Нечасто перед гостями распахиваются ворота 21-й “софринской” бригады оперативного назначения. Служба, режим, секретность…
И всё же такое бывает!
На территории 21-й ордена Жукова бригады оперативного назначения Центрального округа войск национальной гвардии Российской Федерации под руководством командующего округом генерал-лейтенанта Павла Дашкова прошли занятия по боевой подготовке для депутатов и сенаторов.
Среди участников было более ста депутатов Государственной думы, членов Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, руководителей ведущих средств массовой информации, а также представителей общественных организаций и ветеранских объединений.
Занятия начались с демонстрации техники и вооружения, которыми оснащена Росгвардия. На столах было выложено несколько десятков пистолетов, автоматов, пулемётов, снайперских винтовок, с которыми выполняют боевые задачи солдаты и офицеры Росгвардии.
Среди тех, кто внимательно изучал выставленные образцы, был депутат Государственной думы от Дагестана Абдулгамид Эмиргамзаев. Он самым внимательным образом ознакомился с оружейными новинками, а затем в тире под руководством опытных инструкторов выполнил стрельбы из пистолета, пулемёта и гранатомёта, а также отработал вождение бронированного автомобиля «Тигр» и бронетранспортёра БТР-80.
— Я благодарен командованию Росгвардии за организацию этого курса военной подготовки. Все присутствовавшие по достоинству оценили профессиональные навыки военнослужащих Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, её высокий боевой дух, — сказал Эмиргамзаев.
После возложения цветов к памятнику погибшим воинам бригады (а только в Чечне она потеряла более сотни бойцов), перед гостями с показательным выступлением по рукопашному бою выступили бойцы спецназа “Пересвет”.
Затем на полигоне бригады депутатам и журналистам были продемонстрированы элементы тактических занятий бойцов Росгвардии по выполнению марша на заминированной местности и штурма занятого террористами здания.
Универсальные солдаты
Вооружение и экипировка Росгвардии определяется задачами, которые перед ней стоят. А их можно определить одним словом — универсальные! Росгвардия готова действовать в любых условиях. Щит и меч для Национальной гвардии России — это не просто эмблема, это её штатное вооружение.
Дело в том, что почти все её войсковые подразделения способны выполнять как боевые задачи в зонах вооружённых конфликтов: вести бои с бандами боевиков, блокировать районы, проводить зачистки, — так и выполнять задачи по охране общественного порядка: действовать в местах массового скопления людей и быть готовыми пресекать беспорядки, успокаивать разъярённую толпу, в которую могут превратиться футбольные фанаты или разгулявшаяся на рок-концерте молодёжь.
Поэтому в арсенале бойцов Росгвардии два комплекта экипировки: боевая и специальная. Боевая — та, которую мы привыкли видеть на армейской пехоте: тяжёлые бронежилеты, «разгрузки», специальные каски, наколенники, стрелковое оружие различных систем — от бесшумных пистолетов до последних модификаций «калашниковых», тяжёлых снайперских винтовок, гранатомётов и пулемётов «Печенег».
Действия росгвардейцев поддерживают тяжёлые пулемёты «Корд» и «зенитки» ЗУ-23, миномёты различных калибров и артиллерия. На вооружении Росгвардии целый арсенал бронемашин различных классов — от БТР до тяжёлых «МРАПов», от «Урал ВВ» до патрульных «тигров» и лёгких «багов».
А ещё вертолёты и боевые роботы — сапёры, беспилотники и подводное снаряжение…
Одновременно с боевой, росгвардейцы имеют экипировку для охраны общественного порядка. Специальные бронежилеты, защитные шлемы с прозрачными пластиковыми «забралами», наплечники, щитки для защиты рук и ног, щиты, резиновые палки. А ещё спецсредства: баллончики со слезоточивым газом, газовые гранаты различных модификаций, водомёты и светошумовые гранаты. В этой экипировке, больше напоминающей рыцарские доспехи, подразделения Росгвардии несут службу на массовых мероприятиях — там, где возможны беспорядки.
Ко мне, Назар!
Что такое собачья работа? Искать мины, задерживать преступников, патрулировать улицы, искать раненых — всё это умеют обученные инструкторами-кинологами служебные собаки.
