Сегодня в мире отмечают день Болота, а в США — День сурка. Не знаю, по какой причине, но это показалось странным. И праздники, и связанные с ними артефакты, например, фильм «День Сурка» 1993 года с Биллом Мюрреем и Энди Макдауэлл в главных ролях. Не столько сам праздник, который отмечали еще в древней Европе, когда будили спящих зимним сном животных, и по их растерянному поведению определяли удачной ли будет весна для сельских работ, сколько сюжет фильма о повторении одного и того же дня в бесконечной секвенции как-то связывается именно с Болотом. Иными словами, сегодня день остановившегося времени или даже вечного возвращения одного и того же, как у Ницше.
Болото постепенно становится не просто метафорой, но важным политологическим символом. В русском контексте оно собирательно означает пятую и примкнувшую к ней шестую колонну российских оппозиционеров, вышедших на Болотную площадь, чтобы протестовать против возвращения Путина к власти после президентства Медведева. Медведев дал либералам надежду, его поддержал даже Бжезинский, благословив на второй срок, но вот в 2014 г. все рухнуло. И Болото заволновалось. Бесполезно, но выразительно.
Но по-настоящему этот термин приобрел смысл в предвыборной кампании Трампа. Он предложил осушить Болото, понимая под этим отстранение от власти группы сторонников либеральной глобализации, которая, по сути, давно захватила власть в Америке. Болото, таким образом, это транснациональная сеть сторонников Мирового Правительства, которая стремится к установлению глобальной гегемонии в интересах транснациональных корпораций, мировой финансовой элиты и закрытого клуба либеральных политиков, разделяющих экстремистскую идеологию «открытого общества», продвигаемую фондом Сороса (напомню, что его фонд в России запрещен наравне с ИГИЛ). Французский представитель этого Болота либеральный философ Бернар-Анри Леви назвал победу Хилари Клинтон не только вероятной, но математической истиной. Сегодня Болото после выигрыша Трампа переживает шок. Рухнула не предвыборная аналитика, оказавшаяся поддельной, рухнула сама математика глобализма, в пыль разнесена его так называемая истина.
Поэтому сегодняшний день мирового Болота — это утешение российским оппозиционерам и мировым глобалистам. Власть у вас отобрали, ну пусть будет только один день в году — День Болота и его обитателей.
Как нельзя лучше сюда подходит и сюжет фильма «День Сурка», который все повторялся и повторялся, и никак не мог закончиться и перейти к следующему. Сразу оговорюсь: российского политика, с которым тоже связан, впрочем, обряд бессмысленного и бесконечного хождения по кругу, я не имею в виду. День Сурка — это метафора времени, в котором отсутствует событие, — времени как такового, которое длится и никуда нас не приближает. Социолог Жорж Гурвич обнаружил, что существует не одно время, а много. Так вот, есть такое время, которое тянется бесконечно, постоянно повторяясь, и не ведет нас никуда. Это Гурвич назвал рутинным временем. Таким временем является бюрократия, сплошь состоящая из искусственно созданных промедлений, задержек, проволочек, и их муторного пережидания. История иногда вступает в такой цикл — День Сурка, будто время попало в колесо и кусает свой хвост, бессмысленно вращаясь по кругу.
И вот тут интересное соответствие. Помните Фукуяму и его «конец истории»? А что такое «конец истории», как не День Сурка? Если нет истории, а есть только экономика, то в мире больше ничего не происходит — только транзакции, сделки, покупки и продажи. Экономика заменяет собой политику. И вот здесь-то реальность и начинает зацикливать. А ведь таков и был проект Мирового Болота, которое Фукуяма и представляет. Он, кстати, это прекрасно осознает, называя свою книгу «Последний Человек». Что есть истина? Говорит последний человек и моргает. Мы нашли счастье: это время замкнутое само на себя. Так считают глобалисты и адепты Постмодерна. Значит, и День Сурка тоже их день. Вот как удачно совпало.
Все было бы хорошо, но только порой кажется, что и у нас с днем Сурка что-то не то… Хотя может быть просто день сегодня такой. Вот и кажется.