Крыму необходима национализация земель и мощный институт развития
Сергей Глазьев
Процесс социально-экономического развития крымского региона может стать динамичным только при условии создания мощного института развития и национализации наиболее ценных прибрежных земель. При этом основным источником долгосрочных инвестиций в экономику не только Крыма, но и всей России может стать только целевая кредитная эмиссия Центробанка. Об этом в интервью ТАСС рассказал советник президента РФ Сергей Глазьев.
— Сергей Юрьевич, как вы оцениваете текущую динамику социально-экономического развития Крыма?
— Я был депутатом Московской области. Там, чтобы построить школу, нужно было 3-4 года согласовывать проектную документацию. Для Московской области это было нормально, здесь этот процесс рутинный и из года в год обеспечивает развитие инфраструктуры. Для Крыма же необходимо принимать решения по модернизации и реконструкции социальной инфраструктуры практически "с колес". Нужно двигаться более оперативно и более ответственные инструменты привлечения инвестиций использовать. Нужно сказать, что пока мы только разработкой этих инструментов занимаемся. А они уже должны быть задействованы.
— Как же необходимо действовать в сложившихся условиях?
— Я считаю, что нужно отталкиваться от поставленных задач. Оценить общий объем инвестиций, который нужен для модернизации крымской инфраструктуры, создать условия для развития предпринимательской инициативы, и, учитывая, что наша банковская инфраструктура таких инвестиций не предоставляет за исключением крупных государственных банков, которые в Крыму не работают, без создания специализированных институтов развития не обойтись. Чудес в экономике не бывает.
Если мы хотим реализовать крымский потенциал и удовлетворить ожидания граждан, нам нужно создавать крупномасштабные институты развития, которые могли бы обеспечить привлечение инвестиций и которые бы пользовались механизмами рефинансирования со стороны Центрального банка. Без создания такого канала привлечения долгосрочных кредитов для создания инфраструктурных объектов ситуация будет развиваться недопустимо медленно. Нужно просто создать соответствующую правовую форму.
— У нас создана Корпорация по развитию Крыма. Этого недостаточно?
— Вы правы, эта правовая форма в виде Корпорации развития Крыма как раз уже существует. Ее нужно наполнить, во-первых, активами, чтобы этот механизм был достаточно мощным для привлечения частных инвестиций, и обеспечить так называемое фондирование со стороны Центробанка через уполномоченные коммерческие банки.
Уполномоченный коммерческий банк существует — РНКБ, поэтому для запуска такого механизма нужно просто согласие Центрального банка и политические решения, связанные с передачей Корпорации развития Крыма другому институту развития. Это нужно законодательно прописать. Необходимо для эффективной работы имущественных прав. Около 10 лет назад, когда мы обсуждали с Януковичем в его бытность президентом Украины перспективы привлечения долгосрочных инвестиций, в том числе российских, для развития в Крым. Мы говорили о том, что должен быть реализован системный подход, включающий институт долгосрочного финансирования в виде корпорации, которая создавалась с участием российских институтов развития и тогдашнего украинского правительства, нужно планирование обязательно, районирование территории.
Для этого должен работать научно-технический институт по реализации стратегии развития Крыма. Должен быть проектный институт, который лежит в основе долгосрочного плана развития Крыма. Необходимо формировать инвестиционные проекты вместе с заинтересованными частными инвесторами, готовить соответствующие земельные участки и обеспечивать их кредитованием на принципах государственно-частного партнерства. Сейчас эту идею гораздо проще реализовать, чем тогда, потому что мы живем в одном правовом поле и в одной финансово-экономической системе, в одном государстве, в одной юрисдикции. Поэтому здесь нам не нужно ни с кем договариваться, а нужно реализовать этот системный подход, который может в качестве пилотного проекта продемонстрировать возможность управления развитием территории.
— Какие вы видите барьеры для запуска этого механизма?
— Приходится констатировать, что за постсоветский период мы не сумели создать свою суверенную кредитную систему. У нас 3/4 денежной базы в экономике сформировано под иностранные инвестиции. Для Крыма это вообще не вариант. Для страны в целом в условиях экономических санкций существенная внешняя зависимость от привлечения финансовых ресурсов является источником нашей слабости и одной из причин нынешнего кризиса.
Все передовые страны развиваются за счет внутреннего кредита в основном, а внешние инвестиции привлекаются на тех условиях, которые страна считает для себя допустимыми. Не так, как у нас. Необходимо создавать механизм эмиссии долгосрочных кредитных ресурсов. Надо понимать, что современные деньги создаются под обязательства, а не под покупку долларов и евро.