— Меня зовут Никита, а его Назар…
…Громадный — размером с телёнка — белоснежный алабай меланхолично и равнодушно наблюдал за людской суетой вокруг. Услышав голос хозяина, кротко и быстро взглянул на него: всё хорошо?
…Для понимания хозяина Назару не нужны слова. Его настроение он буквально чувствует каждой своей шерстинкой. И ладонь, лежащая у него на голове или загривке, лучше любой команды укажет, что ему делать. Посмотрел хозяин строго на репортёра, тычущего «ствол» объектива почти в морду «немца» Макса, сидящего у ног сержанта Шалобота по соседству, — и под мягкой шелковистой шкурой Назара мгновенно напряглись литые бугры мышц…
Но уже через мгновение ладонь хозяина мягко успокоила пса, и тот снова равнодушно уставился куда-то в сторону…
…В 21-ю отдельную бригаду оперативного назначения Росгвардии Никита Трунов и среднеазиатская овчарка Назар прибыли в сентябре прошлого года. Никита после окончания московского пожарно-спасательного колледжа, а Назар — двух месяцев отроду — на руках Никиты. И вот уже пять месяцев они бок о бок познают военное дело. Наука эта многотрудная. Непросто стать хорошим кинологом-собаководом. Нужно не только самому овладеть целым спектром военных и специальных дисциплин, но и, самое главное, обучить им своего четвероногого «напарника». А у каждой собаки свой характер, свои способности, свои стимулы, свои лакомства. Кто-то готов расстараться за кусочек сыра, кто-то за печенье. Назар же всем лакомствам предпочитает свежий мягкий батон…
История собачьей службы насчитывает примерно столько же времени, сколько собака живёт рядом с человеком. Собственно, именно в этом и заключалась главная идея одомашнивания этих хищников — сделать их помощниками человека на охоте и на войне.
Уже на самых ранних египетских храмовых росписях и шумерских барельефах собаки изображены рядом со сражающимися воинами. И все последующие тысячелетия собаки стояли в боевом строю. В средние века для них даже ковались особые доспехи…
В русской военной истории собаки тоже оставили свой след. Их использовали как сторожей и следопытов ещё в дружинах русских князей. Первые же официальные сведения о служебных собаках относятся ко временам войны на Кавказе во второй половине XIX века. Собаки несли караульную службу на охране крепостей и укреплений. На маршах и в походах собаки были незаменимыми разведчиками, выискивающими засады горцев. В сражениях их использовали для подноса боеприпасов, а после боёв — для преследования отступавших горцев и поиска раненых. На содержания собак из казны специально выделялись деньги.
Взвод инструкторов-кинологов в Софрино имеет долгую и славную историю. Его бойцы вместе со своими четвероногими напарниками прошли все горячие точки Северного Кавказа, несли службу в Чечне, Ингушетии, Дагестане. Сегодня софринские кинологи готовят собак по двум основным специальностям: служебно-розыскные и минно-розыскные. Они обязательные участники всех задач, которые выполняет бригада. Накануне любого массового мероприятия кинологи первыми прибывают на место проведения и осматривают его на предмет поиска мин и самодельных взрывных устройств, а потом, вместе с сотрудниками полиции, дежурят до самого окончания мероприятия. Но Никита Трунов и Назар пока ещё числятся в статусе обучаемых. На боевую службу их не привлекают. Собака должна пройти полноценную подготовку, вместе с хозяином сдать все положенные зачёты и экзамены, и только после этого их начнут привлекать к службе.
Сейчас Назар учится задерживать нарушителей без причинения вреда. Никита обучает Назара сдерживать эмоции, можно сказать, «давить авторитетом». Проблем тут у воспитанника нет. Когда Назар грозно надвигается на нарушителя, сразу возникает сильное желание замереть на месте….
В советское время служебное собаководство получило особый статус. В 1924 году Москве приказом Реввоенсовета была создана Центральная школа младших специалистов служебного собаководства, а при ней питомник военных и спортивных собак и научная лаборатория. Именно там и началось создание собачьих «родов войск». Появились собаки — истребители танков, собаки-миноискатели, собаки-связисты, собаки-санитары.
