ПОЧЕМУ БЕНЗИН В РОССИИ ДОРОЖАЕТ
Михаил Делягин
После пика, достигнутого в июне уже позапрошлого года, 115 долларов за баррель, мировая цена нефти упала в 3,3 раза. На пике она падала ещё больше. В большинстве стран мира потребители очень этому радуются, потому что падает цена на бензин. В России ситуация немножко другая. Один из частных нефтяных магнатов недавно заявил, что поскольку мировая цена на нефть упала в 3,5 раза, то в ближайшее время бензин подорожает не более чем на 10%… Вот такая у нас ситуация.
Надо сказать, наше доблестное государство активно помогает российским магнатам наживаться. Эти "проклятые коммунисты" во главе с премьером Павловым в 1995 году боялись Дня дурака и поэтому не стали повышать цены с 1 апреля. Тогда, если кто помнит, повысили со 2-го. Нынешние чиновники Дня дурака не боятся. Более того, уже есть предложение превратить его в международный праздник российской бюрократии в силу её интеллектуальных способностей. В нынешнем году с 1 апреля будут повышены акцизы на 2 рубля за литр в среднем, что автоматически повысит цену на эти самые 2 рубля за литр.
Причина этого безобразия лежит на поверхности. У нас предельно монополизированная система. В условиях полной безнаказанности монополия грабит своих потребителей как хочет. Конечно, нам рассказывают про большие житейские трудности, про необходимость переоборудования, про чудовищные налоги и поборы… Я очень хорошо помню, как в 2003 году представители одной ныне несуществующей нефтяной компании со слезами радости рассказывали мне, что цена на нефть в 27 долларов за баррель наконец-то стала обеспечивать их безубыточным экспортом. Приводили цифры, приносили пачки документов, и вроде всё это выглядело очень правдоподобно. Я им почти поверил тогда, а потом вспомнил, как они за полгода до этого, когда нефть стоила 23 доллара за баррель, отчаянно сражались за доступ в экспортный трубопровод. Хотя, по их собственным оценкам, этот экспорт был убыточен. Нефтяные компании любят рассказывать сказки, выдавая их за реальность, подтверждённую сверхточными расчётами. На самом же деле, когда нефть дешевеет в 3,3 раза и при этом падают экспортные пошлины, потому что они привязаны к цене нефти, а бензин почти не дешевеет, — это означает, что разницу нефтяные компании кладут себе в карман.
Хотя в этом отношении, наверное, всё-таки рекордсменами были не нефтяники, а газовики. Осенью 2008 года топ-менеджеры "Газпрома" успокоили своих иностранных акционеров: "Вы думаете, что из-за падения мировых цен “Газпром” будет иметь меньшую прибыль от своего экспорта и, соответственно, выплатит вам меньше дивидендов? Не переживайте. То, что мы потеряем за счёт снижения мировых цен, мы компенсируем завышением цен на внутреннем рынке". Думаю, что в определённой степени так и получилось.
Для того чтобы исправить ситуацию, чтобы цены на бензин снижались по мере снижения мировых цен на нефть, в России достаточно сделать одну очень простую вещь: необходимо начать бороться с произволом монополии. Необходимо, как и во всех странах, установить правила, что любая компания, в отношении которой есть подозрение на злоупотребление монопольным положением, должна попадать под тщательный контроль антимонопольных органов, которые получат право полностью выявлять и анализировать структуру цены. И самое главное, при резких колебаниях цены антимонопольный орган, как в Германии, должен иметь право сначала возвращать цену на прежний уровень, а уже потом смотреть, чем это было вызвано.
Если правительство не организует этот контроль, с одной стороны, большинство монополистов будет нас грабить, начиная от естественных монополий и кончая аптечным киоском. А с другой стороны, мы будем испытывать, может быть, напрасные негативные эмоции, потому что я вполне допускаю, что какие-то нефтяные компании, действительно, за счёт дорогого бензина по-честному проводят модернизации, а не выплачивают эти деньги в дивиденды или в какие-либо другие формы потребления. Только честный и хорошо отлаженный контроль поможет разобраться — кто есть кто.