У нас был непростой период в отношениях с Грузией. Грузия жестко выступала за выход из СССР, затем там вспыхнула волна русофобии — грузинская политика строилась на оппозиции России и движения в сторону НАТО. 1990-2000-е годы сложилось так, что Грузия оказалась по ту сторону баррикад. После нападения на Цхинвал мы ввели войска в Южную Осетию и Абхазию, ответив на действия Саакашвили.
Сейчас ситуация изменилась. В отношениях с Грузией остается глубочайший трагизм от разрыва — это православная страна, традиционная, древняя культура, которую все русские люди всегда любили.
Но даже в критические годы наши патриархи, несмотря ни на что, всегда сохраняли хорошие отношения. Мудрость церковных пастырей показывала, что наши политические противоречия представляют собой аномалию, катастрофу, что может разрушить братство близких православных народов. Грузия — наша святыня, духовное значение Грузии имеет для нас колоссальную важность.
После трагических ситуаций, которые нас разделили, не было победы — это разделило нас. Но стремление навязать жесткий пролиберальный грузинский национализм, причем под эгидой США, привело к катастрофе.
Однако это в прошлом. Сейчас ситуация, как ни странно, нормализуется — русский и грузинский народы тянутся друг к другу. Сейчас настал момент, когда настало время предложить позитивный план.
Сейчас грузины уже выбирают между Западом и Грузией. Когда грузинское общество стоит перед серьезным выбором — в Грузии назревает консервативный переворот. Напряжение между прозападными элементами и грузинским традиционализмом тоже нарастает.
Как должны действовать мы? Мы должны протянуть руку грузинским традиционалистам.
Что касается Абхазии и Южной Осетии — это временная ситуация — статус кво, конечно, может продлиться, но что это за государственность? Либо присоединять к России эти территории, либо в новом контексте говорить о нормализации отношений с Грузией, предлагать другой вариант — но уже с гарантиями, свободами. Сейчас мы стоим перед новым этапом грузинской истории и развитием российско-грузинских отношений.
Наши противники в Грузии разыгрывают карту противостояния с Россией как аргумент в свою пользу. Это, конечно, ложь, и ничего хорошего от прозападных политиков после вступления в НАТО не будет. Сейчас все средства пущены в оборот.
Грузия — на пороге перемен, и грузинский традиционализм становится все более сильным фактором. Грузия — часть нашей православной цивилизацией, которые входят все больше в противостояние с антихристом. Мы должны содействовать восстановлению Грузии в новом контексте и с новыми силами — а также с мудреющими руководителями. В политике все меняется — есть только глубинные отношения между народами, духовная связь и родство культур.
Мы видим рост про-грузинских сил, которые должны быть нашими главными союзниками. Нам не нужны «вассалы» — нам нужны друзья. Сама история подталкивает нас в этом направлении.