Боевое крещение хвостатые выпускники этой школы приняли в 1939 году в Монголии у реки Халхин-Гол. Тогда впервые в мире собак-камикадзе применили для подрыва танков…
Обучение служебных собак — это особая наука. Конечно, одной из самых востребованных собачьих профессий является поиск мин и СВУ. Уникальное создание природы — собачий нос — в тысячу раз чувствительнее человеческого и способен различать буквально молекулы вещества. Искусство кинолога — научить собаку правильно реагировать на запахи взрывчатки. Сначала на учебном поле на выложенные на грунт мины и СВУ раскладывают кусочки лакомства. Собака запоминает запах взрывчатки как стимул к поощрению, одновременно с этим её обучают зигзагообразному обыску местности в поиске лакомств. Затем мины опускают в землю, затем закапывают, а собаку приучают обозначать найденную мину стойкой или посадкой. За каждую «мина между передними лапами» она получает лакомство из руки хозяина. Теперь дождаться, пока хозяин установит у найденной мины специальный флажок, угостит любимым сухариком и дальше на поиск… За время командировок на Северный Кавказ кинологи 21-й бригады нашли и обезвредили многие сотни мин и ловушек.
Особая страница собачьей военной истории — годы Великой Отечественной войны. За четыре года школой было подготовлено больше 60 тысяч собак. С участием собак разминировано 303 города, найдено и обезврежено 4 миллиона мин. Уничтожено больше 300 танков. Немцами даже была издана специальная брошюра для войск по борьбе с русскими служебными собаками!
Неоценим вклад в победу собак-санитаров и санитарных собачьих упряжек. Всего с их помощью было спасено и эвакуировано с поля боя 680 тысяч раненых. Неслучайно в главном параде войны — параде Победы — наравне с лётчиками, танкистами, моряками участвовал и отдельный полк собаководов.
…Недавно Никита Трунов стал ефрейтором. Так были отмечены успехи девятнадцатилетнего москвича в службе. Успехи его и его Назара. Хотя по собачьим понятиям Назар ещё практически щенок — ему восемь месяцев, — но если он встанет на задние лапы и положит передние на плечи, то едва ли уступит в росте взрослому мужчине. А ведь ему ещё расти и расти. В свои полные параметры алабаи входят к двум годам. При этом характер у Назара нордический: с соседями по вольеру (а рядом с ним в отдельных вольерах живут ещё почти тридцать псов) он дружелюбен. Науку собачью постигает хорошо. Считается во взводе отличником! Он словно настроен на долгую служебную карьеру. Словно знает, что его хозяин Никита решил связать свою жизнь с Росгвардией — летом собирается поступать в Пермский военный институт войск национальной гвардии на единственный в России кинологический факультет. А служба у них впереди долгая…
Кресты и звёзды майора Афанасьевой
Сегодня она нечасто вспоминает свои первые командировки на Кавказ. Утреннюю палатку под Губденом, седую от инея, выстуженную ночным апрельским морозом, странные грязные клубки под ногами — горные гадюки выползали после зимней спячки погреться на солнце. И эхо нарастающей перестрелки: «спецназ» наконец загнал боевиков в ловушку…
Стройная, сероглазая, золотистоволосая — невозможно поверить, что эта хрупкая молодая женщина наравне с опытными розыскниками-«волкодавами» может несколько суток жить в горах, спать, подкладывая под голову бушлат, обходиться минимумом бытовых условий, умываться из ледяных ручьёв, есть простую солдатскую пищу. Кажется, что всё это не про неё! Но на плечах хорошо пригнанного камуфлированного бушлата погоны с майорскими звёздами. Старший офицер, однако! Им просто-запросто не станешь…
В Росгвардии майор Юлия Афанасьева человек не случайный. Можно сказать, продолжатель военной династии.
Её прадед Марк Прокофиевич Васильев в годы Первой мировой войны сражался храбро и доблестно. Был четыре раза ранен и домой вернулся с высшей солдатской наградой — Георгиевским крестом четвёртой степени. Этот крест теперь хранится в семье как драгоценная реликвия.
Традицию службы Отечеству продолжил дед Юли Александр Маркович. В годы Великой Отечественной войны он служил войсковым разведчиком. За подвиги был удостоен высшей солдатской награды — серебряной звезды Ордена Славы третьей степени — советского аналога Георгиевского креста. У этих орденов даже орденская лента одинаковая — та самая знаменитая «георгиевская лента». И этот орден также хранится в семье как память.
