О ПУТЯХ ВОЗВРАЩЕНИЯ УКРАИНЫ В ЛОНО РУССКОГО МИРА
Галина Запорожцева
Запорожцева Галина Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент, полковник милиции в отставке, правозащитник, г. Киев. В настоящее время проживает в Москве как политэмигрант.
О постсоветском беззаконии
Украина как историческая общность прошла сложный путь. В ней сочетался общинный (на юго-востоке) и хуторянский (в центральной и западной части) уклад ведения хозяйства, при этом в Донбассе преобладал пролетариат. Основой ментальности подавляющей части народа Украины является приверженность семейным ценностям и стремление напрямую общаться с Богом для поиска истины.
Что же касается нынешних украинских реалий, то следует констатировать, что народ Украины, стараниями верхушки власти, пришедшей к руководству страной с помощью государственного переворота, поражён в своих правах, и это касается не только жителей Донбасса. В отношении жителей Донбасса Верховная рада Украины 21.05.2015 г. приняла заявление о том, что официальный Киев отступает от ряда международных обязательств по защите прав человека. МИД Украины проинформировал о данном решении Генерального секретаря ООН и генсека Совета Европы. Что же касается остальных жителей Украины, то их ждёт безработица, падение уровня жизни, безосновательные аресты, как это было с журналистом Кацабой и писательницей Мирославой Берник. При этом публичное обсуждение вопросов о нарушении прав человека являются предметом уголовного преследования за критику действующей власти.
На сегодняшний день народ Украины остался незащищённым от преступности, от политических репрессий в случае несогласия с нынешней властью, испытывает на себе дискриминацию по религиозным, языковым, национальным признакам. Всё это превращает Украину в кромешный ад.
Возникает извечный и нерешённый вопрос: что делать? Что делать с теми, кто массово покинул Украину и бежал от беснующихся неонацистов в Россию, видя в ней единственного защитника своей жизни? Что делать тем, кто, осознавая себя частью братского триединого народа русских-украинцев-белорусов, остаётся жить на территории, охваченной новейшей коричневой чумой?
Один из путей выхода из кризиса, сложившегося на Украине, видится в возвращении страны в правовое поле, в котором одним из основных принципов выступает право каждого народа самостоятельно решать вопрос о форме своего государственного существования, свободно устанавливать свой политический статус и осуществлять своё экономическое и культурное развитие. Данный принцип на Украине был реализован всего дважды. Первый раз на всесоюзном референдуме, который состоялся 17 марта 1991 года, на который был вынесен вопрос о сохранении СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик.
Тогда звучал вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Президиум Верховного совета Украинской ССР поддержал проведение всесоюзного референдума, но дополнительно в бюллетень был включён второй вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза Советских суверенных государств на основе Декларации о государственном суверенитете Украины?» Тогда 70,2% проголосовавших избирателей поддержали идею сохранения единой страны, но в обновлённом качестве, с децентрализацией власти.
Для большинства жителей Украины ключевыми моментами данной декларации стали положения о гражданстве: «Украинская ССР имеет своё гражданство и гарантирует каждому гражданину право на сохранение гражданства СССР». В Декларации было также чётко сформулировано обязательство сохранения союзных отношений: «Принципы Декларации о суверенитете Украины используются для заключения союзного договора».
Второй и последний референдум на Украине, который был услышан и учтён украинскими властями, — это референдум, прошедший после печальных событий ГКЧП в Москве, на котором украинским народом был принят Акт о независимости. Мало кто задумывался над тем, что юридически референдум 01.12.1991 года является нелегитимным или, говоря языком сегодняшней украинской пропаганды, — сепаратистским. Так, в ст. 29 Закона СССР от 27 декабря 1990 года № 1869-1 «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» чётко зафиксировано, что «решение, принятое путём референдума СССР, является окончательным, имеет обязательную силу на всей территории СССР и может быть отменено или изменено только путём нового референдума СССР». Соответственно, можно смело утверждать, что референдум, проведённый в декабре 1991 года на Украине, является незаконным.
