Развитие сферы образования в Российской Федерации находится в сложной ситуации. Дестабилизирующее воздействие оказывают социальная и экономическая нестабильность, нехватка финансовых средств, кризисное положение, а также неполнота правовой базы в сфере образования.

Эти и другие проблемы обсудили постоянные члены и гости Брянского регионального отделения Изборского клуба на круглом столе 15 февраля 2019 года.

В рамках обозначенной темы Сергей Валерьевич Ушкалов, Председатель Брянского регионального отделения Изборского клуба, отметил, что в этой связи на первый план выходят качество образования, создание новых образовательных программ в учебных заведениях и направлений исследования в науке, отвечающих современному вектору развития цивилизации, поэтому необходимо определить приоритеты в развитии образования и науки.

«На сегодняшний день все сферы государства испытывают острый кадровый голод. Возросшие производственно-сбытовые возможности предприятий не покрываются кадровыми ресурсами. Поэтому нужно определить приоритеты в подготовке кадров в системе высшего образования. Для этого на первый план должна выйти программа социально-экономического развития страны. Исходя из этой программы, будет определяться развитие системы среднего и высшего профессионального образования. Нужно выбрать приоритетные прорывные отрасли народного хозяйства и готовить для них специалистов, в этой связи увеличить финансовую поддержку наиболее перспективных научных школ, пополняя их кадрами из студентов, аспирантов и так далее», — предлагает Сергей Валерьевич.

Также изменения в системе образования должны быть направлены на стимулирование инноваций в науке. Необходим план согласованных действий образовательной и промышленно-структурной политики, в котором будут учитываться направления перспективных разработок, развитие производств и требуемые для них научные и производственные кадры. Это позволит построить сбалансированную систему образования, науки и внести свой вклад в создание будущего.

Также Сергей Валерьевич отметил, что «существуют проблемы на этапе дошкольного образования. И главная проблема – это нехватка мест в детских садах, поэтому есть очереди для определения детей в данные учреждения.

Многие школы в настоящий момент переполнены, дети учатся в три смены, чего не было в советское время. Причем дети, которые учатся в среднюю смену, лишены возможности получать внешкольное образование, посещать кружки, курсы, секции. Из чего видно, что государство, стимулируя рождаемость материнским капиталом, оказалось не готовым к резкому росту рождаемости в середине нулевых годов. Через несколько лет бэби-бум достигнет вузов. В настоящее время региональные вузы испытывают дефицит в студентах, группы не наполнены, сокращены некоторые специальности, но ситуация эта временная, поскольку вузы скоро столкнутся с потоком студентов двухтысячных годов. Таким образом, необходимо с одной стороны подготовить квалифицированные востребованные кадры. С другой стороны, обеспечить создание производительных рабочих мест, которые будут соответствовать требованиям рынка. Окажутся ли вузы готовы к такой ситуации?».

Представитель Общественного совета Федерального партийного проекта ВПП «Единая Россия» «Российское село» Бондарева Ольга Михайловна считает, что «Министерству науки и высшего образования России следует уделить внимание финансированию региональных ВУЗов и средне-специальных учебных учреждений. Необходимо принятие мер системной поддержки высшего и среднего образования, технологической модернизации материально-технической базы и популяризации среднего специального образования». На сегодняшний день современное общество Российской Федерации находится на этапе преобразования существующего порядка организации жизнедеятельности. Итогом данных изменений станет ускоренная модернизация, социально-экономическое благополучие, развитие социально-культурной инфраструктуры.

Определяющими факторами успеха данных реформ станут средства образования. Наличие определенных природных ресурсов больше не является показателем конкурентоспособности. На первое место выходит человеческий интеллектуальный ресурс, который заключается в адаптации к быстроизменяющейся информационной среде, освоении новейших технологий, прогнозировании научно-технологического развития.