Двадцать лет отдал службе и отец Юлии Сергей Евгеньевич, служивший в охране стратегического объекта в Подмосковье.
С такой историей семьи потомкам, конечно, прямая дорога по военной стезе. Военное училище, офицерские звёзды… Но вот проблема: в семье Васильевых — Афанасьевых родилась девочка.
Конечно, Юля с детства слышала истории про своих дедов и прадедов, держала в руках их ордена, но сама совершенно не представляла себя военной. Это же мужская работа — Родину защищать. А ей до поры до времени нравились куклы, девчачьи игры. Но постепенно, взрослея, она всё больше проникалась своей военной историей. К тому же вокруг был военный городок, свой особый быт: чистота и порядок на улице, подтянутые молодые люди в форме. Ежевечерний концерт — строевые песни марширующих солдат.
…Ей до сих пор снится её военный городок, отец, шагающий к дому со службы, её ладошка в его сильной руке, его военная форма. Его голос: «Привет, Чижик!»…
Но о службе тогда Юля Афанасьева ещё не задумывалась, её больше увлекало творчество. Она писала стихи, рассказы и однажды, набравшись смелости, пришла с ними в местную редакцию. Там к увлечению девочки — Юле тогда было всего 12 лет — отнеслись вполне серьёзно. И даже опубликовали подборку стихов! А потом посоветовали написать что-то актуальное, о людях…
В общем, к окончанию школы и лицея круглая отличница Юля Афанасьева уже решила, кем хочет быть, и подала документы на журфак МГУ. Все экзамены девушка сдала успешно и была зачислена на факультет. Началась учёба.
К диплому она уже твёрдо знала, что больше всего её привлекает военная тематика, люди долга, защитники Отечества, военные. Все пять лет параллельно с учёбой Юля работала на Сергиево-Посадском ТВ и делала сюжеты о военных, полиции, МЧС. Но как стать военным корреспондентом? От знакомых девушка узнала, что на базе телестудии Министерства обороны только-только начал формироваться канал «Звезда». Зная увлечение своей студентки, руководство факультета предложило Юле писать диплом о работе военной телестудии. И вскоре старательная студентка «зацепила» своими способностями руководство студии, её взяли в штат. Это был 2004 год. Афанасьева вошла в самый первый состав «Звезды», который заложил традиции и задал уровень канала. А ещё через три года Юля Афанасьева стала офицером. На её плечи легли лейтенантские звёзды. Это было непростое решение и не случайное. Это был выбор! Юлии захотелось быть в одном строю с теми, о ком она снимала сюжеты, о чьём ратном труде рассказывала.
А потом судьба девушки круто изменилась. «Звезду» лихорадило, нависла угроза сокращения, и тут ей поступило предложение перейти на службу в редакцию журнала внутренних войск МВД РФ «На боевом посту». Это был 2011 год. И именно там Юля нашла себя. Ведь Росгвардия — по-настоящему «воюющие» войска! Части и соединения, постоянно выполняющие боевые задачи в «горячих точках» и имеющие дело не с условным, а с реальным противником. С противником умелым, жестоким, беспощадным. С террористами!
С подразделениями войск национальной гвардии России Афанасьева объехала буквально весь Северный Кавказ: Чечню, Дагестан Ингушетию, Кабарду, Карачаево-Черкесию. И там, в командировках, она узнала лучшие качества людей, рядом с которыми служит: настоящую дружбу, мужество, храбрость, беззаветную верность долгу и самопожертвование. За эти командировки Юлия получила свою скромную солдатскую награду — крест «За отличие в службе».
…С тех пор прошло почти восемь лет. На плечах девушки уже давно погоны майора. Майора войск национальной гвардии России. А к дипломам журналиста, преподавателя и специалиста психологической борьбы Юлия готовится добавить научную степень — она выбрала тему диссертации, сдала кандидатский минимум, преподаёт в Военном университете. Глядя на майора Афанасьеву, испытываешь чувство искреннего уважения к её верности выбранному пути, её умению не пасовать перед трудностями. И понимаешь: человек на своём месте!