Таким образом, возникновение на пространстве СССР новых государств с точки зрения международных правовых норм следовало бы признать незаконными, т.к. они возникли не только против воли большинства граждан СССР, но и вопреки действующему законодательству. Что же касается декабрьского референдума, то он был не чем иным, как обманом граждан Украины, которым было обещано, что на основании Декларации о независимости будет подписан договор об обновлённом Союзе уже независимых государств в рамках прежнего Советского Союза.
Украина сегодня представляет страну, население которой на одну треть охвачено параноидальным синдромом. Его протекание прогрессирует и имеет тенденцию перейти в острую фазу заболевания — массовый психоз[1]. В ту стадию, в которой люди не будут даже помнить, что они делают. Возникает вопрос: а кто им об этом скажет и кто заставит больного пройти обследование и начать лечение?
Учитывая развитие действующей совокупности неблагоприятных факторов, экономических, социально-политических, юридических, на Украине следует ожидать:
— продолжения стремительного ухудшения экономического положения страны и уровня жизни её населения;
— дальнейшего обострения социальной напряжённости внутри украинского общества и продолжение падения доверия к представителям власти;
— дальнейшего разочарования отношениями со странами ЕС в связи с невыполнением ими предмайданных обещаний;
— дальнейшего нарастания напряжённости между вооружёнными формированиями и усиления антивоенных настроений в частях регулярных ВС и территориальных батальонов;
— сохранения и усиления центробежных тенденций, т.е. начала ползучей федерализации Украины, если не её прямого распада.
Становится очевидным, что при дальнейшем сохранении объективно действующих тенденций и факторов в той или иной форме произойдёт попытка смены власти, инспирированная любыми влиятельными олигархическими структурами и их политическими силами. Это приведёт к резкому обострению обстановки внутри страны вплоть до объективных разногласий между её различными регионами. Наибольшей опасностью в этой ситуации становится начало реальной гражданской войны уже не только в Донбассе, но и в общеукраинском масштабе.
В рамках настоящей статьи невозможно описать те подходы и принципы, которые должны быть осуществлены для подготовки новой политической элиты Украины, способной нормализовать ситуацию в стране[2]. С этим кругом вопросов также связан вопрос о создании информационных центров и средств, которые смогли бы в короткие сроки осуществить правильную настройку общественного мнения Украины, излечивая его от вышеупомянутого параноидального синдрома в милитаризованной форме.
В этом смысле настоящая статья призвана лишь начать серьёзный разговор о путях возвращения Украины в лоно Русского мира, но ни в коей мере не исчерпать эту тему. Вместе с тем внутри этой темы есть другая тема, более узкая, но при этом чрезвычайно злободневная и животрепещущая, к которой мы сейчас обратимся.
О помощи украинским беженцам в России
Важнейшим направлением оказания помощи украинскому народу, подвергшемуся колонизации со стороны американских правящих кругов, должна была бы стать поддержка тех, кто был вынужден покинуть страну и стать беженцами. Во многом именно поражение в своих правах спровоцировало волну беженцев, большинство которых, спасая свои жизни, сохранность которой на Украине им никто не мог обеспечить, получили государственную защиту именно в России. Нужно отметить, что в Россию поехали те украинские граждане, кто до сих пор считает её своей Отчизной.
Но на практике оказалось, что легализоваться украинскому беженцу в России не так уж и просто. В тех семи статусах, по которым беженцам с Украины возможно находиться в РФ на законных основаниях, не все до сих пор разобрались. Вот их перечень:
1. Статус «Временное пребывание" предусматривает нахождение гражданина Украины на территории РФ на основании миграционной карты 90 дней (льготное пребывание на территории РФ с 01.12. 2015 г. отменено).
2. Статус «Временное убежище» выдаётся лицу на один год с последующим продлением при необходимости и касается тех, кто покинул свою страну в силу обоснованной опасности, возникающей вследствие военных действий (данный статус носит временный характер).
3. Беженец — это лицо, покинувшее свою страну вследствие опасений угрозы стать жертвой преследований по признакам национальности, политических убеждений и языковой принадлежности.
4. Статус «Трудовой эмигрант» получают лица на основании купленного патента.
5. Статус «РВП» — разрешение на временное проживание — выдаётся в пределах квоты, утверждённой правительством РФ.
6. Статус «ВНЖ» — вид на жительство.
