своё будущее. Он просто вступает в определённые договорные отношения с этими подлыми тварями… и губит себя.
Тогда мы должны уточнить, а какую, собственно, цель преследуют эти твари? В Священном Писании о дьяволе и, соответственно, его воинстве сказано: бродит, «аки лев рыкающий, ища, кого поглотить». Таким образом, получается, что те вещественные блага, которым покоряется человек, его же и губят. Жестоко расплачиваются и жестоко раскаиваются те, кто делает целью своей жизни материальный успех, славу, деньги, власть, и тому подобное. Они выбирают культ Мамоны, и уже не могут служить Богу. А это полный крах и вечная смерть. Что может быть хуже?
У нас, православных, собственное представление о том, как мысли влияют на будущее. Православие предлагает жить в настоящем, очищать свою душу от греха и зла, от зависти, скупости, лжи и прочих страстей. Очищаясь, душа становится способной осуществить свой высший долг служения Богу и людям путь, насыщенный радостью.
Апостол Павел, который вел невыносимо трудную жизнь, подвергался непрерывным гонениям, зарабатывал на хлеб руками (он был делатель палаток), на каждом шагу подвергался опасностям, тем не менее, призывает нас: «Всегда радуйтесь». Душа у него была светлая и чистая, она была соединена с Богом, и Бог не покидал её ("Не я уже живу, но живущий во мне Христос"), мирское и вещественное её не тяготило, не отвлекало от Источника безмерной, совершенно непередаваемой радости.
Вот как понимают православные люди материальность мысли. Они не отрицают её материальности, как таковой, но в то же время помнят, что мысль должна быть чистой, помыслы должны быть чистыми, душа должна быть чистой. Тогда постепенно вокруг человека очищается некий благодатный, божественный круг света, блага, радости. Сама жизнь человека становится радост