Одна женщина из Новороссии высказала такую точку зрения: в истории о том, как Ева съела запретный плод с дерева познания и протянула его Адаму, кажется, что Адам стал жертвой недоразумения. Но нет — он не оказался в изгнании из рая по неосторожности, от голода или автоматически. По ее мнению, Адам все прекрасно понимал: что это акт убийства собственной вечности. Но он увидел, что яблоко уже было надкушенное — и не кем-то, а Евой. И он делает этот шаг осознанно: он не мог оставить ее во времени, а самому остаться в вечности. Он не мог обречь Еву на страдания, а самому остаться в райском саду. Он пошел за Евой в ад, как Орфей за Эвридикой осознанно.

Это не связано ни с иудаизмом, ни с христианством — религии осуждают этот ход.

На мой взгляд, в этом есть что-то глубоко не теологическое, не религиозное, а нечто философски достоверное. Это было возможно только в случае великой любви. В этом была его жертва. Он сказал: если ты будешь вне рая, и я буду с тобой, если ты будешь рожать в мучениях, и я разделю с тобой трудности.

У католиков есть понятие felix culpa — «благословенная вина» (которую, конечно, в православии не признают). Согласно этой идее, если бы Адам не согрешил, Христос бы не пришел спасать мир. Ты совершил грех — да. Но если бы ты его не сделал, и вочеловечивания бы не было. В результате человеческий род был спасен — изначально Адам не был Богом, он был человеком. А в Христе, который вочеловечился и был Богом, это пересекалось. Это фундаментальное изменение структуры человека. Поэтому католики считают, что без откусывания яблока этого бы не произошло.

Но Адам не просто по-дружески разделил участь Евы: всё-таки мы имеем дело с архетипами. Он в самом себе видел что-то, что может спасти Еву. Не от змея, а от самой себя. Он спустился с ней, а это грехопадение, деградация и циклы — для того, чтобы спасти ее. Он пошел на это не потому, что его втянуло в бездну по какой-то инерции: он туда отправился осмысленно.

Если рассматривать этот сюжет не с теологической точки зрения, а как нарратив, это очень интересно, поскольку проливает свет на Логос Диониса.

Логос Диониса — это не просто распад порядка в хаосе или некое рассеивание Духа по множеству материальных предметов. Это сознательный спуск мужского, вечного, героического начала в бездну для того, чтобы эту бездну трансформировать, осветить ее своим собственным светом, сердцем. Это добровольная жертва, которая предвосхищает жертву Христа.

Может быть, это не лучшая идея, обсуждать такое во время Поста, но в чем-то это созвучно самой идее Поста: спуститься в бездну, в смерть, сознательно отречься от чего-то, двигаться по пути добровольного страдания и аскетики для того, чтобы воскреснуть, помочь другим, отдать себя в жертву другим.

ИсточникГеополитика
Александр Дугин
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...