7. Гражданство РФ.
Изучение проблематики «украинских беженцев» в новых условиях с 2014 года показало, что множество российских декларативных заявлений и озвученных законопроектов в итоге так и не были реализованы. Это следует из анализа нормативной базы ФМС и практики работы её сотрудников, трактующих разные законы, не согласованные между собой, на своё усмотрение. Несмотря на то что проблема беженцев приобрела массовый характер, законодатели России практически не упростили пребывание в РФ беженцев из Донбасса и политэмигрантов с Украины. Ответственные чиновники не провели мониторинг основных проблем и не проработали механизмы их урегулирования. Редко поднимают эти вопросы и в официальных СМИ.
Сегодня становится очевидным, что в силу отсутствия координации действий УФМС и Министерства труда процесс социализации бывших жителей Украины проходит с большими трудностями. До сих пор нерешёнными остаются три главные проблемы: жилищная, трудоустройства и оформления документов для получения российского гражданства.
В результате мониторинга работы некоторых ведомств, а также отдельных чиновников сложилось впечатление сознательного нежелания решать перечисленные проблемы, что ведёт к нагнетанию атмосферы недовольства среди беженцев с Украины.
В то же время беженцы с Украины становятся объектом пристального внимания представителей оппозиционных движений, которые умело формируют с помощью подконтрольных им СМИ в массовом сознании устойчивые мифы о беженцах:
Миф 1. Прибывшие могут в кратчайшие сроки (в течение 2-3 месяцев) самостоятельно успешно «ассимилироваться» в российское общество: устроиться на работу, снять жилье и содержать семью.
Миф 2. Беженцы не хотят работать, поэтому отказываются от малооплачиваемой работы.
Миф 3. (самый распространённый) Каждый беженец ежедневно получает на руки по 800 рублей, поэтому не хочет работать.
Миф 4. Россияне и беженцы находятся в равных условиях по трудоустройству и жилищным вопросам.
На самом деле процесс «ассимиляции» беженцев в настоящее время практически пущен на самотёк. Многим беженцам приходится устраиваться на неофициальную работу. При этом в случае отказа работодателя от выплаты заработной платы они не имеют возможности оплатить аренду жилья, поэтому рискуют вместе с детьми оказаться на улице. Одной из нерешённых проблем остаётся положение тех, кто по состоянию здоровья или возрасту не имеет возможности работать.
Наряду с этим отсутствует общественный контроль за деятельностью чиновников, занимающихся проблемами беженцев, например, расходования средств, выделяемых из федерального и областного бюджетов на социально-бытовое обустройство граждан Украины в пунктах временного размещения и оказание им адресной помощи. При этом гражданам Украины, которые могли бы взять на себя такой общественный контроль, не позволяется создавать свои организации, так как по российскому законодательству они до момента получения гражданства являются на территории России иностранцами.
Немаловажной проблемой, о которой мало кто говорит, является психологическое состояние прибывших из Донбасса беженцев, в том числе детей, а также бывших ополченцев и других категорий граждан, переживших сильный стресс («донбасский синдром») и нуждающихся в психологической помощи. Неоказание такой помощи, по утверждению психологов, может привести к крайне негативным последствиям.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что, как по объективным, так и по субъективным причинам, большинству беженцев с Украины достаточно сложно адаптироваться в новой среде. Затягивание решения их проблем будет способствовать нарастанию социальной напряжённости, что могут использовать против России. У всех нас есть перед глазами пример с проблемой беженцев в Европейском союзе.
К сожалению, приходится констатировать, что местные украинские организации, зарегистрированные до государственного переворота на Украине, в большинстве своём не оказывают помощь украинским беженцам, более того, зачастую относятся к ним враждебно. Особенно часто негативное отношение к приезжим можно встретить в среде студенческой молодёжи украинского происхождения.
Поэтому представляется целесообразным создание общественной организации из активной части беженцев, прибывших за последние два года на территорию России, которая могла бы на постоянной основе контактировать с представителями власти и местных общественных организаций.