Обязательства — это прежде всего обязательства инвесторов по развитию, в данном случае Крыма. Эти обязательства нужно формировать совместно через стратегию развития Крыма. Возможно, нужно делать комплексы со стратегиями развития и всего Черноморского побережья России. С учетом строительства моста, который является частью уже этой стратегии. Под эту стратегию формировать специальную кредитную линию долгосрочного финансирования инвестиционных проектов, которые в рамках стратегии должны приобретать формы специальных инвестиционных контрактов, о которых президент говорил в своем послании Федеральному собранию.
На базе этих контрактов формировать индикативные планы развития территории и под эти планы выделять фондирование, то есть выделять долгосрочные кредиты под символическую процентную ставку не более 1% через уполномоченный коммерческий банк. Корпорация получала бы эти кредитные ресурсы и дальше могла бы финансировать инвестиционные проекты через специальные инвестиционные контракты. И в Крыму, и в Москве достаточно специалистов, которые могли бы реализовать такую схему.
— Что именно мешает запустить это сейчас?
— Понятно, что есть узкие места, связанные с проектированием, отработкой технической документации. Все узкие места можно будет легко преодолеть, если будет финансовый механизм. Здесь нужны системные, серьезные решения. Может быть, с учетом сложностей, которые возникают с переходом имущественных прав из-под украинской юрисдикции в российскую, нужны и системные правовые решения.
Ни для кого не секрет, что сегодня на Украине налажена фабрикация документов по имущественным правам. Черные нотариусы за небольшую мзду подписывают акты прав собственности. Инвесторы, которым продают здесь земельные участки для строительства, обнаруживают, что приходят какие-то неизвестные люди, которые говорят, что являются собственниками. Доказать, что это подделка, невозможно.
На Украине господствует анархия полная, отсутствие какой-либо государственности, и совершенно нелегитимна вся система власти. Для того чтобы уйти от такого рода правовых диверсий, необходимо системное правовое решение. Мне кажется, в данной ситуации можно пойти по использованию турецкого опыта и других международных курортов: когда власти сталкиваясь с подобной проблемой, принимали системное правовое решение о национализации земли вдоль побережья, которая наиболее ценна. И затем переоформляли права собственности на условиях долгосрочной аренды.
На такой основе возможно развитие территории как единого целого. Я убежден, что если мы хотим построить современный, удобный для людей курорт или систему курортов, где бы сочеталась система здравоохранения и туризм, образование, наука, то мы должны относиться к Черноморскому побережью как к единому целому. Должна быть единая система инфраструктуры, мост через Керченский пролив должен иметь дороги в обе стороны: в сторону Сочи и в сторону Евпатории. Соответствующая система энерго- и водоснабжения. Необходимо при этом составить долгосрочный план, некий генеральный план на 25 лет. Под этот план формировать инвестиционные проекты.
Нам нужны все уровни институтов развития, включая общую корпорацию развития Черноморского побережья, но поскольку субъекты федерации имеют свои особенности, находятся в объективно разном правовом режиме, то нужна корпорация развития Крыма, корпорация развития Севастополя.
У нас уже есть корпорация курортов Северного Кавказа. Есть проблема развития Черноморского побережья Абхазии, которая тоже находится под санкциями. Финансирование инвестиций и наличие проектов — это две стороны одной медали. Поэтому мы должны все делать одновременно. По Крыму нужно специальное решение, ускоренные механизмы принятия инвестиционных решений. До этого нужно развитое проектирование и планирование. Я думаю, что надо создавать в Крыму мощный проектный институт, мощный научный институт развития. Привлекать сюда специалистов и из Москвы, из других стран, чтобы видеть пример лучшего международного опыта. Все это можно организовать достаточно быстро, я думаю, за несколько месяцев.
— Но вопрос опять же в длинных деньгах…
— Я уже говорил, что источником долгосрочных инвестиций является целевая эмиссия. Центральный банк создает сам кредитные ресурсы. Доллары создает федеральная резервная система под облигации американского правительства. Сколько американскому правительству нужно денег, столько ФРС выпускает долларов. Евро ЕЦБ печатает под облигации государств зоны евро.
Мы можем переживать за Грецию, но надо понимать, что все греческие облигации уже куплены за счет эмиссии евро и это вопрос их внутренних взаимоотношений. Деньги могут печататься под обязательства частных лиц и предприятий, как это было в Германии и во Франции после войны. Европейские валюты эмитировались центральными банками под векселя производственных предприятий. Но для этого центральный банк должен понимать платежеспособность и видеть эти предприятия.
То есть любые деньги сегодня в развитых странах — это деньги, созданные искусственным путем под обязательства тех или иных лиц. Другого варианта инвестиций в РФ (печатать деньги, например) просто нет. А тем более в условиях Крыма, который не может рассчитывать на иностранные кредиты. Поэтому надо использовать общепринятый мировой опыт.
На вопросы: "Откуда взять деньги?" — современный мир ответил 200 лет назад, когда создал центральные банки.
