— Александр Иванович, новости последних месяцев не напоминают ли Вам страницы Вашей книги «Исход»?

— К новостям стараюсь не прилипать. Этому учит нас православная аскетика. А именно, взвешенному наблюдению, дистанционному слежению за переменами, прежде всего, внутри себя, а потом и во внешнем мире. С некоторых пор хранение души стало для меня главным жизненным интересом, сутью и образом жизни. Вот уже несколько лет я почти не занимаюсь общественным активизмом в общепринятом смысле. Тем не менее, за политической жизнью приглядываю и, увы, не могу не констатировать, что безумие на всех уровнях и, прежде всего, на «цивилизованном» Западе, неуклонно нарастает. Общая картина выстраивается весьма близкая к тому, что 12 лет назад внезапно вторглось в мою голову предощущением грядущих нестроений. Тогда я это выразил в своей повести «Исход».

Кстати, в этой книге движение беды описано как раз с Запада. Я писал, что волнение охватило все регионы мира. Повсюду началась война всех со всеми, без четких границ и ясных целей. Глобальная смута или безумие.

Если вспомнить, в то время в мире было относительно спокойно.

— Так ли спокойно?

— По сравнению с нынешней ситуацией – да. Конечно, некоторые события внушали тревогу. Почти еще не было оранжевых революций. Правда, нарастало с ускорением наглое военное вмешательство Америки на всех континентах. Помните? Сербия, Ирак, Афганистан, Сомали и так далее.

Но сегодня это происходит в куда более широком масштабе. Мировой пожар разжигается в Латинской Америке, Африке и подбираются к Китаю. У меня нет сомнений, что настоящая империя зла, каковой является американский новый Вавилон, погибая, дотянет костлявые руки и до Поднебесной. Не оставляя в покое и Россию, конечно. И будет тянуть руки, пока не сдохнет.

В апокалипсисе святого Иоанна Богослова для разных людей присущи разные эмоции. Верующие христиане не пессимисты, а скорее реалисты, которые не хотят поддаваться обманным трелям гомеровских сирен. В древней церкви во время литургии второе пришествие Христа, то есть конец времен, не просто упоминали, а призывали. Люди молились, чтобы цивилизация как коллективный плод всечеловеческого зла и греха, поскорее отжила свой век и настало царство небесное.

— Справедливо ли называть Вашу повесть апокалиптической?

— Тут нужна важная оговорка. В моем «Исходе» нет темных, панических и катастрофических настроений.

Беда надвигается с охваченного огнем Запада. Конечно, это не утешает, Россия тоже попалась в воронку. Другое дело, что на «благословенном» Западе бедствия начнутся раньше и будут жестче, чем у нас. Причина в том, что некогда христианская Европа стала апостасийной лет на 500 раньше, чем Россия, отступив от Христа, а вместе с ним –  от чистоты ума и жизни, от здравых нравов, сдерживающих наступление пороков, наступление безбожия.

Мы мало знаем об Америке, а там мы видим плавильный котел мнимой исключительности, который вот-вот взорвется. Покажет свою слабость перед расовыми, социальными и иными беспорядками. А в Европе? Колонизаторы, как мы и предсказывали много лет назад, платят по векселям. И что же мы видим? С одной стороны – мусульмане-беженцы, с другой –  изнеженное, развращенное коренное население Европы.

— А чего ждать России?  

— Разумеется, мне и в голову не приходит считать себя пророком. Это лишь беглые наблюдения, основанные на личном опыте. В современной России мы видим немало печального.

Равнодушие и беспомощность властей, скрытую и явную измену в правящих кругах, утрату исконно русской заботы о земле, бездумную урбанизацию, провалы в семейной политике и демографии… Все это и многое другое, с оговорками по поводу некоторых успехов Кремля во внешней политике, и составляет нашу печальную реальность.

Мы видим разграбленную и обманутую страну. Но не может Россия стать богооставленной.

Поэтому в «Исходе» описаны как картины разрушенного гнилого бытия последнего русского царства, так и ростки возрождения.

Царство Небесное не только в благостном социуме под песнопения и благодатный спокойный труд. Оно и в пекле испытаний, в горниле разрушения и гниения той гнусной модели, которую наши западные партнеры нагло навязали России… Верю, что мы перетерпим, пересилим и это очередное историческое испытание. Бог Россию не сдаст – как в притче о семи тысячах верных, о которых Он говорил еще пророку Илие, которому, как и нам сейчас, казалось, что все пропало и Церковь погибла.

Поэтому мы думаем об Апокалипсисе, но не о тёмном, а о спасительном, ибо для верующего человека, смертного, как и все прочие, подлинной Отчизной, целью и смыслом бытия является Град Господен, который обетован нам Христом и достигается верой и жизнью по Христу.

ИсточникПереправа
Александр Нотин
Нотин Александр Иванович – русский общественный деятель, историк, дипломат. Руководитель культурно-просветительского сообщества «Переправа». Руководитель инвестиционной группой "Монолит", помощник губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...