Одним из условий адаптации беженцев с Украины, кроме решения их социально-бытовых проблем, должно стать формирование у них чувства приобщённости к культурным традициям России. В настоящее время работа в этом направлении практически не ведётся. В то же время оказалась, что у многих жителей Украины, прибывших в экстренном порядке в Россию, в какой-то степени утрачена этнокультурная самоидентификация, за долгие годы украинизации у них подорвана связь с Русским миром.
Кроме того, для формирования позитивного отношения местного населения к беженцам с Украины представляется необходимым привести в действие информационную политику в вопросах освещения проблем беженцев, что поспособствует решению возникающих проблем на местном уровне государственной власти.
В то же время следует учесть и тот факт, что поток эмигрантов с Украины в Россию будет продолжаться, и в этой связи следует организовать работу как с ранее переехавшими в РФ, так и вновь прибывшими гражданами с Украины по следующим направлениям:
1. Содействие в трудоустройстве:
· координация работы с беженцами в рамках существующих программ по трудоустройству и переобучению, в том числе в рамках программы «Соотечественник»; создание новых программ по переобучению, в том числе для организации надомного труда инвалидов и матерей-одиночек с маленькими детьми;
· привлечение представителей бизнес-сообщества для решения проблем трудоустройства, организации социально ориентированного бизнеса с участием беженцев в городе и сельских районах;
· содействие в создании новых рабочих мест для беженцев с Украины;
· организация помощи (юридической и др.) с участием граждан Украины.
2. Содействие в решении жилищных проблем:
· решение вопроса о возможности создания общежитий для беженцев с Украины на льготных условиях оплаты;
· решение вопроса о строительстве модульных домов для граждан Украины;
· внесение данных вопросов в повестку сессий Заксобраний для принятия соответствующих законодательных актов на местном уровне.
3. Содействие в решении возникающих правовых вопросов:
· формирование списка вопросов и законодательных инициатив для обсуждения в федеральных органах власти.
4. Организация психологической поддержки медицинского консультирования и реабилитации беженцев с Украины:
· содействие в организации работы центров психологической помощи для проведения диагностики ПТСР (посттравматического стрессового расстройства) с беженцами из Донбасса, особенно с бывшими ополченцами, детьми и подростками;
· содействие в организации специализированной медицинской помощи бывшим участникам ополчения, получившим ранения в ходе военных действий на юго-востоке Украины;
· содействие в их реабилитации;
· содействие в прохождении ими медико-социальной экспертизы и решения вопроса получения инвалидности при отсутствии необходимых документов.
5. Формирование пророссийски ориентированной культурной среды для граждан Украины, находящихся на территории РФ:
· содействие в создании общественных организаций вынужденных переселенцев;
· формирование плана мероприятий, способствующих осознанию беженцами и населением России единства русской и украинской истории и культуры.
6. Информационная политика:
· создание информационного ресурса для освещения жизни беженцев в РФ;
· создание плана информационной работы в электронных и печатных СМИ, сотрудничество с наиболее популярными телеканалами в информационном освещении проблем граждан Украины, находящихся на территории РФ.
Отдельным вопросом необходимо выделить решения проблемы правого статуса граждан Украины, которые по Конституции РФ имеют право на беспрепятственное получение российского гражданства по факту рождения, о чём ещё 21 апреля 2005 г. Конституционный суд РФ дал своё разъяснение (определение КС РФ № 118). Однако, согласно инструкции ФМС, на них распространяется лишь право оформления всех процедур гражданства, минуя квоты, что трактуется многими правоведами как грубейшее нарушение законодательства (ведомственная инструкция сужает правовое поле закона).
Всё дело в том, что, согласно статье 6 части 3 Конституции РФ, в соответствии с которой гражданин бывшего СССР, находящийся за пределами РФ в момент вступления в силу Закона «О гражданстве Российской Федерации» и не отказавшийся по собственной воле от гражданства РФ, должен его получить не в порядке регистрации, а по заявлению. Это конституционное положение согласуется с частью 2 статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, которая устанавливает, что «никто не может быть произвольно лишён своего гражданства или права изменить своё гражданство".
