Рост инфляции складывается из темпов обесценения денег (монетарная инфляция) и повышения цен (инфляция издержек). В связи с ростом цен всё реально (а не только деньги) обесценивается. ЦБ и Минэкономики (а по их указанию и Росстат) лукаво учитывают только монетарную инфляцию.
Но людям эти статистические игры неважны. Людям интересно, на сколько выросли цены в магазинах. Поэтому, слушая лукавые заверения об инфляции в 4%, они, естественно, им не верят — они же ходят в магазины и видят, что тот же самый набор подорожал намного больше заявленных 4%.
МВФ и других международных спекулянтов тоже интересует только денежная инфляция — ведь инвестировать в реальную российскую экономику никто из них не собирается. Вот они и поддакивают заявлениям ЦБ. Да ещё и президент такими цифрами вводится в заблуждение.
Издержки же тем временем растут. Все растущие издержки в России — следствие плохого управления, от которого рушатся целые отрасли экономики, а число чиновников растёт в геометрической прогрессии. Вот губернатор имеет 19 заместителей, хотя зам у него должен быть только один. Насколько дороже делает добычу полезных ископаемых в регионе, который он возглавляет, эта прожорливая высокооплачиваемая орава? Все эти (а заодно и гипотетические) издержки предприниматели закладывают в цену товаров и услуг. Это и называется «инфляция издержек». Она выше денежной и составляет примерно 8%. Итого вместе с денежной инфляцией рост цен превышает у нас 12%.
При существующей системе даже при достижении контролируемой нулевой инфляции уменьшить издержки нельзя. Нужно повысить квалификацию управленцев, одновременно снизив их число, а не пытаться заменить одного бюрократа десятью, назначая «контролёров над контролёрами». Количество в качество здесь не переходит.