На Украине состоялись выборы в Раду. Рада изменилась в одночасье. В ней произошли перемены столь разительные, что кажется, будто в выборах участвовал другой народ. Но это всё тот же украинский народ, прошедший сквозь ужас государственного переворота, войны, распад территории, чудовищное обнищание, непрерывное физическое и моральное насилие. Именно этот народ, голосуя на выборах, сделал Раду неузнаваемо новой.
Главная новизна — с треском провалилась «партия войны», этот чванливый, упитанный, хлюпающий кровью, как плохо прожаренная котлета, Порошенко сошёл на нет. А с ним сошла на нет лютая пропаганда ненависти, войны, русофобии. Остальная часть Рады по-разному, с разной лексикой и подходами, демонстрирует объединённую «партию мира». Зеленский, Медведчук, Тимошенко — все они в разной степени миротворцы. Это громадная победа украинского народа, двух славянских народов — украинцев и русских, всех народов планеты, каждый из которых, пусть в самой малой степени, ощущал дыхание гражданской войны на Украине. Крохотные ростки мира — робкие, уязвимые, появились в отдельных местах политического ландшафта Украины.
Есть договорённость по обмену пленных «всех на всех», будь то представители Киева, Донбасса или России. Настойчивы разговоры в верхах о возможности обменять журналиста Вышинского, томящегося в тюрьме СБУ, на украинского режиссёра Сенцова, сидящего в ямальской тюрьме в Лабытнангах.
Достигнуто соглашение о прекращении огня — не на время, а навсегда. Уже артиллерия уходит со своих огневых позиций, перемещаясь подальше от Луганска и Донецка. Перестали рваться снаряды по обе стороны линии фронта. По решению Москвы русский газ пойдёт на Украину по сниженной цене. И украинцы не смогут не испытать благодарности. Рассматривается схема, согласно которой уголь, добытый на Донбассе, пойдёт в полном объёме на Украину, что будет означать начало торговли.
Несмотря на свирепую геббельсовскую пропаганду русофобии украинский народ сберегает в себе представления о единстве украинцев и русских, о единой православной вере, и «томос», любимое детище Порошенко, испарился на глазах, как нелепый фабрикат. Триста лет совместной истории, где украинцы и русские вместе сражались, возводили великие заводы, строили великие самолёты и реакторы, создавали великие кинофильмы, триста лет совместной исторической жизни и творчества, где каждый второй русский — это украинец, а каждый второй украинец — это русский, всё это не могло быть испепелено чудовищными ожогами, когда Порошенко прикладывал раскалённый шкворень к сознанию украинских людей.
Похоже, что крымская проблема для большинства украинцев уже перестала быть болезненной. Но Донбасс по‑прежнему является камнем преткновения, о который спотыкаются все переговоры. Сейчас бессмысленно и рано предлагать конкретный план по умиротворению в Донбассе. Этот план будет умозрительным, кабинетным. Такой план возникнет, когда в Донбассе установится прочный мир, когда перестанут бить вулканы ненависти, когда возникнет атмосфера доверия между Киевом и Донбассом. Это возможно лишь при прямых переговорах обеих сторон. Тогда в мирном воздухе и возникнет этот проект, как коллективный труд миротворцев — тех, о ком в Евангелии сказано: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».
Быть может, этот взгляд на итоги украинских выборов слишком прекраснодушен, ожидания чрезмерно завышены. Снаряды продолжают падать на окраины Донецка и Луганска, хирурги принимают в свои операционные раненых с осколочными ранениями. Но перелом на Украине случился. Он не мог не случиться — тьма не может быть вечной.