На сегодняшний день граждане Украины, имеющие право на гражданство РФ (по рождению), проходят процедуру приобретения гражданства в порядке регистрации (по упрощённой процедуре), что требует подачи соответствующего заявления с приложением ряда документов, по которому должно быть принято решение полномочным государственным органом. И только с момента принятия такого решения уполномоченным лицом, согласно статье 42 Закона «О гражданстве Российской Федерации», лицо считается приобретшим российское гражданство и, следовательно, обладает также и такими конституционными правами, включая право на защиту со стороны Российской Федерации за её пределами (статья 61 Конституции Российской Федерации).
Приобретение гражданства для русских, которые считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по факту рождения (часть 2статьи 13 Закона) и стали волею судьбы гражданами Украины и которые до сегодняшнего дня не могут стать гражданами России на основании своего волеизъявления в силу написанных инструкций в ФМС РФ, которые были сориентированы не на Конституцию РФ, а на недавние изменения, внесённые в Закон «О гражданстве РФ» и сузившие содержание Конституции РФ, что является, по мнению многих юристов, недопустимым.
Для многих жителей Украины, которые по факту рождения считали себя русскими и не признали правомочность распада Советского Союза, объявление, что Россия выступила правопреемником СССР, стало надеждой на возвращение в лоно Русской цивилизации. Однако правовые коллизии, вставшие на пути бывших граждан СССР, по праву рождения считающих себя русскими, становятся нередко препятствием для возвращения соотечественников в Россию и получения ими гражданства.
Приезжающие с Украины люди понимают, что Россия не обязана их содержать, и устраиваются здесь кто как может. Однако им необходим юридический статус, чтобы не чувствовать себя второсортными людьми в некогда единой стране. Получение гражданства РФ даёт возможность обустроиться и чувствовать себя защищёнными как в социальном, так и юридическом плане.
Важно это и по другой причине. С получением гражданства РФ у многих жителей Украины появляются юридические основания обратиться через судебную систему РФ в международные правовые институты к властям Украины, которые лишили их многих гражданских прав, с исками о компенсации причинённого им морального и материального ущерба. На данный момент жители Украины такой возможности на Украине лишены, а в России они её ещё не приобрели.
Для координации в этом вопросе было бы целесообразно ввести должность уполномоченного представителя президента РФ по делам жителей Украины, что помогло бы решению многих проблем, в том числе и в урегулировании законодательной базы в этом направлении. Иначе будут и дальше писаться такие законы и ведомственные инструкции, которые будут на практике создавать «круги ада» для людей, потерявших порою и близких, и средства к существованию, и крышу над головой.
Думается, предложенные пути решения проблем украинских беженцев в России, а также тех русских по духу людей, кто проживает на территории Украины, стали бы мощным средством для собирания сыновей и дочерей Руси, которых история последних десятилетий разбросала по разным государствам, при этом поставила перед ними препоны к воссоединению.
Подводя итог вышеописанных путей возвращения Украины в лоно Русского мира, хочется процитировать слова протоиерея Андрея Ткачёва, которые могут стать общим принципом пробуждения Русского мира: «Русский человек! Уважай другого русского человека, как поляк — поляка. Как еврей бережёт еврея, береги, русский человек, своего русского брата. Полюби, наконец, народ свой и защищай честь его в лице первого из попавшихся на пути братьев». А сегодня именно народ Украины — это те братья, которые ждут руку помощи от всех тех, кто себя ассоциирует с Русским миром.
[1] Предпосылки этого положения вещей были видны уже на Майдане. Если мы рассмотрим психологию людей, вышедших с протестом на Майдан в Киеве, то нетрудно заметить, что в большинстве своём это были невротики с выраженным комплексом одиночества. Майдан им дал чувство единения, от которого у них стал активно вырабатываться гормон счастья. Майдан на краткий миг своего существования решил экзистенциальный кризис одиночества, от которого сегодня страдает во всём мире огромное количество людей. Отсюда и «заразительность» атмосферы Майдана, той эйфории толпы, которую испытали десятки тысяч манипулируемых людей. Однако данный психологический трюк имел самые чудовищные политические последствия.
[2] Такие центры можно было бы развернуть в Крыму, где специалисты по подготовке кадров, хорошо знакомые с украинским законодательством, в тесном сотрудничестве с российскими специалистами в области теории управления смогли бы подготовить высококвалифицированных управленцев, необходимых для восстановления государственной власти на Украине.