ПРАЗДНИК ЕЛЬЦИНА НЕ МОЖЕТ СТАТЬ ОСНОВОЙ ДЛЯ ОБЩЕСТВА
Сергей Черняховский
"Понимаете, этот праздник не может стать основой для общества, — объясняет профессор, политолог Сергей Черняховский в беседе с Накануне.RU, — потому что праздник привязан к событиям, вызывающим, скорее, негативную реакцию, и даже в какой-то своей позитивной трактовке – не эпохальным. Избрание Ельцина – это первое, чему тут радоваться? Никто этому не рад. За год до этого была декларация о независимости России (о суверенитете), которая подтолкнула негативные процессы — это понятно. Идея того, что Россия от кого-то отсоединилась – понятно, это абсурдный миф, и никто не понимает, чего тут отмечать".
Политолог Сергей Черняховский же уверен, что это просто такой политический ход со стороны лидера Компартии – перенести нужно "День России" с позорной даты на любую другую, при любом варианте будет лучше.
"Геннадий Андреевич такими вещами отличается, я думаю, что это такой грамотный технологический ход. С одной стороны, это нужно, чтобы от 12 июня отказаться, а с другой стороны — предложить что-нибудь патриотическое, он же коммунист-патриот. А с третьей стороны, чтобы получить поддержку патриархии, как мощного союзника", – сказал Черняховский в беседе с Накануне.RU.
"Идеология — это ценности плюс цели. Для разных этапов цивилизации – разные формы сознания, — рассуждает Сергей Черняховский. — Религия господствует в условиях, сохраняет ценности, когда мир представляется как неизменный. А когда становится ясно, что человек обладает способностью его менять — где-то 16 век, научно-техническое развитие, великие географические открытия, Гуттенберг, Коперник, — начинает подниматься вопрос, что менять можно, значит, нужны цели. Но религия пытается сейчас как минимум эту роль ценностного хранителя выполнить, что сейчас является удержанием определенного уровня прогресса в условиях запуска социально-ценностной энтропии, когда все откатывается назад по нормам морали, праву, и идет попытка удержаться хоть на каком-то уровне. Другой вопрос, что никто целей восстановительного движения предложить не может. Религия, по характеру своего мировоззрения – не на это нацелена. А партии то ли боятся это делать, то ли не берутся, то ли интеллектуального потенциала не хватает".
"Я считаю, что более интересная может быть дата – я об этом как-то писал, — 10 июля, — говорит Серей Черняховский. — Дело в том, что 10 июля – это именины Владимира, а у нас в истории есть как раз "серия" таких эпохальных Владимиров, начиная с того же Владимира Святославовича, который Русь крестил, потом у нас приходит Владимир Мономах, который чуть было ее не объединил, потом, естественно, у нас – Владимир Ильич Ленин и Владимир Владимирович Путин. Каждый раз, когда что-то трагическое с Русью случалось, появлялся Владимир, который выправлял историю, спасал положение. А при этом, вообще-то говоря, если брать более научную, а не общую историю, был еще Владимир Древний – собственно, от которого пошло Владимир "Красное Солнышко", с которым Владимира Святославовича подчас путают ("Красное солнышко" и к тому, и к другому применяют) и который, если соотносить его имя по западным источникам – Вальдемар, — погиб в сражениях с нашествием Атиллы. Ну, а кроме этого, 10 июля была принята первая Конституция России, кому-то она нравится, кому-то нет, это 1918 г., но это впервые введение конституционного правления.
И еще вспомним 10 июля 1941 г. По сути, это день, когда стало ясно, что мы выиграем войну, день начала Смоленского сражения – сам факт сражения полностью противоречил стратегическому замыслу Вермахта, потому что весь его план строился на том, что к этому сроку уже будет уничтожена наша армия западнее Днепра. Оказалось, что стоит новый фронт. А остальное – это уже технологическое доведение, потому что Вермахт не был рассчитан на такой ход ведения боевых действий. Я не говорю о более-менее эпохальных событиях 10 июля, которые есть и в православной истории, и в советской истории России. Но это, действительно, очень интересная дата, в которой сходится история с древности до современности".
"Потеря от процессов дезинтеграции – это, по скромным расчетам, до 1 млн человек, это просто жертвы совокупности конфликтов и неустроенности именно в тот год. То, что в целом Россия за все это заплатила цену, сопоставимую с потерями в Великой Отечественной войне, – это уже более широкий лаг, но отмечать тут действительно нечего", — рассказывает политолог Сергей Черняховский.