Наличие авиации само по себе не гарантирует военной победы. Даже полное превосходство в воздухе! Не будем отсылать к далёким дням войн в Индокитае, где у тех же американцев и французов было многолетнее полное превосходство над вьетнамцами — будем считать, что давно и джунгли!
Напомним лишь недавнее — почти три месяца непрерывных бомбёжек СФРЮ коалицией НАТО и США. Три месяца!
1121 боевых, обеспечивающих и транспортных самолётов на территории Италии, ФРГ, Великобритании, Турции, Франции, а также с континентальной части США летали над СФРЮ как хотели. Суммарное число боевых вылетов со стороны Североатлантического альянса составило — по данным НАТО — 35 000!
С начала операции до её приостановки осуществлялось постоянное наращивание авиационной группировки — в основном, за счёт переброски самолётов с континентальной части США.
По информации Пентагона, использовано 23 тыс. бомб и ракет. Максимальная интенсивность действий ОВВС НАТО достигнута 21 мая, когда была произведена 1000 самолёто‑вылетов, 800 из которых — боевые.
И что?
За 76 дней бомбёжки коалиции удалось уничтожить целых 26 танков (причём в это число включены и подорвавшиеся на минах албанских боевиков) из 300, около 40 самолётов (10%), лишь 18% комплексов ПВО и чуть более 500 солдат и офицеров армии и полиции из группировки в 100 000 человек.
Поэтому не стоит преувеличивать возможности «всевидящих» спутников и беспилотников. Конечно, можно возразить, что и Сербия тоже горно-лесистая местноть. Но в Афганистане (где лесов нет) коалиция США и их союзников авиацией и беспилотниками (не говоря о спутниках) уже почти 15 лет гоняет талибов, и что-то не видно, чтобы те кончились. Поэтому можете ломать себе костяшки пальцев и царапать лица, обвиняя наши ВКС в том, что они просмотрели подготовку к наступлению, но это — не от большого ума и познаний в военном деле.
Рассказы всяких «экспертов» про триста храбрых джихадистов, заставивших бежать целую армию сирийцев, конечно, впечатляют, но в реале всё выглядит несколько иначе. Наступление на Пальмиру, как показывают карты и объективные данные, шло с трёх сторон, где два удара были отвлекающими и один — основным. Бои шли трое суток. То есть на фронте общим периметром примерно пятнадцать километров при поддержке артиллерии и бронетехники (скромной, но поддержке) наступало 300 боевиков? Абсурд!
Не будем заниматься гаданиями на кофейной гуще. Возьмём нормативы. Наступление трёх боевых групп численностью около батальона каждая, вместе с поддерживающими их силами и средствами и тыловым обеспечением, даёт нам минимум полторы тысячи бойцов. Причём не каких-то там пастухов, а закалённых в боях, хорошо обученных бойцов, с отличным командованием — умеющим маневрировать на местности, координировать удары — отсюда и нормативы численности наступающих!
Почему сирийцы отошли? С военной точки зрения это тоже очевидно — последние месяцы все имеющиеся силы и средства были брошены на Алеппо, поэтому группировка на пальмирском направлении была сильно истощена, что очевидно по неспособности сирийского командования нанести встречный удар с целью остановить боевиков. В такой ситуации наскоро сколоченные отряды местного ополчения и подразделения САА, растянутые заставами по окружающим высотам, чувствовали себя как на сковородке в узкой вытянутой «кишке», которой по факту являлся район Пальмиры. «Кишке», которая в любой момент могла стать «котлом» и в итоге — чуть было не стала. Не отойди они — и котёл бы захлопнулся, со всеми отсюда вытекающими последствиями. Можно, конечно, с московских диванов призывать их драться до последнего патрона и лечь, как «панфиловцы» под Дубосеково, но смысла в этом, если честно, не было никакого!
Обидно? Да! Обидно! Но это чувство к военному делу отношения не имеет никакого! В который раз на этой войне сыграл свою роль один из главных факторов — истощение людских резервов асадовской коалиции.
Что делать?
Понятно, что: укреплять пальмирское направление, прикрывать Хомс, готовиться к тому, что может начаться штурм Дейр-эз-Зора.
Нужно ли спешить отбивать Пальмиру — не уверен! Прошлый её штурм со всей очевидностью показал, что полумеры — локальная операция по прорубанию коридора на Пальмиру — заканчиваются плохо! И, значит, нужно готовиться к масштабной операции по зачистке провинции Хомс.
Но главное — для начала нужно понять, насколько смог Обама перед уходом договориться с саудитами о «переводе» ИГИЛ из Ирака в Сирию? Ведь группировка, ударившая по Пальмире, возникла не из воздуха и не из пальмирского песка, а, судя по всему, благополучно вышла из окрестностей осаждённого Мосула. И если это так, то тогда это качественно меняет ситуацию в войне…