После обострения на Донбассе, убийства Гиви и политических трюков Киева почти незамеченной прошла очень важная дата — вчера исполнилось ровно 10 лет знаменитой Мюнхенской речи Владимира Путина. Спустя десяток лет Россия вышла на пик противостояния с коллективным Западом.
Речь Путина в далеком феврале 2007 года можно по значимости сравнить с известной Фултонской речью Черчилля. Только в 1946 году был дан старт давлению на Советский Союз, а в 2007, когда Россия отказалась от роли безвольного наблюдателя в мировой политике, началась «Холодная война 2.0». В обоих случаях до прямого столкновения двух сил дело не дошло. Лишь вспыхивали очаги войны на периферии. Одним из таких очагов сейчас и оказался Донбасс.
В том, что Новороссия стала периферией Русского мира, виноваты только мы и никто больше. Мы сами, даже не проиграв, а позорно сдавшись в холодной войне, разделили свою территорию на удельные княжества, назвав друг друга независимыми государствами.
При Буше-младшем, когда была произнесена речь, и при Обаме Белый дом ни на шаг не отступил от своей стратегии, и все претензии десятилетней давности остаются по-прежнему актуальными. Однако тогда Путина и Россию в целом явно воспринимали как соринку в глазу. Мол, неприятно, но внимания обращать не стоит. Прошедшие десять лет показали, что все слова были сказаны всерьез.
Мы попали в страшную ловушку, под мощнейший пресс — и только в 2007 сказали, что нам это, как минимум, не нравится.
Самые запоминающиеся слова Владимира Путина на конференции по вопросам безопасности в Мюнхене по пунктам:
• «Для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна».
США за десять лет сотни раз доказали этот тезис, лишь обостряя ненависть всего незападного мира по отношению к себе. В итоге Трамп сделал ставку на независимость Америки, решил притормозить глобализацию – и с этим тезисом добился успеха на выборах. Два срока подряд Обама пытался опровергнуть утверждение Путина, доказывая исключительность американцев и право США диктовать свои условия всему миру. Однако идея многополярности, высказанная Путиным в Мюнхене, оказалась более жизнеспособной.
• «Вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединённых Штатов, перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере навязывается другим государствам».
Правовые и политические нормы, экономические рецепты США по сей день транслируются всему миру как нормативные и универсальные, обязательные к выполнению.
• «Единственным механизмом принятия решений по использованию военной силы как последнего довода может быть только Устав ООН».
Катастрофа появления «Исламского государства» (запрещенная в России организация), его становление и разрастание стали возможны после самостоятельного вторжения США в Ирак, Ливию, нападения на Сирию.
• «НАТО выдвигает свои передовые силы к нашим государственным границам, а мы, строго выполняя Договор, никак не реагируем на эти действия» — о несоблюдении Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ).
• «Что стало с теми заверениями, которые давались западными партнёрами после роспуска Варшавского договора?» — о гарантиях нерасширения НАТО на восток.
Альянс и непосредственно США продолжают наращивать количество обычного вооружения в Восточной Европе по сей день, перебрасывая танковые дивизии и спецтехнику в Польшу, прибалтийские и балканские страны. Более того, «укрупнение» альянса лишь нарастает, финансирование организации год от года также увеличивается. Декларированное «усиление» НАТО превращается в «кольцо анаконды» вокруг российских границ.
• «ОБСЕ пытаются превратить в вульгарный инструмент обеспечения внешнеполитических интересов одной или группы стран в отношении других стран».
Зная подробности деятельности ОБСЕ на Донбассе, дополнительных примеров деградации этой структуры приводить, думаю, не нужно. За десять лет не изменилось ничего.
• «Россия — страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Мы не собираемся изменять этой традиции и сегодня».
Это высказывание оказалось ключевым. За 10 лет после речи Путина Россия из «региональной державы» снова превратилась в одного из лидеров мировой политики. Россия заставила мир уважать себя и прислушиваться к своему мнению. И это преображение началось именно в Мюнхене.