Просто нужно контролировать целевое движение денег, и система будет работать эффективно, если деньги будут направляться под реализацию инвестиционных проектов, под создание товаров и услуг, под платежеспособный спрос. При этом необходимо, чтобы проекты были качественные и востребованные. В противном случае они будут генерить инфляцию.
— Но в РФ уже существует такой инструмент, как проектное финансирование. Оно выполняет свою задачу?
— У нас сегодня проектное финансирование не работает в РФ, так как чиновники министерства финансов не хотят выдавать гарантии. Им лень заниматься анализом проектов. И существует страх перед ответственностью от принятия решений. Нужно делегировать полномочия, ведь люди никуда не убегут из Крыма, им деваться некуда. Нужно доверять управление деньгами тем чиновникам, которые попали в список санкций ЕС и США. Если такой чиновник попытается украсть или вывести куда-то средства, их тут же арестуют на Западе. Надо брать список людей и назначать их на те посты, которые связаны с распределением денег.
— Какие социально-экономические реформы необходимы для России в целом?
— Секрет экономического чуда прост в теории, но сложен в исполнении. Это сочетание долгосрочного прогнозирования, стратегического планирования, долгосрочного кредитования за счет целевой кредитной эмиссии, других вариантов нет. Если мы не будем использовать этот механизм, зачем нам тогда ЦБ. Мы будем по-прежнему находиться в роли финансовой периферии кого-то, США или Китая.
Нам никогда не будет хватать денег, и мы никогда не сможем реализовать наши планы развития. Система прогнозирования, стратегическое планирование, долгосрочное целевое кредитование в современных условиях должно накладываться на сетку государственно-частного партнерства.
Президент объявил о форме — специнвестконтракты, которые заключаются между бизнесом, региональными формами власти и органами местного самоуправления, где каждая сторона отвечает за свою часть работы. И если какое-то условие договора не выполнено, то наступают санкции: инвестор возвращает льготы и кредиты, а государство компенсирует потери, которые связаны с невыполнением его обязательств. Этот механизм отрабатывается в ряде регионов — Пермском крае, Орловской области.
При помощи Минпромторга регионы осваивают этот механизм. Я думаю, что в Крыму этот механизм также может работать, и он комфортен в условиях высокой неопределенности и хаотического состояния нашего макроэкономического климата. Узким местом сегодня является не дефицит проектов, не отсутствие специалистов, а нехватка денег.
— В России создается Центр стратегических разработок, и одну из руководящих должностей там может занять бывший министр финансов Алексей Кудрин. Какие реформы могут быть реализованы этой структурой под руководством Кудрина, на ваш взгляд?
— Создание этой структуры ничего не поменяет. Политика Кудрина — это то, что мы сегодня имеем. Все, что сделал сегодня ЦБ, — это реализация планов, которые были при нем еще сформированы. Это таргетирование инфляции, свободное плавание курса рубля, сжатие денежной массы как способ борьбы с инфляцией. Это примитивный набор монетаристских догм был взят за основу денежных властей при нем. Поэтому его возвращение на любую должность будет означать продолжение того, что мы имеем, и более ничего.
— То есть других вариантов, кроме как включить печатный станок, у нас нет? Почему же механизм кредитной эмиссии в России не работает?
— У нас его не включают, потому что нам навязана устаревшая примитивная монетарная теория, которая давно наукой опровергнута, и на практике нигде в мире ее не применяли, за исключением совсем уж слабых стран, типа латинской Америки и Африки в период Британской империи. Нам навязали отсталый и научно необоснованный колониальный вариант финансовой системы, в которой деньги создаются под покупку иностранной валюты. Эта технология в свое время отработана англичанами в период колонизации.
Но для того, чтобы деньги не генерировали инфляцию, а расширяли производство, нужна взаимная ответственность. Важный элемент, которого наши банкиры боятся, — это ответственность. Они не хотят эту ответственность на себя брать. Недавно наши ученые доказали, что для любого состояния экономики существует в каждый момент времени свой оптимальный уровень монетизации. Если количество денег опускается ниже этого уровня, инфляция повышается вопреки тому, что думают монетаристы. И мы, находясь сегодня далеко от этой точки оптимума, с перекосом в сторону демонетизации, можем и обязаны решать проблемы не только экономического роста, но и проблему снижения инфляции через ремонетизацию экономики.
Мы имеем сегодня это доказательство математически и эмпирически подтвержденное. Оно подтверждает теорию Кейнса: нужно увеличивать количество денег, чтобы их связать в производстве. У нас в настоящий момент производственные мощности загружены на 60%. В этой обстановке предприятия не могут полноценно использовать мощности, значит, это вызывает повышенные издержки, а они влекут повышение цен и инфляции. Деньги слишком дорогие — это высокие процентные ставки, это перекладывается на цены. Нет денег на инвестиции, нет денег на инновации — это приводит к технологической отсталости и инфляции.