«СКОЛКОВО» — ЭТО БЕЛКА, ГРЫЗУЩАЯ ИЗУМРУДНЫЕ ЯДРА

Георгий МалинецкийГеоргий Малинецкий

Заместитель директора по научной работе Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, доктор физико-математических наук, профессор Георгий Малинецкий об инновациях знает не понаслышке. В 2003-2009 годах по его руководством был разработан ряд компьютерных моделей для анализа, прогноза и мониторинга инновационных процессов в экономике России. Выводы, к которым пришел ученый на основе проведенного анализа, неутешительны.

Сегодня, по мнению профессора Малинецкого, Россия находится в критическом положении: обрабатывающая промышленность – в упадке, в изрядной мере развалено сельское хозяйство. Единственный спасительный ресурс, который у нас еще остался – это, как говорит Малинецкий, «изменение умов». И все техническое, на сегодняшний день – второстепенно. «Если мы будем и дальше мыслить так, как мыслили последние 20 лет, у нас нет ни малейшего шанса на выживание», — написал Малинецкий в 2009 году в докладе о перспективах России. Сколковский же проект, убежден ученый, -продолжение этого самого двадцатилетнего мышления.

На вопрос KM.RU «Для чего, на Ваш взгляд, создается инноцентр «Сколково»? Георгий Геннадьевич ответил так: «Для нас с вами. Видите ли, в мире должно быть место для оптимизма, для сказки. О «Сколково» прекрасно сказал Александр Сергеевич Пушкин: «Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом; Белка там живет ручная, Да затейница какая! Белка песенки поет Да орешки всё грызет, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра — чистый изумруд…». И вот для этих «скорлупок» и «изумрудов» и создается «Сколково».

KM.RU. А если все же перейти на прозу?

Г.М: Нужно тогда хотя бы проследить эпопею со строительством дороги в «Сколково». Только представьте, каждый километр дороги в «Сколково» стоит один миллиард рублей, то есть, 35 миллионов долларов (имеется в виду автомобильная дорога от МКАДа до будущего инновационного центра, открытая в июне 2010 года. Строительство автодороги протяженностью 5,34 км. обошлось государству в без малого шесть миллиардов рублей. Однако буквально через 9 месяцев дороге потребовался капитальный ремонт.- Прим.ред. — гипперссылка на текст «Строительство иннограда может спровоцировать транспортный коллапс»). Ну что после этого еще можно сказать про «Сколково»?

KM.RU. Однако, может быть, все эти затраты окупятся и, действительно, позволят вывести нашу науку из кризиса?

Г. М: Вы знаете, я буквально только что, ознакомился с проектом СИНТ — Сколковский институт науки и технологий (совместный проект Фонда «Сколково» и Американского Массачусетского технологического института (MIT). Предполагается, что документ о создании института стороны подпишут в конце 2011 года. — Прим. ред.). В соответствии с планом, который озвучил руководитель института Олег Алексеев, в этом институте должны учить не четыре года, не шесть, а минимум десять. Сразу вспоминается булгаковский роман «Мастер и Маргарита»: дело было в Грибоедове, где классиков ,масштаба Толстого и Пушкина (профессор иронизирует. – Прим. ред.), кормили в прекрасных столовых. Была чудесная музыка, и вообще все было чудесно. Поэтому когда речь идет о том, что учить нужно 10 лет, нужно учить на двух языках, нужно создать атмосферу, то люди наивные спрашивают: а что же должно быть в конце? Когда строили Дубну, стало понятно, что нужно, чтобы была атомная энергетика и атомная бомба (именно в Дубне в 1956 году был создан Объединенный институт ядерных исследований. — Прим. ред.). Когда строили Байконур, тоже было понятно, что должно быть. А что должно быть здесь? Видимо, все же «ядра — чистый изумруд».

KM.RU. Тем не менее, организаторы и руководители проекта говорят, что будут созданы все условия для бизнеса, чтобы он, наконец, начал пользоваться инновационными разработками…

Г. М: Ну об этом еще Ленин говорил: «Главное — не лодырничай и не воруй».

Вот мы недавно взаимодействовали с Генеральной прокуратурой. За двадцать лет реформ, по западным оценкам, из России вывезено полтора триллиона долларов, из которых 500 миллиардов лежит на счетах российской элиты. Эксперты же Генеральной прокуратуры полагают, что речь идет о семи триллионах. То есть, это примерно по миллиарду в день. Поэтому главная идея для русского бизнеса – «Прежде всего не воруй, а потом уже и обо всем остальном подумать можно».

KM.RU. На Ваш взгляд, ожидаем ли в нашей стране спрос на инновации?

Г. М: Вы знаете, тут каждое слово большую улыбку вызывает. Для того, чтобы машина ехала, важно, чтобы был руль, чтобы было окошечко, куда смотреть, чтобы был двигатель и колеса. Почему у нас в течение 20 лет ситуацию с инновациями можно охарактеризовать изречением Ходжи Насреддина – «Сколько ни говори «Халва», во рту слаще не становится»? Очень просто. Во-первых, у нас нет, образно говоря, «окошечка». Если мы посмотрим, какие приоритеты заложены в центр «Сколково», то увидим, что это приоритеты не того экономического уклада, которым живет сегодня мир и который включает в себя биомедицину, биотехнологии, новое природопользование, нанотехнологии, полномасштабные технологии виртуальной реальности, а предыдущего уклада. Как говорил Паркинсон (Сирил Норткот Паркинсон — британский военный историк — Прим. ред.), мы готовимся не к последней войне, а к предпоследней. Этот уклад не отвечает современным вызовам. Поэтому с «окошечком», с приоритетами центра «Сколково» проблема.

Теперь обратимся к «рулю». Собственно, рулить-то кто будет? Инновации не делаются вообще для всех, они делаются для конкретной реализации в конкретной стране. Так что, с «рулем» тоже непонятно. В значительно мере, насколько я знаю, академическое сообщество отстранено от этих вещей, а когда мы вспоминаем, например, «Роснано»…нуу, я думаю, аналогия достаточно понятна. Времени-то довольно много прошло, а мы не видим эффекта от «Роснано» и выделенных ему миллиардов.

Но самое главное — даже не это. Самое главное в машине, чтобы были двигатель и колеса. «Двигатель» в данном случае — это прикладная наука. Прикладная наука была разгромлена в нашей стране в 90-е годы. А «колеса»? Тут нужны мощные высокотехнологичные корпорации. В итоге, что же мы получаем в случае со «Сколково»? У нас нет «двигателя», «окошечка», «руля» и «колес». Зато авторы «Сколково» сделали очень хороший «капот», да еще и отполировали его. Вот этот «капот» и есть наше всеми горячо любимое «Сколково». Это наша белка, которая песенки поет и орешки все грызет.

Источник

Георгий Малинецкий
Малинецкий Георгий Геннадьевич (р. 1956 г.) ― российский математик, заведующий отделом моделирования нелинейных процессов Института прикладной математики РАН им. Келдыша. Профессор, доктор физико-математических наук. Лауреат премии Ленинского комсомола (1985) и премии Правительства Российской Федерации в области образования (2002). Вице-президент Нанотехнологического общества России. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...