НАДО ЛИ ЗАКРЫВАТЬ АВИАПЕРЕЛЕТЫ В ТУРЦИЮ?

Михаил ДелягинМихаил Делягин

Тщательно проводимая проверка в аэропортах приучила доверять и авиаперелетам, а территория аэропортов воспринималась как территория совершенно безопасная. До крушения А321 над Синаем. Не названы причины, не объявлено чрезвычайное положение, но усилена проверка в Шарм-эль-Шейхе и других аэропортах Египта, идет медленная эвакуация, а полеты в Египет приостановлены до выяснения причин.

Теперь теряет прибыть туристическая отрасль России и Египта, появляется все больше статей на тему возможного теракта со стороны ИГИЛ. И вот обнародована новая инициатива — депутаты партии КПРФ предложили приостановить полеты также в Тунис и Турцию из-за присутствия террористов ИГИЛ и там. Насколько оправдана приостановка полетов в Египет, каковы возможные потери от этой меры предосторожности и какие последствия могут быть от закрытого авиасообщения с Тунисом и Турцией — об этом своим экспертным мнением поделился руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Пока ситуация для меня остается неясной, потому что неясными остаются причины гибели нашего самолета. Если это был теракт, и если действительно имеет место большая террористическая угроза, тогда, конечно, мера безопасности абсолютно объективная и необходимая. Даже если самолет развалился сам из-за старой аварии и накопившейся усталости материала или из-за плохого обслуживания, то и в этом случае возможно, что имел место рост террористической угрозы, о котором просто как о самостоятельной проблеме не сообщалось. Так что я вполне допускаю, что меры безопасности оправданны.

Данная эвакуация имеет смысл только в том случае, если российское государство знает виновных и планирует их наказать так, как они этого заслуживают, но это наказание может вызвать эскалацию конфликта, эскалацию напряженности. Тогда, действительно, мы спокойно ждем некоторое время, пока у людей не закончатся путевки, чтобы, с одной стороны, подготовиться к возмездию, а с другой стороны, чтобы не нервировать людей сверх необходимого. Эта гипотеза правдоподобна, но я думаю, что в течение недели мы узнаем, правильна ли она.

У меня есть ощущение, что российское государство не пойдет на эскалацию конфликта и не будет наносить удары по организаторам этих терактов. Тем более, что они могут оказаться не в Катаре, не в Саудовской Аравии, а скажем, в Белом доме Соединенных Штатов Америки или в Лондоне. Потому что стремительная реакция британских спецслужб, которые чуть ли не на другой день после начала своего расследования уже назвали имя организатора теракта, может быть объяснена двумя вещами: либо они просто все выдумывают, и британские спецслужбы уже действуют по схемам печально известных "британских ученых". Либо они организовывали этот теракт, и нет никаких проблем сообщить имя человека, которому они сами поручали уничтожить самолет.

Но эвакуацию туристов осуществила не только Россия. Первыми начали эвакуацию туристов англичане. Если Россия обеспечивает 10% туристического потока в Египет, то Великобритания обеспечивает 5% туристического потока, и она на втором месте после России. То есть эвакуация британских туристов была тоже масштабной операцией, и это может быть операция для того, чтобы разрушить нашу психику и заставить нас делать ошибки. Но возможно и то, что они там к чему-то готовятся, что-то знают. То есть мы не единственные и даже не первые с такой странной реакцией.

Если говорить о безопасности в целом, то есть страны, в которых всё в порядке с безопасностью, а есть страны, в которых с безопасностью бардак. И вряд ли мы можем добиться от Египта, чтобы он в течение недели перестроил всю свою систему обеспечения безопасности в аэропортах. Поэтому в отношении Египта, я думаю, что нужно и правильно делать то, что мы уже начали делать при эвакуации туристов, когда наши бригады обеспечения безопасности работают совместно с египетскими бригадами в аэропорту, и расширение этого опыта было бы правильным, если у нас, конечно, есть должное количество специалистов.

Что касается заявления запретить авиасообщение с Тунисом и Турцией, то это сочетание стиля с отсутствием понимания фактуры.

Я сам через два дня после трагедии на Синае совершенно без всякой опаски отправил свою семью отдыхать в Стамбул просто потому, что я знаю, как устроено турецкое государство. У него есть очень много недостатков, у него есть очень много проблем, но обеспечивать безопасность туристов оно умеет. И представить себе, что в аэропорту Стамбула или даже Антальи, или какого-то другого туристического города Турции можно пройти на борт самолета без досмотра так, как это может быть в Египте, я себе не могу. Турция в этом отношении, наверное, самая "европейская" из всех исламских стран. И находясь в состоянии, по сути дела, войны в Курдистане длительное время, Турция сильно мобилизует свои службы безопасности и заставляет их работать

Закрывать авиаперелёты в Турцию — это безумие, как мне кажется, потому что просто для этого отсутствуют какие бы то ни было основания. Что касается Туниса, то поскольку человек, который пришел там к власти после "арабской весны", получил Нобелевскую премию мира, и поскольку о бесчинствах исламистов в Тунисе как-то известно мало, то я подозреваю, что в Тунисе существует относительная стабильность. Я не уверен, что рейс в Тунис является сейчас более опасным рейсом, чем рейс в какую-нибудь Варшаву. Более того, я подозреваю, что сотрудники аэропорта и службы безопасности в Тунисе будут относиться к вам с большим вниманием и большей аккуратностью, чем в Варшаве. Просто потому, что они не русофобы, они считают вас человеком.

Если авиасообщение все же закроют, то по Тунису, наверно, никаких последствий не будет, а по Турции — это достаточно серьезный конфликт со страной, с которой мы, в общем-то, находимся сейчас в хороших отношениях. Потому что если посмотреть на турецкую реакцию на все конфликты, связанные с Россией, то Турция среагировала, если не как наш союзник, то как наш очень добросовестный, очень заинтересованный партнер. И последствия запрещения авиаперелётов будут крайне неприятны, крайне негативны — мы просто лишимся хорошего партнера, а может быть, и друга.

Михаил Делягин
Делягин Михаил Геннадьевич (р. 1968) – известный отечественный экономист, аналитик, общественный и политический деятель. Академик РАЕН. Директор Института проблем глобализации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...