Изначально, в далеком 1956 году, песенный конкурс Евровидение задумывался как инструмент культурной интеграции послевоенной Европы. Времена были непростые, а талантливые исполнители из разных европейских стран могли по-честному соревноваться в исполнении популярных песен. К тому же на первых этапах евроинтеграции странам была нужна единая информационная сеть для унификации общего культурного пространства еще недавно воюющих государств. Телевидение и радио во второй половине XXвека играли роль едва ли не большую, чем современный интернет. Именно поэтому с самых первых дней курирует конкурс якобы независимый Европейский вещательный союз (ЕВС), объединяющий крупнейшие телевизионные корпорации из 56 западных стран.
Первые десятилетия ЕВС вел сугубо культурную борьбу, транслируя и распространяя образцы западной поп-музыки в качестве норматива. Евровидение в числе прочих инструментов был сначала орудием интеграции самой Европы, но с крушением Берлинской стены – форсированной «европеизации» Восточной Европы.
Из инструмента объединения конкурс превратился в средство разжигания политических конфликтов, взаимной вражды и ненависти. Так, любой исполнитель от Норвегии сейчас стабильно получает 12 баллов от соседей – Финляндии и Швеции. Балканские страны голосуют друг за друга, будто бы Югославия не распадалась. Грузия с 2008 года игнорирует выступления россиян, а азербайджанское жюри протестует против армянских артистов и наоборот. В итоге получается не голосование за песню, а всеевропейское выяснение отношений со скандалами и склоками. Для граждан большинства европейских стран ежегодный конкурс стал единственной возможностью высказать свое мнение относительно геополитики. Таким, например, было голосование на Евровидении-2016, когда победу с сомнительной песней политического содержания одержала украинская певица Джамала, а второе место примерно с таким же количеством голосов занял исполнитель от России.
Скандальным и политизированным конкурс стал задолго до отстранения российской участницы Юлии Самойловой от участия в Киеве в этом году. Дима Билан в 2006 году оказался вторым лишь потому, что Россия не поддержала ввод войск в Афганистан и в итоге оказалась аутсайдером на политической арене Европы. На Евровидении в России победил представитель Норвегии Александр Рыбак, в Норвегии – немка Лена Майер-Ландрут, а то, что произошло в Германии, вообще всколыхнуло Европу: конкурс песни выиграл дуэт Эли и Никки из Азербайджана, который не все европейцы даже смогли найти на карте. Зато Азербайджан тогда активно налаживал связи с Евросоюзом и входил с Грузией, Украиной и Молдовой в антироссийское объединение ГУАМ.
Трижды – в 1996, 1998 и 1999 – Россия не допускалась к участию в конкурсе. В 2007 году по политическим причинам был отстранен от участия Азербайджан , а в 2009 Грузия под руководством Саакашвили пыталась выступить с песней «We don’t wanna Put In». Армянского исполнителя не пустили в Баку в 2012. Многим телеканалам ЕВС и вовсе отказывал в трансляции с формулировкой «излишне проправительственный».
Из-за череды скандалов авторитет Евровидения упал даже в странах центральной Европы. Например, в Британии его сейчас представляют как шуточное шоу, но, тем не менее, сохраняют хорошее отношение (благодаря саркастическим комментариям известного ведущего Терри Вогана), а в Италии значение Евровидения упало настолько, что она его бойкотировала с 1997 года (вернулась только спустя 14 лет, в 2011 году). Все это несмотря на исключительные права стран старой Европы. Без участия в полуфиналах в финал традиционно выходят страны Большой пятерки (основатели Евровидения: Германия, Великобритания, Франция, Испания и Италия; на удивление, Швейцарии, где был придуман формат, в этом списке нет) и представитель принимающей страны.
Европа более чем за полвека перестала строить мосты, но хорошо научилась разжигать политические скандалы, вражду, устраивать «цветные революции» и санкционные войны. Как повод используются Олимпиада, Евровидение или кинофестиваль в Каннах – не имеет значения. В ход идут все средства, даже пресловутая «отмена виз» с Грузией, Молдовой и Украиной на деле не сблизила эти государства с Европой. Элита лишь обеспечила себе облегченное перемещение, а народ по-прежнему лишен финансовых возможностей для путешествий. Сближение с вожделенной Европой для них стало таким же виртуальным шоу, как и Евровидение.
Европа вновь вернулась во времена бескомпромиссной культурной борьбы – Kulturkampf. Ко всем псевдокультурным инициативам Евросоюза и США впредь нужно относиться соответственно.