Постоянный член Брянского регионального представительства Изборского клуба, доктор исторических наук, профессор БГУ Шинаков Евгений Александрович в своем выступлении сообщил: «Целями образования считаю:

— Среднее-воспитание патриотизма и гражданственности, трудолюбия, уважения к старшим и т.д. Привитие навыков и желания к получению дальнейших знаний, осознанного подхода к выбору будущей профессии, целеустремленности;

— Среднее специальное, профессиональное. Подготовка узкопрофессиональных, практически подготовленных специалистов для востребованных в настоящий момент  и в прогнозируемом будущем отраслях хозяйства и общественной жизни. В соответствии с отраслевым заказом;

— Высшее. Подготовка специалистов высокой (но еще не высшей!) квалификации, заранее  ориентированных на определенную сферу деятельности, но способных в силу фундаментальности (обязательной!) подготовки в сочетании с практическими навыками и широким, на международном уровне, кругозором  к изменению рода (но, желательно, не сферы) деятельности, для чего необходимо привитие навыков и желания к самосовершенствованию, повышению профессионального уровня.

Конкретно для историков — умение логически и критически мыслить, сопоставлять, анализировать, сохранять объективность в оценке событий. Готовность к восприятию нового при сохранении апробированных традиций. В остальном — воспитывать поздно, можно только перевоспитывать, да и то на младших курсах».

Директор Центра живой истории «Кветунь» Павлов Юрий Михайлович выступил с докладом «Уроки живой истории в начальной школе. Опыт применения метода исторической реконструкции», в котором объяснил «важность применения исторического материала, который представляет большой потенциал, дающий возможность развивать потенциал учащихся. История позволяет развить творческую деятельность учащихся, их стремления к познанию. Ю. Л. Троицкий в своей статье отмечал: «Смысл исторического образования в школе мы видим в формировании исторического мышления, под которым понимаем набор мыслительных стратегий, дающих возможность школьнику самостоятельно интерпретировать события. Настоящее воспитание историей, на наш взгляд, заключается в предоставлении школьнику реальной возможности самовоспитания, которое состоит в «примеривании на себя» исторических костюмов, масок, ситуаций. Кроме того, предмет «История» позволяет школьнику преодолеть монологизм мышления, постоянно сталкиваясь с несовпадением точек зрений и позиций». Такой подход к формированию мышления уже в начальных классах помогает в дальнейшем сделать правильный социальный и трудовой выбор. Но на данный период времени школа является узконаправленной сферой социализации учеников. Трудовую принадлежность рабочего класса все же определяют средние специальные и высшие учебные заведения, именно в них происходит становление профессиональных качеств будущего сотрудника.

В настоящее время можно выделить основные проблемы высшего образования в Российской Федерации:

— соотношение требований работодателей и уровень компетенции выпускников вузов;

— устаревшая материально-техническая база, психолого-педагогическая база отдельных высших учебных заведений;

— сложившийся стереотип населения государства об убежденности обязательного наличия высшего образования, вследствие чего появилась избыточность на рынке образовательных услуг;

— снижение качества образования;

— недостаточное финансирование системы высшего образования;

— массовость и доступность высшего образования, которые привели к усреднению и упрощению учебного процесса, то есть ориентация такого образовательного процесса – на «среднего» студента.

Рост численности российских вузов, вследствие чего и высокое число выпускников, влечет не только положительные, но отрицательные последствия. Можно предположить, что в данной ситуации возможен кризис рабочих мест, так как в настоящий момент потенциал рынка труда Российской Федерации не сможет в полной мере удовлетворить притязания выпускников высших учебных заведений. Таким образом, вынужденная безработица и становится причиной социальной напряженности в обществе.

Снижение качества образования в наибольшей степени связано с нерегламентированным стандартом преподавания. Согласно закону Российской Федерации «Об образовании», как фундамента обучающей системы государства, концепция развития высшей школы стала максимально «самостоятельной», вне идеологий и административного влияния. Однако, данная «свобода преподавания» стала причиной размытых понятий о конечных итогах изучения той или иной дисциплины, что является немаловажной информацией для студента.

Для наиболее эффективного и перспективного развития образования на территории Российской Федерации необходимо проводить работу по реформации образовательных программ, ужесточению законодательных норм в антикоррупционной деятельности, а также введение новых критериев Государственных образовательных стандартов (ГОС) в области преподавания и требования к профессорско-преподавательскому составу.

Кроме того, на данный момент рынок труда переживает дефицит рабочих среднетехнических специальностей. Абитуриенты предпочитают обучение в высших учебных заведениях на коммерческой основе бюджетному среднетехническому образованию в колледжах, техникумах.

Подводя итоги круглого стола, стоит выделить образование в национальный приоритет, и только при этом условии Россия будет суверенным и сильным государством, которое способно достойно ответить на угрозы и вызовы современного мира.